РОЛЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Анисимова Анастасия Евгеньевна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Слюзнева Ксения Валерьевна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
Данная статья посвящена роли среднего образования в формировании профессионально-важных качеств у будущих специалистов. В статье дано определение профессиональному обучению, а так же описано влияние обучения на дальнейшее профессиональное развитие.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Анисимова А.Е., Гордеев К.С., Жидков А.А., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д. Роль среднего профессионального образования в формировании профессионально-важных качеств у будущих специалистов // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89783 (дата обращения: 20.04.2024).

Формированию профессионально-важных качеств способствует процесс профессионального обучения.

Профессиональное обучение – это процесс и итог профессионального становления личности при помощи научного организационного профессионального обучения и воспитания на базе профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы нацелены на решение задач постепенного увеличения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку работников соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Осуществление данных программ реализуется в профессиональных образовательных учреждениях. Профессиональное образование представляет собой систему, главной целью которой является подготовка высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих своей профессией, готовых работать в условиях высокой конкуренции и легко ориентирующихся в смежных отраслях деятельности. Разные области профессионального образования в современных условиях российского общества заинтересованы в компетентных работниках, которые не только обладают определенными качествами, а также готовы в дальнейшем профессионально саморазвиваться и самосовершенствоваться. Нередко случается так, что при выборе профессии молодые люди не знают, чем она характеризуется, какие требования предъявляются к индивидуальным качествам будущего специалиста, а так же не рассматривают перспективы, связанные с этой профессией. Выбор неправильной специальности для обучения может привести к тому, что в дальнейшем человек просто не захочет работать в этом направлении. В рамках современного общества рынок труда нуждается в специалистах, обладающих не только функциональной готовностью к профессиональной деятельности, но и сформировавшихся как творческая личность. Творческая деятельность определяется в педагогике как процесс создания нового, ранее не существовавшего интеллектуального или материального продукта. Касаемо процесса обучения творчество рассматривается как форма деятельности человека, направленная на создание совершенно новых для него ценностей, которые имеют общественное значение, т.е. являются важным элементом в формировании личности как общественного субъекта.

Условия современного социально – экономического положения государства определяются потребностью в необходимости улучшения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена это важное положение содержания образования. Вопрос улучшения среднего профессионального образования занимает главное место в процессе совершенствования российского образования. В соответствии с увеличением востребованности в специалистах данного уровня государственная политика предполагает ускоренное развитие системы среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о его важности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Темпы экономического роста страны и жизнь населения во многом определяются степенью подготовки современных квалифицированных специалистов среднего звена. Поэтому обществу необходим компетентный работник, который способен самостоятельно добывать знания, навыки и умения, а также грамотно их применять на практике, может решить любые задачи, возникающие в профессиональной деятельности, готовый к профессиональному росту.

В студенческом возрасте проходят этапы личного самопознания и собственного мировоззрения, формируются профессиональные интересы, познавательные мотивы усиливаются, решения принимаются самостоятельно, происходят процессы профессионального самосовершенствования и саморазвития личности. Именно это время наиболее подходящее для формирования профессиональных компетенций.

Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО – это процесс, в ходе которого создаются условия для достижения определенного результата. То есть определяются качества, необходимые для того, чтобы выпускник был способен работать в условиях высокой конкуренции, соответствовать требованиям работодателей, имел возможность дальнейшего продолжения образования. Для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста важно учитывать личностные и индивидуальные характеристики студента, его умение использовать имеющиеся способности и возможности. Осуществляется это во время образовательного процесса, аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся. Основной особенностью формирования профессиональной компетенции является студенческий возраст.

Возраст человека, в период которого осуществляется обучение в средне-профессиональном образовании, соответствует второму периоду юности или первому периоду зрелости. Именно тогда отражается сложность становления личностных черт. Одной из главных черт роста студента в нравственном направлении является повышение уровня сознательных мотивов поведения. Закрепляются качества, которых недоставало в школе- инициатива, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, решительность, ответственность, умение владеть собой.

Успешность учебной деятельности студента заключается в освоении им новых для него свойств выбранной профессии в СПО, формировании профессиональных компетенций. В течение обучения формируются профессионально-ценностные установки, появляются индивидуальные параметры профессиональных качеств личности студента.

В связи с совершенствованием российского образования преподаватель должен ориентировать деятельность студента на овладение профессиональных компетенций. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность не только для успешной сдачи экзаменов, а именно для решения профессиональных задач, на основании овладения знаниями, умениями и навыками. Традиционный подход в профессиональном образовании ориентирован на формирование системы знаний, умений и навыков. Это приводит к тому, что выпускник не умеет использовать полученную информацию в своей профессии, а становится только грамотно информированным специалистом. Решением этой проблемы может быть использование в образовательном процессе новых технологий, форм и методов, которые позволят выделить акцент на следующих важных моментах: самостоятельность, самоорганизация, самообразование и саморазвитие студента, появятся профессионально-ценностные установки.

Это способствует тому, чтобы специалист решал профессиональные задачи, на основе полученных знаний, умений, навыков, осваивал предметы и модули профессиональной деятельности, овладевал новыми приемами, способами и технологиями профессии. На первый план в обучении следует ставить поисковую и самостоятельно-исследовательскую деятельность, цель которой заключается в самостоятельном поиске, выявлении и понимании студентом необходимой информации, постановки проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку.

Можно сказать что, особенностями формирования профессиональных компетенций студентов СПО выступают специфические способности личности в студенческом возрасте и современная парадигма образования, формирующая фундамент из знаний, умений и навыков будущей профессии. Следовательно, формировать профессионально значимые качества важно еще на этапе обучения и подготовки к профессиональной деятельности в колледже.

Соответствие личности специалиста требованиям рынка и труда профессии определяют его успешность в профессиональной деятельности. Главным условием для успешной реализации профессиональных функций является развитие профессионально-важных качеств.

Таким образом, можно сказать, что роль СПО в формировании будущего специалиста очень велика. Каждый студент – это великая личность, которая проявится при правильной постановке педагогического процесса. Каждый студент уникален, неповторим. Необходимо уважать мнение и чувства каждого студента, считаться с его правами.

 


Библиографический список
  1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. – М., 2017.
  2. Алышев Н. В., Егоров А. С., Реброва Н. П. Развитие профессионально важных функций как одно из направлений совершенствования профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ. // Сборник научных трудов Л., 2016.-79 с.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2015.
  4. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2015. – 192 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Анисимова Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация