УДК 339.13

СЕЗОННОСТЬ ТУРИСТСКОГО РЫНКА И МЕТОДЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЕЙ

Константинова Вероника Александровна1, Мараховская Галина Самвеловна2
1Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, Ставрополь, студентка, 2 курс
2Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, Ставрополь, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономической географии, геоинформатики и туризма

Аннотация
В данной статье рассмотрена и проанализирована сезонность туристского рынка, которая является одной из основных проблем современной сферы туризма. Выявлены наиболее эффективные методы противостояния сезонности в туризме. Кроме того, проанализированы пути сглаживания сезонности на рынке туристских услуг в России.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Константинова В.А., Мараховская Г.С. Сезонность туристского рынка и методы противостояния ей // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/12/90915 (дата обращения: 04.02.2020).

Сезонность является многогранным понятием, которое включает в себя изменение числа людей, посетивших определенное туристическое место, а так же влияет на маркетинговую политику туристского рынка, рынка труда и финансовые потоки. На сегодняшний день сезонность влияет на все отрасли экономики. Так как туризм имеет коммерческую направленность, то, как любой бизнес подвержен сезонным колебаниям. Одним из важных факторов на туристском рынке, который нужно изучить для извлечения максимальной прибыли является сезонность.

В словаре бизнес-терминов сезонностью принято считать экономические процессы, связанные со сменой времени года, с периодом выполнения определенных работ, а также с обычаями, традициями, праздниками и пр.

Е.Е. Шарафанова определяет сезонность в туризме, как цикличность туристской деятельности устойчиво (из года в год) повторяющуюся, которая характерна для данного места и связана с изменением условий рекреации [1, с. 38].

В России туристская деятельность имеет множество возможностей, однако, в отличие от других европейских стран, эта отрасль развита не в полном объеме. Обладая поистине уникальными местами природы, памятниками культуры, архитектуры, по сравнению с зарубежными странами, Россия принимает только 2 – 3% от общего международного въездного туристского потока.

По данным Ежегодного доклада всемирного экономического форума в сфере туризма и путешествий за 2018 год Россия стала занимать 43-е место в мире по привлекательности для иностранных туристов и входить в топ-10 стран по числу въезжающих туристов, при этом проигрывая Испании и Франции, которые лидируют в данном рейтинге. Только в Париж ежегодно приезжают столько же туристов, сколько в Россию [2, с. 18]. Причинами таких цифр является огромная территория нашей страны.

Одновременно развивать и поддерживать высокое качество туристских услуг во всех российских регионах невозможно. Исходя из этого, наша страна подвержена сезонным колебаниям, не только со стороны природного и климатического факторов, но и с некачественной материально-технической базы.

П.И. Бурак и Т.И. Зворыкина предлагают следующие признаки, характеризующие сезонность в туристической отрасли [3, с. 59]:

1. Период максимального туристического потока – это главный туристический сезон.

2. Развитые в туристическом отношении страны имеют наиболее продолжительный туристический сезон. Туристический поток здесь не имеет ярко выраженной сезонности.

3. Сезонные колебания различаются в зависимости от видов туризма.

В туристической отрасли существует несколько факторов сезонности:

1. Экономические причины – формирование платежеспособности, спроса и предложения.

2. Социальные факторы – отпуска и каникулы.

3. Демографические факторы.

4. Технологические – предоставление комплекса качественных услуг.

5. Психологический фактор.

Отметим, что сезонность оказывает существенное влияние на формирование и функционирование туристских рынков большинства стран, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

А.А. Коблова объединяет причины сезонности в две большие группы: природные и институциональные [4, с. 11]. К ним относятся, как и низкие среднесуточные температуры в туристской дестинации, так и государственный и религиозный календари, сезоны дождей и наводнений, привычки и стереотипы, регулярное проведение массовых мероприятий и т.п.

Таким образом, различные виды туризма в разной степени подвержены сезонным колебаниям. Наибольшим колебаниям подвержен спрос на пляжные, круизные, экстремальные, образовательные и познавательные туры. В то же время оздоровительные и элитарные туры, деловой и событийный туризм в меньшей степени подвержены сезонным колебаниям.

Не смотря на сложности в разрешении сглаживания сезонных скачков, государство имеет долгосрочные программы в упрощении поставленного вопроса. Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма Российской Федерации (2019–2026 годы), Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, и другие проекты, воплощение которых приведет к улучшению качества туризма и сервиса, и сгладит сезонную кривую спроса.

В условиях разработки и поиска путей по сглаживанию сезонных колебаний в туристической отрасли в России, заметен постепенный рост раскрытия туристского потенциала страны.

Грамотный подход к изучению сезонности в туризме позволяет определить степень влияния природно-климатических условий на формирование туристического потока, установить продолжительность туристического сезона и раскрыть факторы, которые обуславливают сезонность в туризме. С помощью этих данных можно разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов, а также определить экономические последствия сезонности на уровне не только туристской фирмы, но и целого региона.

Необходимо учитывать временный фактор при планировании работ по продвижению, поскольку их нужно осуществлять до наступления главного сезона. Очевидно, что создать равномерный поток туристов на целый календарный год не представляется возможным из-за подверженности к сезонным колебаниям, однако, существуют способы уменьшить степени неопределенности и риска туристических предприятий [5, с. 389].

Потребность в моделировании сезонности, в процессе реализации туристских услуг, возникает как экономическое явление, необходимое для оценки существующих колебательных процессов в отрасли. В политике формирования цен в туристских фирмах фактор сезонности играет важную роль, в то время как анализ сезонных ценовых колебаний является одним из направлений в сфере маркетинговых исследований [6, с. 27].

Сезонность отрасли оказывает большое влияние на рентабельность туристских предприятий. Особенно ярко это выражено в том, что большинство предприятий несут расходы круглый год. Это включает в себя подготовку к предстоящему сезону, обеспечение условий функционирования, содержание зданий и персонала в межсезонье, в то время как основные доходы предприятие получает только в течении высокого курортного сезона. Сезонность приводит к изменению привычного образа работы множества организаций, которые являются контрагентами туристских организаций, таких как транспортные, промышленные и сельскохозяйственные [7, с. 111].

В условиях постоянной смены сезонов, изменяется и интенсивность динамики в предприятии, что выражается в частых спадах и подъемах таких показателей деятельности организации как производительность труда, себестоимость туристского продукта, объем выпускаемой продукции и прибыль.

В некоторых ситуациях деятельность предприятия и вовсе может быть приостановлена. Случайные колебания (случайные ошибки) являются компонентами, которые крайне непредсказуемо могут сказываться на исследуемом процессе. Например, при наступлении очень теплой зимы, спрос на горнолыжные туры в турфирмах не будет ощущаться. Для сглаживания случайных колебаний следует использовать в деятельности организации среднемесячные (среднеквартальные) данные за несколько последних лет (обычно достаточно трех – пяти лет).

Сезонные колебания невозможно полностью ликвидировать, однако, с помощью разнообразных методов, можно снизить их интенсивность. В период низкого спроса туристское предприятие корректирует ценовую политику на предлагаемый продукт, предлагает клиентам рекламные туры и т.д.

Но упор необходимо сделать на разработку и продвижение новых видов туристского продукта, которые не будут подвержены сезонным колебаниям. В пример можно привести такие виды туризма, как деловой и событийный, огромным потенциалом для развития которых располагает Краснодарский край. Внедрение инновационных форм обслуживания позволит сгладить сезонную неравномерность в сфере гостеприимства, что поможет сезонности перестать быть фактором, сдерживающим развитие туристской отрасли.

Подводя итоги, отметим, что сезонность в туристической отрасли – это временная неустойчивость, которая характеризуется изменениями числа прибытий с рекреационными целями, расходы туристов и др.

Для борьбы с сезонностью туристского рынка необходимо применять методы стимулирования сбыта: размещение рекламы в сети-интернет, предоставление скидок и бонусных программ, заключение контрактов с туристическими компаниями на более выгодных условиях, продажа услуг в кредит. Еще один метод преодоления сезонности – это разработка и внедрение новых туристических продуктов, которые не были бы подвержены сезонным колебаниям.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Шарафанова Е.Е. Стратегическое планирование развития туристских организаций и гостиничных комплексов: монография / Е.Е. Шарафанова; научный редактор И.Н. Гаврильчак; Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. – СПб., 2015. – 180 с.
  2. Джанджугазова Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учеб. пособие. 2-е издание — М.: Академия, 2016. – 250 с.
  3. Бурак П.И., Зворыкина Т.И. Туризм в России больше, чем туризм/Стандарты и качество. – 2016. – № 2. – С. 58-63.
  4. Коблова А.А. Рекреационно-туристский комплекс как объект регионального управления / Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2018. №2. С.11
  5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Инфра-М, 2016. – 536 с.
  6. Каурова, А. Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие / А. Д. Каурова. – М.; СПб.: Герда, 2004. – 317 с.
  7. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика Туризма. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 210 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Константинова Вероника Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация