УДК 342.92

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
Субъект административного права – это участник управленческих отношений, наделённый законодательством правами, обязанностями, компетенцией, полномочиями, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения [2]. В статье рассмотрены индивидуальные и коллективные субъекты административного права, физические лица и организации, а также охарактеризовано правовое положение гражданина как субъекта административного права.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Субъекты административного права // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/01/91133 (дата обращения: 02.02.2020).

Субъект административного права – это участник административных правоотношений, в которые он вступает либо по желанию, либо в силу должностных обязанностей. Например, гражданин оспаривает в суде постановление, принятое органом исполнительной власти, если оно нарушает права и свободы гражданина. Он вправе не оспаривать это постановление.  Традиционно среди субъектов административного права выделяют физическое или юридическое лицо (организация), последние осуществляют функции исполнительной власти, выполняют координирующие, контрольно-надзорные, распорядительные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, а также они рассматривают правонарушения, совершаемые физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в сфере общественного порядка и т. д. [2].

Различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права. К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Они не состоят в устойчивых организационных отношениях с органами исполнительной власти. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся в силу совершения действия, выполнения обязанности, получения разрешения (лицензии) государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти и т. д. Индивидуальным субъектом административного права также является государственный служащий или должностное лицо. Эти лица занимают должности в государственных органах, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с государственными органами; их статус регламентирован законодательством; они выполняют компетенцию государственных органов и имеют государственно-властные полномочия; действуют и принимают решения от имени государственных органов.

Коллективный субъект административного права представляет собой группу людей – организацию, которая выступает самостоятельным субъектом права; деятельность и их порядок создания регламентированы законом. Коллективные субъекты административного права действуют от своего имени, нормативные правовые акты наделяют их правами и возлагают на них  обязанности [2].

В стабильном гражданском обществе и правовом государстве регулирование правового положения гражданина как субъекта административного права занимает центральное место, где государство в виде государственных органов и должностных лиц призваны служить обществу. Основной задачей государства и права, как средство выполнения государственных функций является обеспечение развития гражданского общества, защиты порядка и безопасности граждан.

Основной характеристикой граждан как участников административных отношений является то, что они действуют как частные лица, то есть осуществляют личные гражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права должностных лиц.

Административно-правовое положение граждан определяется административной правосубъектностью, образуемой административной правоспособностью и дееспособностью. Гражданин как участник административных правоотношений и субъект административного права, должен обладать административной правоспособностью. Она подразумевает возможность иметь субъективные права и исполнять юридические обязанности административно-правового характера, обеспеченную государством. Административная правоспособность возникает с рождения и прекращается со смертью [3].

Дееспособные граждане осуществляют права и обязанности, вступив в административные правоотношения и являются стороной, выполняющие требования органов исполнительной власти, или стороной, которая реализует свои права. Правоспособность является условием возникновения правоотношений, предпосылкой приобретения прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права сопровождается наступлением юридических фактов, которые образуют правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему административной ответственности. Участник административно-правовых отношений, наделенный законодательством правами и обязанностями, рассматривается как субъект административного права.

Так административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности других субъектов административного права. Реализация правоспособности физических и юридических лиц невозможна без волеизъявления физического лица или должностного лица, представляющего государственный орган [2].

Субъекты административного права разделяются на две группы: физические лица и организации. Основой этого разделения являются различия в выражении воли, интереса, и совокупности полномочий субъектов – физические лица имеют полномочия, которые несвойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации.

Физические лица, как субъекты административного права, включают четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов взята степень связи лица с государством и образуемый от этого правовой статус лица. Организации разделены на государственные и не государственные. Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством. Негосударственные организации не выполняют задачи и функции государства [3].

Обобщая вышеизложенное охарактеризуем субъект административного права как физическое лицо, организация или социальная общность, участвующие в административно-правовых отношениях, и, наделённые определенными правами и обязательствами, исполняемые субъектами добровольно или по воле других субъектов. Данное понятие предусматривает все без исключения главные свойства субъекта административного права: это физическое лицо, организация или социальная общность; субъект имеет права и обязанности, установленные нормами административного права; эти права и обязанности реализуются по желанию субъекта или вопреки его воли; субъекты административного права могут являться субъектами административно-правовых отношений [4].

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020).
  2. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005. – 800 с.
  3. Субъекты административного права [Электронный источник] – URL: https://zinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/150_lekcii_gos_regulir_22/097.htm (дата обращения: 06.01.19).
  4. Соболева Юлия Викторовна К вопросу о понятии субъекта административного права // Вестник СГЮА. 2015. №4 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-subekta-administrativnogo-prava (дата обращения: 06.01.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Илюшина Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация