ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Порсева Екатерина Андреевна
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
студентка 4 курса, социально-гуманитарный факультет

Аннотация
В статье рассматриваются плюсы и минусы оказания высшими учебными заведениями услуг дистанционного образования. Приводятся примеры ситуаций, в которых дистанционная система получения образования является единственно возможной.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Порсева Е.А. Положительные и отрицательные стороны получения дистанционного образования // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89328 (дата обращения: 22.03.2024).

В настоящее время большими темпами набирает популярность система получения дистанционного образования. Дистанционное обучение – от слова дистанция (на расстоянии), подразумевает, что обучающийся будет получать знания, умения и навыки, а так же самостоятельно формировать профессиональные компетенции с помощью телекоммуникационной техники (компьютерных технологий и сети Интернет).

Как правило, услуги получения дистанционного образования предоставляют высшие учебные заведения исключительно на коммерческой основе. Но действительно ли студент получает при этом образование? Вопрос достаточно неоднозначный. Дистанционная форма обучения – это, своего рода, вид заочного обучения, но при котором студенты вообще не посещают лекции, практические занятия, зачеты и экзамены, а прослушивают курс видео лекций и семинаров. [1.]

Экзамены и зачеты в такой системе проходят следующим образом:

1)ВУЗ высылает студенту электронный пакет заданий, которые необходимо выполнить в указанные программой сроки и отправить обратно. При этом вполне логично, но не правильно, будет использование различных информационных источников в качестве подспорья в выполнении заданий. Так же, что случается достаточно часто, студент и вовсе не будет выполнять эти задания самостоятельно, а наймет грамотного специалиста, который выполнит их за него. [3.]

2)ВУЗ проводит экзамен в режиме реального времени – онлайн контрольная работа. Но, достаточно часто от этого отказываются, так как при таком виде тестирования на каждое задание дается определенное время. При неудачном стечении обстоятельств – пропала сеть, не загрузилась страница или завис сайт – даже тот студент, который выполняет работу честно и добросовестно, может потерять немалое количество баллов, и, соответственно, получить не ту оценку, которую он заслуживает.

Таким образом, можно сделать первый вывод: дистанционное образование не гарантирует должное качество знаний, так как за студентом никто не наблюдает, и он может пользоваться подсказками, то есть «списывать».

С другой стороны, есть такая категория населения, которая в силу отдаленного географического месторасположения, не может позволить себе очную или заочную форму обучения. Таких граждан в нашей стране не очень много, но они есть и для них такая форма обучения является единственно возможной. [4.]

Также данный вид обучения подходит для тех, кто работает вахтовым методом, посменно день-ночь, находится в декретном отпуске или в отпуске по уходу за больным родственником. Возможность выполнения заданий в любое удобное для студента время, вероятно, самый значимый положительный аспект дистанционной формы обучения. [2.]

Очень часто случается так, что обучающийся не успевает за темпом своей группы, и оставляет большие пробелы в знаниях или, наоборот, идет слишком высокими темпами, и может осилить программу значительно быстрее своих одногруппников. Здесь тоже на помощь может прийти дистанционное образование, которое позволяет разбирать материал в том темпе, в котором усвоение знаний будет наиболее продуктивным.

Так же значительным плюсом является доступность обучающих материалов, как правило, в такой системе обучающийся имеет свой личный онлайн кабинет, где в открытом доступе имеются все учебники, задания, вопросы для подготовки и дидактический материал.

Дистанционное образование не бывает бюджетным, но его оплата выйдет все равно дешевле, чем очная или заочная формы обучения.

К достаточно серьезным минусам можно отнести лень. Самообучение одно из самых сложных, так как требует сильной мотивации и силы воли. Далеко не каждый способен поддерживать темп и регулярность обучения. Многим нужен кто-то «сверху». Тот, кто будет ставить рамки и сроки, в которые хочешь-не хочешь, а придется уложиться.

Дистанционное обучение далеко не всегда может дать практические навыки, особенно в получении технических, медицинских и педагогических специальностей, так как вообще не имеет раздела «практика».

Развитие коммуникабельности тоже не имеет отношения в дистанционной системе, потому что студент взаимодействует с компьютером, а не с человеком. Он не может выступать на семинарах, на практических занятиях, а следовательно, не может и развить навыков выступления перед незнакомой аудиторией.

Так же, несмотря на необходимость получения образования людьми, проживающими отдаленно в глубинках, далеко не каждый человек хорошо взаимодействует с компьютерной техникой и вообще готов учиться работать за компьютером.

Подводя итог, к плюсам можно отнести следующее: доступ образовательной среды даже в самые отдаленные уголки Российской Федерации; доступность по цене – образование в дистанционной системе значительно дешевле, нежели в других; возможность обучения в наиболее удобное для студента время; выполнение заданий с той скоростью, которую студент определяет для себя самостоятельно; доступность всех, предусмотренных программой обучения, материалов.

К минусам следует отнести: необходимость жесткого самоконтроля, для того чтобы самостоятельно и регулярно заниматься, отсутствие практических навыков, отсутствие возможности научиться грамотно и лаконично излагать свои мысли и взаимодействовать с незнакомой аудиторией; необходимость умения работать за компьютером еще до начала обучения в системе дистанционного образования; качество образования- такая система не может гарантировать получение качественных знаний, так как многие будут лукавить и «списывать», если вообще будут выполнять задания самостоятельно.

Каждый должен сам для себя решить, по какой системе он хотел бы получить высшее профессиональное образование, предварительно взвешивая все «за» и «против».


Библиографический список
  1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. -М.: МЭСИ, 1999. -196 с.
  2. Андреев А.А., Солдаткин В.И Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Путь к успеху. Международный форум «YEES-2012» –М.: НОУВОМТИ, 2012, -26-33 с.
  3. Климов А. Дистанционному обучению – дистанционный контроль–СПБ.: Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2007. – 30-34 с.
  4. Пьянников М. М. К вопросу о понятиях «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» – Чита.: ЗГУ, 2010 – 41-45 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Порсева Екатерина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация