АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Сочнева Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Домнина Анна Ивановна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье авторы рассматривают основные научные подходы к проектной деятельности на уроках технологии в школе. Производится анализ имеющихся исследований педагогов в этой области и выделены основные особенности данного вида деятельности.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сочнева А.С., Торопова А.И., Домнина А.И., Шамина Е.М. Анализ научных подходов к проблеме проектной деятельности на уроках технологии // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91073 (дата обращения: 16.03.2024).

В примерной программе «Технология. 5-9 кл.» 2015 г. под ред. Е.Я. Когана дано следующее определение: «Проектная деятельность – способ преобразования действительности в соответствии с выявленной целью.» В основе проектной деятельности учащегося лежит деятельность по изменению реальности, которая включает этапы разработки, реализации проекта и оценки результатов его реализации, и деятельность педагога по его сопровождению.

Проектная деятельность – одна из наиболее популярных форм организации работы с обучающимися. Она находит в последнее время все более широкое распространение в образовательной системе разных стран мира. Метод проектов – это организация обучения, благодаря которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Этом метод появился во второй половине ХIХ века в сельско-хозяйственных школах США, где слушатели выполняли проект по заданной теме, в ходе которого они получали не только теоретические знания, но и приобретали практические умения и навыки.

Более подробное освещение метод проектов получил в работах американских педагогов Дж. Дьюи, Э. Коллинза, У.Х. Килпатрика, и др. Джон Дьюи в начале ХХ века применял метод проектов в прагматической педагогике для организации целесообразной деятельности детей с учетом их личных интересов. Этот метод более четко сформировался в США к 1919 году. В 20-е годы советская школа активно внедряла и использовала метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развитие ученика – после распространения издания брошюры У.Х. Килпатрика “Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе” в 1925 году [1].

В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торидайка и других американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем:

-                   с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;

-                   деятельность строится не в русле учебного предмета;

-                   опора на сиюминутные увлечения детей;

-                   истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения появились в России практически параллельно с наработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была создана небольшая группа сотрудников, активно использовавших проектные методы в педагогической практике. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства были другие проблемы: экспроприация, коллективизация, индустриализация. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

-                   не было учителей, способных работать с проектами;

-                   не было разработанной методики проектной деятельности;

-                   чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

-                   «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

-                   отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

Н.О. Яковлева, указывая на использование специфических средств в проектировочной деятельности педагога, условно разделяет их на материальные (законодательные акты, документация по проекту, компьютерные и технические средства, схемы, таблицы и т.д.) и духовные (общие средства научных исследований, социальный заказ, ключевые теоретические положения смежных наук и т.д.).  При этом отмечается большее значение средств второй группы.

Другие исследователи к средствам проектирования на инструментальном уровне относят психологические механизмы творчества, мысленные процедуры, которые производит мозг как моделирующее устройство. Интуитивное, логическое и процедурное мышление субъекта проектирования выступают механизмами проектировочной деятельности. На содержательном уровне ряд исследователей в качестве средств проектирования выделяет теорию решения задач; систему знаний о способах моделирования, конструирования и реконструирования идеальных и социальных объектов; систему знаний о педагогических технологиях; систему знаний о способах решения педагогических ситуаций, задач и проблем.

Козупеева И.А., почетный работник образования города Москвы, учитель технологии государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа №384 имени Д.К. Корнеева» в своей статье пишет, что учебный творческий проект по технологии – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, выполненное при консультационном участии учителя. Цель любого проекта – создание нового, эффективного, конкурентоспособного и экологического продукта, отвечающего потребностям человека.

Современное образование XXI века является одним из средств развития и самореализации человека, оно нацелено способствовать становлению личности, способной к самосознанию, гражданской ответственности, инициативности, толерантности, способной успешно социализироваться в обществе. Необходимым условием успешности выполнения заказа потребителя на оказание образовательных услуг в области исследовательской и проектной деятельности является мониторинг выполнения обучающимися исследовательских и проектных работ, представление итоговых результатов.

Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Автором выделяются следующие этапы выполнения проекта [2]:

I.                        Организационно-подготовительный этап. Первый шаг на пути проектирования- выбор и обоснование проекта. Следующим шагом является процесс конструирования изделия, формирования конструкции. Заканчивается организационно-подготовительный этап планированием технологии изготовления. Выходным документом при этом являются технологические карты на изготовление изделий и сборку.

II.                        Технологический этап. Выполняются трудовые операции, предусмотренные технологическим процессом. В работе необходимо соблюдать технологическую, трудовую дисциплину.

III.                        Заключительный этап. На этом этапе выполняется рекламный проспект, производятся экономические расчёты, определяется себестоимость изделия, предполагаются возможные пути его реализации, защита проекта.

Таким образом, проектная деятельность – одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися представляющая собой способ преобразования реальности в соответствии с выявленной целью, самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, выполненное при консультационном участии учителя.


Библиографический список
  1. Бабина, Н.Ф. Контроль и оценивание качества обучения по «Технологии» // Н.Ф. Бабина. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 220 с.: [Электронный ресурс] URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276771 (дата обращения: 11.09.2019).
  2. Наука и школа: общероссийский научный журнал по педагогике, психологии, истории: журнал // гл. ред. В.Б. Новичков; учред. Московский педагогический государственный университет. – Москва: МПГУ, 2017. – № 6. – 216 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация