УДК 036.08

ОСОБЕННОСТИ СБЫТОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Липатова Татьяна Андреевна
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва»
магистрант кафедры менеджмента

Аннотация
Особенности агромаркетинга определяются особенностями рынков в системе агробизнеса и особенностями цен, спроса и предложения. В агробизнес помимо производства сельскрхозяйственной продукции входят и другие отросли: производство сельскохозяйственной техники, кормов, лекарств, удобрений средств химической защиты и прочие. В статье проведено исследование об особенностях сбытовой стратегии на предприятиях сельскохозяйственной отрасли, а также выделен ряд особенностей, характерных для агромаркетинга.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Липатова Т.А. Особенности сбытовой стратегии на предприятиях // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/06/89842 (дата обращения: 16.02.2020).

Сбытовая стратегия необходима предприятию, чтобы достичь максимального соответствия между рыночной ситуацией и своими ресурсами для ведения успешной производственной и финансовой деятельности. Создавая грамотную сбытовую стратегию, предприятие обеспечивает себе развитие, процветание и успех на долгие годы вперед. Сбытовая стратегия подразумевает под собой комплекс мероприятий, направленных на потребителя или попросту говоря план действий, который можно будет подкорректировать в зависимости от условий внешней и внутренний среды.

Стартом для бизнеса можно считать разработку сбытовой стратегии, именно она скажет, будет ли товар или услуга востребованы, кто потенциальные потребители, каким образом нужно выходить на рынки. Именно стратегическое планирование позволяет определить фирме свои цели, средства развития бизнеса, а иногда и как не выйти из игры в обстановке усиливающейся конкурентной борьбы.

Вопрос о развитии агропроизводителей сегодня как никогда актуален. Ведь на рынки ежедневно выходят множество предприятий, конкуренция возрастает, а не стабильная экономическая ситуация только усугубляет обстановку. При этом универсальной сбытовой стратегии нет, для каждого предприятия она своя, все зависит от специфики производства. Но есть определенные этапы, которые помогут сельхозтоваропроизводителям разобраться в этом нелегком вопросе.

Особенности агромаркетинга определяются особенностями рынков в системе агробизнеса и особенностями цен, спроса и предложения. Сбытовая сфера агробизнеса включает в себя все отрасли, которые обеспечивают движение сельскохозяйственного продукта от поля до потребителя, т. е. сбор, хранение, переработку и реализацию продукции. Здесь определяются потребности населения и государства в продуктах сельского хозяйства, она отвечает на три основных вопроса рыночной экономики: что производить;  по какой цене продавать;  сколько производить.

Специфика агромаркетинга определяется особенностями сельского хозяйства: зависимостью от погодных условий и природных особенностей местности, разнообразием форм собственности, несовпадением периода производства и рабочего периода, сезонностью производства и получения продуктов и многих других факторов. И такая специфика создает ряд особенностей, характерных для агромаркетинга.

Первая особенность – высокая адаптивность системы агромаркетинга. Это объясняет огромный спрос, острая конкуренция на рынке сельскохозяйственной продукции в связи с идентичностью товаров, необходимость быстрого приспособления сбытовой системы к государственным и другим директивным решениям в результате многообразия конкурентных организационно-правовых форм.

Второй особенностью является многообразие форм собственности в системе АПК (ООО, фермерские хозяйства, личные хозяйства и другие). Конкуренция, управляемая только спросом потребителей и удовлетворением его. Отсюда разнообразие тактик и стратегий, стремление к совершенствованию методов и форм агромаркетинга, приспособлению их к интересам и нуждам потребителей. Положение осложняет еще и то, что в Россию много продуктов питания поступает из-за рубежа, поэтому отечественное обеспечение сбыта должно конкурировать успешно с зарубежными фирмами.

Третьей особенностью является несовпадение периода производства и рабочего периода, а также несовпадением периода потребления и производства. Например, продукцию растениеводства получают один-два раза в год, а рабочий период длится целый год. Также как период потребления целый год, а возможность получения урожая в большинстве случаев только в летний период.

Четвертая особенность заключается в производстве сельскохозяйственных продуктов взаимосвязанных и определяемых основным средством и предметом производства – землей, ее качеством и интенсивностью использования. Также существует тесная связь использования земли с развитием отраслей животноводства. Все это определяет объем, качество и ассортимент продукции, придает сбытовой стратегии определенную специфику в процессе его проведения и организации.

Пятая особенность – служба сбыта связана с товаром первой жизненной необходимости, а значит, важно своевременно удовлетворять интересы и нужды потребителей. Товар скоропортящийся, поэтому требуется оперативность поставки, продуманная упаковка, а также варианты переработки, при которых срок годности продукта увеличивается (заморозка, консервация и другие.)

Выявив особенности отрасли АПК, можно сказать, что важнейшим условием функционирования современных сельскохозяйственных предприятий является эффективное формирование портфеля заказов и разработки сбытовой стратегии. Высокая значимость данного аспекта работы сельскохозяйственных предприятий обусловлена наличием конкуренции, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Поэтому все перечисленные особенности функционирования предприятий АПК делают неэффективными методики формирования сбытовой стратегии, требуя привлечению (использование) дополнительных показателей, позволяющих оценить экономические выгоды предприятия-производителя.

В специализированной литературе предлагается ряд методик для планирования показателей разработки сбытовой стратегии: объем реализованной продукции, ее ассортиментная структура, график поставок (продаж) и т.д. Ключевым моментом предлагаемых методик является результаты маркетингового анализа, позволяющие спланировать структуру выпускаемой продукции исходя из потребностей потребителей. Однако такой подход, по нашему мнению, является односторонним и не учитывает специфики данной отрасли.

Известны два основных способа сбыта продукции предприятиями: через собственную сбытовую сеть; через систему независимых (или зависимых) сбытовиков (дистрибьюторов). Собственная сбытовая сеть ориентирована исключительно на реализацию предприятием собственной продукции в соответствии с осуществляемой стратегией. Это позволяет предприятию непосредственно контролировать процесс реализации собственной стратегии на рынке. Кроме того, такая система сбыта позволяет предприятию поддерживать прямой контакт с потребителями продукции. Организация собственной сбытовой сети целесообразна при достаточно большом объеме продаж на рынке. Система сбыта через независимых посредников (агентов, джобберов, дистрибьюторов, брокеров) очень эффективна. Их привилегированное положение на товарном рынке относительно производителей обусловлено специфическими факторами: сокращением количества контактов; экономией на масштабе сбытовых операций; уменьшением функционального несоответствия; расширением ассортимента товаров; повышением уровня обслуживания. С учетом всех этих особенностей, выработалась практика сбыта продукции мелким и средним потребителям на внутреннем рынке через посредников – дистрибьюторов.

На российском внутреннем рынке развитие получили две: формы дистрибьюторской сети: независимые трейдерские компании; дилерская сеть крупных компаний. Независимые трейдерские компании выполняют, как правило, следующие функции:

а) закупают крупные объемы сельхозпродукции у ряда сельскохозяйственных предприятий;

б) складируют закупленную продукцию по отдельным типоразмерам на складах основной компании и ее филиалов;

в) выполняют дополнительные операции;

г) продают сельхозпродукцию, отсортированную определенными партиями конечным потребителям или более мелким дилерским фирмам.

Эффективность схем сбытовой стратегии в значительной мере обусловливается эффективностью управления запасами готовой продукции, которое может осуществляться на основе «фиксированного размера заказа» или «фиксированного интервала».

Организация сбытовой стратегии на основе «фиксированного размера заказа» заключается в том, что по договоренности между предприятием-производителем продукции и потребителем устанавливается фиксированный объем заказываемой продукции, а время поставки является переменной величиной. При такой схеме поставки оптимизируются затраты на транспортировку готовой продукции. «Точкой выполнения заказа» будет момент, когда запас готовой продукции на складе достигнет заранее определенного размера. При такой схеме регулярно контролируется объем накопления готовой продукции на складе.

Организация сбытовой стратегии на основе «фиксированного интервала «заключается в том, что заказы должны выполняться регулярно через заранее определенный интервал времени, однако количество продукции каждый раз может быть разным. В этом случае запас готовой продукции на складе должен обеспечивать потребителя во время фиксированного интервала. К моменту истечения фиксированного интервала времени устанавливается количество проданной продукции и производится новое необходимое ее количество.

Таким образом, можно отметить, что предлагаемая методика позволит повысить эффективность процедуры формирования разработки сбытовой стратегии на современных сельскохозяйственных предприятиях, делая ее более обоснованной с экономической точки зрения и регламентированной, что позволит указанным предприятиям избежать возможных убытков.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Серков А. Ф., Чекалин В. С., Виноградова В. Ф. Научные подходы к стратегии развития АПК // АПК: Экономика, управление. – 2010. – № 11. – С. 36–41.
  2. Казанников А. А. Устойчивое развитие агропродовольственной системы как социальный и рыночный императив // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. –№ 2. – С. 87–94.
  3. Адуков Р. Х. Основные стратегии и критерии оценки управления АПК // АПК: Экономика, управление. – 2016. – № 12. – С. 24–29.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Липатова Татьяна Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация