УДК 32

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

Абдулов Марк Климович
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Факультет заочного и дистанционного обучения, магистратура

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы развития современных информационно-телекоммуникационных систем, использующих биометрические данные человека, в целях противодействия незаконной миграции иностранных граждан на территорию Российской Федерации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что международная незаконная миграция – одна из ключевых проблем современности. За последнее десятилетие она достигла угрожающих масштабов. В первую очередь это обусловлено нестабильной ситуацией в развивающихся странах, активизацией деятельности террористических организаций. Военные конфликты на Украине и на Ближнем Востоке, безработица, демографические проблемы – все это влияет на потоки мигрантов, хлынувшие в Россию и на Запад. Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере незаконной миграции. Предметом исследования являются пути противодействия незаконной миграции иностранных граждан на территорию страны, в первую очередь, научно-технические методы противодействия нелегальной миграции, построенные на использовании современных информационно-телекоммуникационных систем. В ходе исследования рассматривается сущность незаконной миграции и мигрантов, определяются федеральные органы власти Российской Федерации, в полномочия которых входит деятельность по противодействую незаконной миграции, рассматриваются вопросы использования современных информационно-телекоммуникационных систем, использующих биометрические данные человека, в целях противодействия незаконной миграции иностранных граждан на территорию Российской Федерации. На основании обозначенных проблем осуществления на территории Российской Федерации противодействия незаконной миграции, достигается цель настоящего исследования, которая заключается в разработке и внедрению современных технических решений, направленных на совершенствование рассматриваемого процесса. Задачи исследования определяются в соответствии с его целью и состоят в рассмотрении теоретических и практических основ данной работы. Методами настоящего исследования являются системный подход и метод анализа и синтеза. Реализация предложенных в настоящей статье мероприятий поспособствует совершенствованию процесса противодействия незаконной миграции иностранных граждан в Российскую Федерацию.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Абдулов М.К. Использование современных информационно-телекоммуникационных систем и противодействие незаконной миграции // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/01/91290 (дата обращения: 03.02.2020).

Научный руководитель – канд. полит. наук Е.В. Шевцова

С точки зрения уголовного закона незаконная миграция – это незаконный въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконное пребывание в Российской Федерации или незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации[1].

Современная наука выделяет множество определений незаконной миграции, и каждый автор и исследователь предоставляет свое, но в общей сложности все определения объединяют следующие признаки:

- пересечение государственной границы в обход установленных пунктов пропуска, как говорят пограничники, «по зелёной границе», т.е. нелегальным путем;

- въезд на территорию страны без наличия действительных документов для осуществления указанных действий;

- получение документов и разрешений на пребывание в стране или выезд из неё обманным путем, запрещенным на законодательном уровне;

- пребывание на территории страны с «просроченными документами», т.е. с документами, срок действия которых истёк, и, следовательно, прекращено действие пребывания в стране;

- заключение фиктивного официального брака, который даёт возможность остаться в той или иной стране;

- другие признаки, позволяющие определить тот факт, что гражданин нарушает законодательство действующей страны по пребыванию на её территории и пересечение её границ.

В отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации, в науке различают три составляющие нелегальной миграции: незаконный въезд, незаконное пребывание и незаконную занятость[2]. При этом незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации представляет наименьшую опасность для государства, в связи с чем на его подробном рассмотрении в данной статье мы останавливаться не будем.

Под незаконным въездом понимается нарушение установленных Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[3] правил въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства. Под незаконным выездом понимается нарушение установленных Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил выезда из Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Незаконная занятость охватывает трудовую деятельность иностранцев, осуществляемую ими в нарушение Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[4].

В России незаконная миграция входит в число ключевых угроз для экономики. В Стратегии нацбезопасности до 2020 г. прямо говорится о повышении уровня риска, связанного с неконтролируемым перемещением иностранных граждан.

Незаконная миграция способствует возникновению и развитию определенных негативных явлений, таких как:

  • утечка из России финансовых, в первую очередь, валютных средств;
  • существование и развитие этнических сообществ иностранцев в тех регионах России, в которых нет недостатка в трудовых ресурсах, что  приводит к возникновению межнациональных конфликтов и, в целом, к дестабилизации социально-политической ситуации;
  • возникновение угроз безопасности России, связанных с проникновением на территорию России потенциально-опасных элементов (членов террористических организаций, трансграничных преступных группировок, антироссийски настроенных граждан и пр.);
  • формирование угроз территориальной целостности государства, обусловленных ростом количества мигрантов в приграничных районах, что может быть в последующем использовано для «мирного отчуждения данных территорий»;
  • растущая нагрузка на социальную инфраструктуру, в частности, на здравоохранение и образование, что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим, увеличивает нагрузку на местные бюджеты и усложняет социально-экономическую ситуацию.

В разных странах предпринимаются различные меры по противодействию незаконной миграции. Так, к примеру, в России ужесточаются правила въезда в страну и пребывания в ней. Кроме того, устанавливается уголовное наказание за организацию незаконной миграции.

Относительно мер противодействия незаконной миграции, то их может быть множество, но нельзя однозначно сказать помогут они или нет. В страну будут ехать до тех пока, пока в ней можно заработать. И не все захотят официально получать доход и платить еще налоги в бюджет.

Стоит отметить, что, несмотря на множество принимаемых мер, незаконная миграция все еще остается одной из главных проблем современного общества. По разным оценкам, в России ежегодно 3-5 млн иностранцев находятся и работают нелегально.

Ответственность за незаконную миграцию предусмотрена практически в каждой развитой стране. На фоне обострения миграционного кризиса многие государства понимают необходимость тесного взаимодействия. Для его обеспечения создаются оперативные каналы связи, по которым идет активный обмен информацией между правоохранительными структурами стран-партнеров. Такое взаимодействие позволяет осуществлять согласованные действия по регулированию потоков иностранцев, контролю за незаконной миграцией, пресечению трансграничной преступности. Россия, к примеру, является участницей Соглашения о сотрудничестве, подписанного между странами ШОС. Межгосударственное взаимодействие, несомненно, приносит результаты. Так, за последние 10 лет наблюдается существенное изменение структуры преступности иностранцев. Значительно уменьшилось число тяжких, особо тяжких посягательств. Эти изменения обусловлены главным образом совершенствованием государственной миграционной политики, применением мер ответственности к нарушителям законодательства.

Противодействие незаконной миграции иностранных граждан на территорию Российской Федерации осуществляется через взаимодействие Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по труду и занятости населения[5]. Данные федеральные органы власти страны осуществляют обмен информацией в сфере незаконной миграции, проводят совместные контрольно-проверочные и оперативно-розыскные мероприятия, выявляя, пресекая, предотвращая противоправные действия иностранных граждан в данной области.

Практика показывает, что для выработки оптимальных механизмов регулирования и прогнозирования миграционных процессов требуется постоянный мониторинг количественного состава мигрантов, пребывающих в Российскую Федерацию, включающий в себя всесторонний анализ большого объема различного рода информации. Не случайно один из разделов утвержденной Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года посвящен именно информационно-аналитическому обеспечению реализации миграционной политике.

Для реализации данных положений органы, осуществляющие противодействие нелегальной миграции, используют соответствующие информационно-телекоммуникационные системы, в первую очередь автоматизированные информационные системы.

Итак, автоматизированная информационная система (АИС) – это совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации.

Применительно к теме статьи рассмотрим соответствующую АИС. Так, вся информация, касающаяся иностранных граждан, начиная от выдачи приглашений на въезд в Россию, заканчивая тем, кто из иностранных граждан стал жертвой преступления на территории РФ, систематизируется и накапливается в центральном банке данных учёта иностранных граждан (АИС ЦБДУИГ, ЦБДУИГ) на основании Инструкции, утвержденной приказом МВД № 518 от 03.07.2006 г.

Нормативно-правовым основанием существования АИС ЦБДУИГ является 2 приказа МВД – № 148 от 10.03.2006 г. (совместный с ФСБ и другими ведомствами) и № 518 от 03.07.2006 г. Именно эти 2 документа из числа несекретных регламентируют, как должен работать ЦБДУИГ, какая информация должна быть в ЦБДУИГ, кто к нему имеет доступ и т.д.

Указанная автоматизированная информационная система ведётся подразделениями по вопросам миграции территориальных органов внутренних дел. Вместе с тем, другие государственные органы, осуществляющие противодействие незаконной миграции, как правило, имеют доступ к данной системе только по соответствующим письменным запросам. Так, в подразделениях пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России, т.е. непосредственно в пунктах пропуска через государственную границу России, информационная система ЦБДУИГ отсутствует, что зачастую не позволяет выявлять нарушителей-нелегалов при въезде в страну.

Кроме того, в настоящее время в ЦБДУИГ не заносится информация от стран-партнёров, там отсутствуют сведения, позволяющие в автоматическом режиме выявлять нелегалов и пресекать их противоправные действия. Не редки случаи, когда иностранцы – нарушители российского законодательства, используя различные ухищрения (смена установочных данных в стране исхода, использование поддельных, подложных либо чужих документов на право пребывания в России), въезжают в Россию и находятся здесь длительное время.

Полагаем, что результативность предупредительной работы во многом зависит от согласованности уполномоченных органов, своевременного обмена информацией между органами, осуществляющими противодействие незаконной миграции. В связи с чем для повышения эффективности данной деятельности целесообразно внедрять современные технологии и информационно-телекоммуникационные сети, предназначенные для оперативного обмена информацией, позволяющей своевременно выявлять незаконных мигрантов при их въезде в Российскую Федерацию.

Для совершенствования процесса противодействия нелегальной миграции полагаем целесообразным принять следующие изменения.

1. Расширить возможности АИС ЦБДУИГ путём ввода новых подсистем (информационных массивов), содержащих биометрические данные иностранцев (фотоизображение высокого разрешения, дактилоскопическая информация, рисунок радужной оболочки глаза), сведения об иностранцах, въезд которым в Россию не разрешён, находящихся в розыске и пр. Также ввести сведения от стран-партнёров о лицах, находящихся в розыске по линии Интерпола, участвующих в организации незаконной миграции, потенциально-опасных лиц (подозреваемых в причастности к террористической деятельности, совершению иных преступлений).

2. Оснастить пункты пропуска через государственную границу  техническими средствами, позволяющими считывать биометрическую информацию и заносить её в цифровом виде в информационные массивы ЦБДУИГ (сканеры отпечатков пальцев, радужной оболочки глаза, системы распознавания лиц и пр.).

3. Оснастить пункты пропуска через границу автоматизированными рабочими местами для доступа к ресурсам ЦБДУИГ, предоставив право доступа к ним сотрудникам пограничной службы.

Указанные нововведения позволят автоматически идентифицировать прибывающих в страну лиц и сравнивать данные с информационными массивами АИС ЦБДУИГ, выявляя, таким образом, нелегальных мигрантов и иных лиц, представляющих потенциальную опасность для Российской Федерации. При своевременном выявлении нарушителей в их отношении в соответствии с законодательством Российской Федерации[6]  может быть принято решение о неразрешении въезда в страну, что позволит избежать возможных негативных последствий от пребывания нелегалов в России и воспрепятствовать совершению ими преступлений на территории нашего государства.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 17 июня 1996 г. – № 25.
  2. Уголовное право России. Особенная часть.: учебник. 2-е изд., дополн. и перераб. / Под ред. В.И.Гладких. – М.: МЮИ, 2013. – С.349.
  3. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 19.02.2018)// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 34. -Ст. 4029.
  4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ(ред. от 31.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. –2002. -№ 30. -Ст. 3032.
  5. Гузиенко В. С. Миграционная политика. – 3 изд. – Москва : Мысль, 2018. – С. 20.
  6. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 19.02.2018)// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 34. – Ст. 26, 27.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Абдулов Марк Климович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация