УДК 371.3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сочнева Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Домнина Анна Ивановна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье авторы рассматривают вопрос организации проектной деятельности в рамках школы. Описываются основные рекомендации, которых должен придерживаться учитель, а также рассматриваются этапы.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сочнева А.С., Торопова А.И., Домнина А.И., Шамина Е.М. Методические рекомендации для учителя по организации проектной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/01/91074 (дата обращения: 13.02.2020).

Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» [1].

Для учителя, как и для обучающихся, необходимо соблюдать определенные этапы проектной деятельности:

1. Подготовка к проектной деятельности

Работу по организации проектной деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки учащихся. Знание особенностей учащихся поможет оптимально организовать занятия в НОУ, выбрать формы и методы работы. Анализ оценки учащихся уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет спланировать работу с учащимися при выполнении проекта, помогает в поиске и выборе направлений в проектной деятельности. С учетом интересов учащихся, можно составить банк с тематикой проектов.

При подготовке к проектной деятельности нужно учитывать следующие аспекты:

  • Индивидуальные особенности обучающихся;
  • Материально-техническое оснащение школы;
  • Новизну и актуальность выбранного проекта;
  • Сложность в зависимости от возраста обучающихся и поставленных целей;
  • Возможность апробации проекта на конкурсах и НОУ.

Ведение проектной деятельности возможно лишь в том случае, если учащиеся будут владеть алгоритмом проектной деятельности. Можно составить портфолио документов по подготовке и проведению проектной работы.

2. Запуск проекта

Прежде чем осуществить запуск проекта, необходимо вспомнить его структуру:

Рисунок 1. Структура проекта

Для успешного запуска проекта учитель должен соблюдать следующие этапы:

I. Определение темы проекта («Учитель – советчик»). На организационном этапе работы учитель проводит вводную беседу, для того чтобы выяснить уровень подготовки учащихся по данному типу деятельности. В зависимости от того, насколько старшеклассники владеют теоретическим материалом о проектной технологии, будет зависеть сложность работы над проектом [2].

Учащимся предлагаются вопросы: Что такое проект? Какова структура проекта? Назовите этапы работы над проектом. Каковы основные требования к проектной деятельности? Учитель может подготовить наглядную – карточку «Структура проекта».

Для учителя важно постоянно следить за тем, какие темы для проектов выбирает ученик, так как излишняя трудность темы чаще всего бывает причиной невыполнения задания.

II. Выявление проблемы и цели проекта («Учитель – помощник»). На данном этапе работы над проектом учитель помогает грамотно составить вопросы для социологического опроса, который поможет определить потребность в данном проекте. Необходимо дать обучающимся возможность поразмышлять, какие вообще есть проблемы в предложенной области, почему они являются важными и как их можно решить.

III. Составление плана работы. Сбор информации. «Учитель – организатор действий». Выбрав методы работы, определившись с темой проекта и проблемой, которая будет решаться в ходе его выполнения, учащиеся определяются с планом работы. Для этого можно задать вопрос «Что нужно, для того, чтобы проект был полностью реализован? Какие действия для этого необходимы?». Учитель редактирует план действий, и учащиеся приступают к его реализации [3].

3. Выполнение проекта

IV. Осуществление проекта («Учитель – консультант»). На данном этапе работы учитель выступает в роли консультанта.

V. Презентация и защита проекта («Учитель – помощник»). Умение представить созданный продукт – одна из востребованных компетентностей в наше время. Для презентации желательно создать праздничную ситуацию, обязательно – наличие комиссии. На данном этапе работы учитель помогает учащимся в презентации итогового продукта. Чем более доброжелательной будет ситуация предъявления продукта, тем больше шансов у детей достойно выполнить роль отвечающего за результаты общей работы.

4. Оценивание проектных работ

VI. Оценка проекта. Рефлексия («Учитель – эксперт»). Работа над проектом завершается подведением итогов деятельности участников. Необходимо заранее познакомить учащихся со списком критериев оценивания.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Гудкова Т.В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории // Наука и школа. 2014. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osnovy-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-shkolnikov-na-urokah-istorii (дата обращения: 17.09.2019);
  2. Султанова М. С. Технология проектной деятельности (из опыта работы) // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). – Казань: Бук, 2017. – С. 86-87. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12350/ (дата обращения: 17.09.2019);
  3. Татко Г.Н. Творческий проект по технологии (написание, оформление пояснительной записки и защита творческих проектных работ учащимися общеобразовательных организаций) (Культура дома и декоративно-прикладное творчество): методические рекомендации / Г.Н. Татрико, О.В. Будникова, Г.В. Пичугина. – М.: ИИУ МГОУ, 2017. – 50 с. ISBN 978-5-7017-2730-2.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мочалова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация