ТЕНДЕНЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ РАБОТНИКОВ

Трескова Анастасия Васильевна
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
студента группы ЮЗНБ 601, Институт права, кафедра конституционного права и муниципального права

Аннотация
Рассматриваются основные тенденции информационного общества к непрерывному образованию работников и особенности его проявления, вызванные главным интеграционным процессом мирового сообщества – глобализацией.

Ключевые слова: , , , , , , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Трескова А.В. Тенденция информационного общества к непрерывному образованию работников // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89615 (дата обращения: 14.03.2024).

Информативное общество — это реальность сегодняшнего дня, новая историческая фаза развития цивилизации, имманентной характеристикой которой является сопряжение процессов глобализации и информатизации в одну тенденцию социального развития человечества. Развитие его происходит с головокружительной быстротой и характеризуется конвергенцией телекоммуникационных, мультимедийных, информационных и коммуникационных технологий. Это порождает как новые продукты и сервисы, способы ведения бизнеса и инструменты регуляции социальных отношений, так и новые форматы межличностных отношений и межгрупповых коммуникаций.

Рассмотрим признаки информационного общества:

1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

3. Информация же является продуктом деятельности современного человека.

4. Информация в чистом виде, сама по себе, является предметом купли – продажи.

5. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

6. Безопасность информационного общества, информации.

7. Защита интеллектуальной собственности.

8. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

9. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Термин «непрерывное образование» многозначен. Во-первых, непрерывное образование обозначает некое постоянное, непрерывное совершенствование знаний, умений, навыков (ЗУН) человека, связанное с необходимостью быть актуальным в современной среде — профессиональной, социальной. Во-вторых, под этим термином понимается система взглядов на образовательный процесс в целом. Эта система рассматривает учебную деятельность как неотъемлемую и основную составляющую образа жизни человека в любом возрасте; предполагает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды жизни человека. В-третьих, непрерывное образование предусматривает постоянное обогащение творческого потенциала личности, развитие человека как творческой личности30.

Термин «непрерывное образование» впервые был употреблен в 1968 г. в материалах ЮНЕСКО, а в 1972 г. принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывное образование основным принципом, «руководящей конструкцией» для нововведений или реформ образования во всех странах мира.

В России вопрос о непрерывности образования на уровне правового регулирования более сложен. Непрерывное образование присутствует в различных концепциях и целевых программах, утвержденных нормативными актами, в федеральных законах и подзаконных актах, типовых положениях и других документах. Причем понимание непрерывного образования во всех документах различно, а нормативное определение непрерывного образования появилось только в сентябре 2005 г. В основном, данный термин используется для обозначения принципа государственной политики, системы безостановочного повышения уровня образования, мероприятий в рамках системы образования. Одновременно в документах встречаются даже упоминания учреждений системы непрерывного образования.

Самообразование может включать:

- получение хорошего средне-профессионального, высшего профессионального образования;

- овладение иностранными языками;

- ПК;

- совершенствование своего культурно-технического уровня;

- постоянное стремление к получению новых знаний, умений, навыков, быстрому их обновлению и пополнению;

- совершенствование таких качеств, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, творческий подход к деятельности.

Таким образом, цель непрерывного образования не только в том, чтобы учить человека всю жизнь, но и в том, чтобы он учился сам.

Непрерывное профессиональное образование может быть:

1. Систематическим — обучение без длительных перерывов.

2. Периодическим — регулярное обучение через более длительные промежутки времени или перерывы, обусловленные особенностями профессиональной деятельности.

3. Эпизодическим — обучение по необходимости, в связи с изменением места работы (социального статуса), а также для удовлетворения личных потребностей, в том числе обучение профессиональным навыкам для целей, не связанных с профессиональной деятельностью.

В настоящее время непрерывное профессиональное образование можно характеризовать как эпизодическое и несистематическое для большинства граждан. Исключение составляют работники бюджетной сферы, например, педагоги и медики, для которых повышение квалификации закреплено законодательно и является обязательным условием продолжения профессиональной деятельности.

Такое положение дел не позволяет решать вопросы динамичного развития экономики. Непрерывное профессиональное развитие очень важно, так как организации должны подстраиваться к меняющемуся глобальному рынку. А для этого нужен персонал с актуальным набором компетенций, отвечающих требованиям современного рынка. Самому работнику важно быть востребованным на рынке труда в течение всей его жизни, что требует постоянного профессионального самосовершенствования. В связи с этим, формирование эффективной системы непрерывного профессионального образования является приоритетной целью государственной образовательной политики.

Сегодня, в среднем, возраст рабочих высокой квалификации, во многих отраслях экономики достигает 55–60 лет, поэтому мы видим нарастание дефицита высококвалифицированной рабочей силы.

Если говорить о России, то в последние годы правительство РФ взяло направление на повышение гибкости рынка, что дает возможность работодателям способствовать повышению квалификации или изменению профиля подготовки имеющейся рабочей силой. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662–р, в качестве стратегической цели государственной политики в области образования определено повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире. Одной из важнейших задач, обеспечивающих реализацию указанной цели, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Целью утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227–р Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. «Инновационная Россия — 2020» является перевод к 2020 г. экономики России на новый путь развития. В качестве одной из основных задач Стратегии обозначено развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, предполагающее формирование целостной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной экономикой, а также создание стимулов и условий для

постоянной переподготовки и повышения квалификации всего экономически активного населения страны.

Рассмотрим основные задачи непрерывного обучения персонала организации:

1. Существенное повышение компетентности сотрудников организации в решении проблем, стоящих на пути осуществления целей работодателя.

2. Информирование сотрудников о перспективах развития организации и сферы деятельности, отрасли, в которой работает данная организация.

3. Развитие умения сотрудников организации мыслить экономическими категориями, добиваться высоких производственных результатов.

4. Демонстрация сотрудникам организации на конкретных примерах лучших образцов проявления творческой инициативы, предприимчивости, способности к инновациям.

5. Развитие умений сотрудников увязывать личные интересы с интересами компании в целом.

6. Посредством повышения компетентности персонала формировать гибкость организации в целом, его легкую приспособляемость к меняющимся условиям внешней среды.

7. Ознакомление сотрудников организации с методами формирования эффективных деловых отношений и благоприятного психологического климата. 8. Формирование у сотрудников потребности в постоянном самосовершенствовании.

На основе вышеизложенного, хочется отметить, что важность непрерывного обучения связана с рядом факторов:

1. Внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, например, бытовой, теле- и видеотехники, компьютеров, автомобилей, предоставление различного рода новых информационных услуг, например, Интернет, телефония, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ.

2. На данный момент наблюдается высокий уровень конкуренции между организациями. Компании, имеющие современную систему инженерного обеспечения производства и программы непрерывного образования персонала, лидируют в условиях этой конкуренции. Благодаря этому они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов конкурентов» повышением производительности и результативности труда.

3. Быстротечные изменения, происходящие во всех областях жизни, являются главным элементом современности. Постоянные, не прекращающиеся и быстрые изменения техники, технологии, методов и форм производства, безусловно, требуют создания, внедрения и реализации в организации программы, системы непрерывного обучения персонала. Более эффективным и экономичным для организации является повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников. Вновь привлеченных в компанию сотрудников также необходимо обучать, как и уже работающий персонал, в первую очередь, начиная с их адаптации.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Трескова Анастасия Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация