ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В настоящее время преподаватели создают новые формы, методы и средства обучения. Возможность для этого составляет методическая разработка практических занятий. Успешная подготовка преподавателя к проведению практических занятий, подбор и разработка методического материала и контрольно-оценочных средств способствует эффективному закреплению знаний по теме практического занятия. В статье практическое занятие рассмотрено как форма организации процесса обучения, а также описаны его этапы и методические рекомендации по проведению практического занятия.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Практическое занятие в образовательной организации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90918 (дата обращения: 29.03.2024).

Практическое занятие является одной из форм организации педагогом учебной деятельности, в которой преобладает практическая, самостоятельная работа обучающихся по выполнению специально разработанных заданий [1]. Практическое занятие – это вид учебного занятия, обеспечивающий связь теории с профессиональной практикой. Такие занятия вырабатывают у обучающихся умения применять знания, получаемые на лекциях. Основу практического занятия составляет индивидуальная или групповая работа обучающихся [2,3].

Задачи практических занятий:

  • изучить и закрепить знания при решении профессиональных задач;
  • стимулировать развитие самостоятельного мышления, познавательных способностей и творческой активности;
  • освоить методы изучения учебной дисциплины;
  • сформировать навык логического осмысления знаний для выполнения заданий;
  • обеспечить сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.

Функции практических занятий:

−                  развивающая;

−                  познавательная;

−                  воспитательная [4].

Практическое занятие состоит из следующих этапов:

  • вводная часть – формулирование преподавателем цели занятия, раздача задания;
  • самостоятельная работа – обучающиеся определяют способы решения задач, планируют последовательность выполнения необходимых действий для решения задач, оформляют ответы;
  • заключительная часть – анализ хода выполнения и результатов работы обучающихся, выявление и устранение ошибок [1].

Педагогу во вступительной части занятия необходимо проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию, а также узнать результаты работы самоподготовки обучающихся к предстоящему занятию.

Вступление длится, в пределах 5-10 минут, и его методологическое значение состоит в том, чтобы придать занятию целенаправленный характер. Так преподаватель объявляет тему и цель занятия, учебные вопросы и порядок проведения практического занятия, стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся.

В основной части практического занятия происходит обсуждение предлагаемых учебных вопросов в определенной в расчете учебного времени последовательности. Преподаватель управляет и организует ход занятия, регулирует познавательную деятельность студентов по реализации активной обратной связи «обучающийся-педагог», что достигается:

− выдачей заданий, с учетом уровня их подготовленности;

− сообщением студентам начальных (исходных) положений;

− разъяснением отдельных положений возникших затруднений в процессе самостоятельного изучения учебного материала и решения заданий;

− оценкой деятельности обучающихся в ходе самостоятельной работы;

− контролем усвоения учебного материала и качества выполнения заданий.

Основу взаимодействия преподавателя и обучающихся составляет доброжелательность, требовательность и взаимное уважение. На практическом занятии все обучающиеся могут индивидуально получить консультацию преподавателя по интересующему вопросу. В случае если при изучении учебного материала у многих студентов возникают затруднения по одному вопросу, тогда преподаватель проводит групповую консультацию. Индивидуальные и групповые консультации представляют собой один из видов руководства самостоятельной работой студентов. Это позволяет преподавателю регулировать и контролировать процесс усвоение обучающимися учебного материала [5].

В заключительной части практического занятия преподаватель выясняет достигнутые цели занятия, способы дальнейшей самостоятельной работы обучающихся по изучаемой теме и оценивает деятельность обучающихся. Продолжительность заключительной части, как и вступительной, составляет 5-10 минут.

Методическая деятельность педагога подразумевает самостоятельное проектирование, разработку и конструирование, практических занятий. Заранее педагог подготавливает проект практического занятия, расписывает его ход, планирует этапы деятельности участников педагогического процесса, а также методы и средства педагогического воздействия.

Таким образом, преподаватели должны уделять больше внимания и времени содержанию и методике преподавания практических занятий. Они являются основным методом закрепления знаний и проводятся после прочтения лекций. На практических занятиях, выполняя самостоятельную работу, обучающиеся закрепляют теоретические знания, полученные на лекциях, развивают навыки решения задач и убеждаются в правильности теории изучаемых вопросов [5].


Библиографический список
  1. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. – 201 с.
  2. Овсяник А.И., Седнев В.А. Методические рекомендации для подготовки и проведения лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы под руководством преподавателя: учеб.-метод. пособие. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2007. – 83 с.
  3. Седнев В.А. Методические указания для подготовки и проведения лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы под руководством преподавателя: учеб.-метод. пособие. – М.: ИЭАУ, 2003. – 87 с.
  4. Л.М. Струминская, С.С. Донецка, Я.Б. Дорожкина Практические занятия. Виды, требования, критерии оценки качества / СТО СибУПК 2.2.004 – 2014. [Электронный источник] – URL: http://sibupk.su/images/quality/2/pract2014.pdf
  5. Методические основы подготовки и проведения практических занятий / Москва, 2014 [Электронный источник] – URL: http://ural-education.ru/wp-content/uploads/2018/04/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9.-2014.pdf


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация