ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

Сиротинин Сергей Игоревич1, Францева Татьяна Юрьевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, магистрант кафедры экономики предприятия

Аннотация
В современном мире внутренняя политика государств связана с решением таких проблем, как безработица, которая угрожает их стабильности и требует сотрудничества для решения. За последние десятилетия безработица стала одной из самых серьезных проблем не только в развивающихся, но и в уже развитых странах. Безработица ведет к тотальной нищете, снижению заработной платы, угрожает социально-политической безопасности.
В статье рассмотрены основные проблемы безработицы в Российской Федерации, проведен анализ безработицы и выделены основные рекомендации по ее минимизации.
Безработица является серьезной проблемой не только в России, но и в некоторых странах Европы, Азии и Америки. Безработица среди молодежи - одна из самых критических проблем нашего мира.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сиротинин С.И., Францева Т.Ю. Проблемы безработицы в России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90867 (дата обращения: 29.03.2024).

В современных условиях рынок труда постоянно меняется. Это связано с различными факторами, например, с технологическим прогрессом, политикой государства, экономическими проблемами и др.

Важнейшим показателем на рынке труда является занятость населения и безработица, поэтому любые его изменения сказываются на этих показателях. В связи с этим цель государства должна включать в себя правильную оценку уровня безработицы и пути ее минимизации.

Данная проблема весьма актуальна в наше время. Во-первых, занятость и безработица оказывают огромное влияние как на уровень жизни населения, так и на экономику страны в целом. А во-вторых, уровень безработицы, определяемый государством, не является точным, что искажает действительность и, следовательно, не предпринимаются должные мероприятия для борьбы с этой проблемой.

Безработица определяет количество трудоспособных граждан, которые по каким-либо причинам не смогли найти применения своим трудовым способностям.

При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие основные проблемы:

1. Не полностью используется экономический потенциал общества, что влечет за собой потерю ВВП, т.к. не полностью используются производственные возможности.

2. При длительной безработице снижается квалификация работников, поскольку они вынуждены устраиваться на менее квалифицированную работу или вовсе оставаться без нее.

3. Рост безработицы ухудшает уровень жизни, в связи с чем растет уровень преступности, уменьшается здоровье населения, снижается демография и накаляется негативная обстановка в стране.

4. Безработица так же ведет к экономической нестабильности, а именно к снижению покупательного спроса, сокращению сбережений, снижению инвестиционного спроса, сокращению предложения и спаду производств.

На 2017 год по данным Росстата безработица составила 5,6 % (4,3 млн. человек), что по идее является приемлемым показателем. Но есть одно «но»: безработными в России признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, при этом они зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. То есть, показатель 5,6 % говорит только о зарегистрированных в центре занятости безработных и не учитывает людей, которые ищут работу самостоятельно. По данным независимых экспертов, полученным в результате локальных исследований, этот показатель превышает официальный в 1,5-2 раза и варьируется в районе 10%. Поэтому для максимально эффективной борьбы с безработицей необходимо правильно определить ее действительный уровень. Для этого необходимо решить две проблемы:

- повысить заинтересованность людей в необходимости регистрации в центре занятости;

- борьба со скрытой (теневой) безработицей, т.е. создать такие условия работы, чтобы люди хотели работать официально.

В настоящее время многие недовольны работой центра занятости, и на это есть ряд причин: некомпетентный работающий персонал, не подходящая образованию работа, узкий спектр курсов по повышению квалификации.

По мнению автора, в центре занятости должны работать люди с педагогическим или психологическим образованием, поскольку зачастую клиентами центра занятости являются люди с трудной жизненной ситуацией, близкие к психической нестабильности. И очень важно, чтобы сотрудник нашел подход в общении с такими клиентами. Так же необходимо акцентировать внимание на специальности и уровни образования клиентов, учитывать его предыдущее место работы (если такое имелось), и подбирать ему работу, схожую с его профессиональными знаниями и навыками. Еще нужно изменить политику ЦЗ в плане снятия клиентов с учета. В настоящее время, клиент снимается с учета в ЦЗ после трех отказов от предложенных работ. Например, инженеру предложили работу пекарем, мясником и грузчиком. Неудивительно, что клиент откажется от предложенных работ и будет снят с учета. Поэтому необходимо дополнить данное правило следующим образом: снятие клиента с учета будет возможно только при трех отказах от работы по его специальности или схожей с ней.

Кроме всего прочего нужно расширить спектр курсов по повышению квалификации. Например, можно ввести курсы по изучению основных компьютерных офисных программ (Word, Excel и др.), базовый курс иностранных языков, курсы альпинизма (для монтажников). Иными словами, нужно постоянно модернизировать это подразделение в ЦЗ.

Все вышеперечисленные мероприятия должны существенно повысить заинтересованность в ЦЗ, что позволит повысить точность определяемой безработицы.

Еще одной преградой при определении точного уровня безработицы является скрытая безработица, т.е. когда человек работает неофициально. Для борьбы с этим государством был предложен закон о налоге за тунеядство. Т.е. трудоспособный человек, не имеющий официального места работы и статус безработного, должен будет платить ежегодно некоторую сумму в казну государства.  Но что это дает в итоге: если по каким-либо причинам человек не работает или ищет работу самостоятельно, то это может привести к его банкротству; а если человек работает неофициально, то данный закон нанесет незначительный ущерб по его финансовому состоянию. То есть в итоге закон не сможет сильно повлиять на безработицу, поэтому его надо скорректировать. Например, заменить налог на обязательные общественные работы (условно 2 недели каждый месяц). В этом случае человек, который не работает, вполне сможет принести пользу, а человек, который работает не официально, вряд ли может выделить на эту отработку время и тогда ему придётся искать официальное место работы.

Так же причиной скрытой безработицы и минимального уровня официальных заработных плат является формула расчета пенсии. Она выглядит следующим образом:

СП=ИПК*СС*81,49+ФВ,                                  (1)

где СП – размер страховой пенсии по старости

ИПК – стоимость индивидуального пенсионного коэффициента

ФВ – фиксированная выплата=4982,9 руб. на 2018 год

СС- страховой стаж

81,49 – стоимость 1 пенсионного балла на 2018 год

ИПК=СВ/СВmax*10,                                         (2)

где СВ-страховой взнос, уплачиваемый работодателем

СВmax – максимально возможный размер взносов, уплачиваемый со взносооблагаемой базы по тарифу 16%

Автор рассматривает следующий пример.

Студент после окончания ВУЗа в 23 года устроился на обычную работу, например, помощником архитектора с з/п 30000 с учетом налогов, но при этом официальная часть з/п составляет 15000 рублей, а остальная ее часть идет в виде премиальных выплат. На пенсию студент уйдет в 60 лет. Проведем расчет пенсии по формулам:

ИПК=(15000*12*0,16)/(1021000*0,16)*10=1,76 баллов в год,

где 15000 – официальная зп

12 – количество месяцев

0,16 – ставка страховых взносов

1021000 – максимальная взносооблагаемая база в 2018 году

СП=1,76*37*81,49+4982,9=10290 руб/мес.

То есть, с з/п в 15000 рублей и 37 лет стажа ежемесячная пенсия составит 10290 руб/мес.

Рассчитаем сколько рублей потратит в месяц работодатель с учетом налогов:

- подоходный = 13% от з/п = 1950 руб;

- взнос на страховую пенсию = 16% от з/п = 2400 руб;

- взносы в ФСС = 2,9% от з/п = 435 руб;

- взносы на медицину 5,1% от з/п = 765 руб;

- взносы на страхование от НС и ПЗ = 0,2% от з/п = 30 руб;

ИТОГО = 5580 руб/мес, с учетом ЗП = 15000+5580 = 20580 и + 15000 «черной з/п» = 35580 руб.

Со временем студент заявляет, что хочет получать официальную з/п 30000 рублей с учетом налогов, но без премиальных выплат. В этом случае работодателю придется ежемесячно выплачивать 41260 руб/мес, что превышает затраты на 5580 рублей. Работодатель предлагает студенту сделку на условиях 15000 руб. официальная з/п, но премиальных выплат уже 18000 руб., тем самым удовлетворив студента и сократив свои расходы на 2580 рублей.

Подобные явления, как и скрытая безработица, часто встречаются в современной России и связаны с низким уровнем пенсии в стране. Проведя тот же самый расчет пенсии для з/п в 30000 рублей, она составит 15630 рублей. Например, в Нижнем Новгороде довольно трудно найти работу с официальной з/п в 30000 рублей, а пенсия при этом будет не так уж и велика. Поэтому многие люди предпочитают заработать побольше денег в виде «черной з/п», либо не официально, что серьезно сказывается на экономике государства.

Автор предлагает немного изменить формулу подсчета пенсионных баллов за год, внедрив в нее дополнительный коэффициент – престижность трудовой деятельности. Тогда формула будет выглядеть следующим образом:

ИПК = (з/п*12*0,16*Кпр)/СВmax * 10,                   (3)

Коэффициент Кпр будет зависеть от официальной з/п и средней з/п в регионе (по данным сайт «НИА» средняя з/п в Нижнем Новгороде составляет 27500 рублей, но, учитывая возможность завышения показателей, возьмем 25000 рублей).  Таким образом, минимальное значение коэффициента в Нижнем Новгороде составит:

Кпр(min) = минимальный размер оплаты труда/средняя з/п в регионе;

Кпр(min) = 9500/25000 = 0,38

Тогда формула для подсчета пенсионных баллов при официальной з/п = 9500 рублей примет следующий вид:

ИПК = (9500*12*0,16*0,38)/(1021000*0,16)*10

Из формулы видно, что у людей, чья официальная з/п ниже средней, ценность пенсионного бала уменьшается пропорционально разнице между официальной и средней з/п. Это довольно жесткие меры по отношению к людям, которые действительно не могут найти работу с з/п близкой к средней, но в тоже время станет отличным толчком как для них, так и для других людей. В формуле все-таки имеется свой плюс, который заключается в том, что коэффициент может быть больше 1, то есть пенсионные баллы будут ценнее при условии, что официальная з/п > средней з/п. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, автор считает целесообразным ограничить рост этого коэффициента, например, до значения в 1,6. Таким образом при з/п в 40000 рублей Кпр примет свое максимальное значение.

Проведем расчет и проверим, не разорит ли государство этот коэффициент в случае, если все вдруг перейдут на официальную з/п.

Вернемся к предыдущему примеру со студентом – помощником архитектора.

Рассчитаем, сколько рублей налогов заплатит работодатель за 37 лет работы студента с официальной з/п в 15000 рублей:

Налоги = 5580*12*37 = 2477520 рублей.

Рассчитаем сколько получит студент после выхода на пенсию с учетом средней продолжительности жизни мужчины = 67 лет:

Полученная пенсия = 10290*12*(67-60)=864360 руб.

Таким образом государство получит:

Гос = 2477520 – 864360 = 1613160 руб.

Теперь добавим условие, что данную формулу все-таки утвердили и студент сразу же настоял на официальной з/п в 30000 рублей. Таким образом его пенсия составит:

ИПК = (30000*12*0,16*1,2)/(1021000*0,16)*10=4,23 балла/год

СП = 4,23*37*81,49+4982,9=17740 руб/мес.

Сравнивая полученную пенсию с пенсией, рассчитанной по действующей формуле, видно, что она выше на 2110 рублей (13,4%) при равных налоговых отчислениях, что нельзя назвать выгодным. Но с другой стороны, предложение отказаться от «черной з/п» пусть и чуть большей ради пенсии в почти 18000 рублей уже более реальное.

Проведем расчет, сколько с этого выиграет государство.

При официальной з/п = 30000 рублей ежемесячные налоговые отчисления составят 11160 рублей. Налоги за все время работы составят:

Налоги = 11600*12*37=4955040 рублей.

Рассчитаем сколько получит студент после выхода на пенсию с учетом средней продолжительности жизни мужчины = 67 лет:

Полученная пенсия = 17740*12*(67-60)=1490160 рублей.

Таким образом государство получит:

Гос = 4955040-1490160 = 3464880 рублей.

Сравнивая полученные значения, мы видим, что значение, рассчитанное по новой формуле на 214% превышает значение, полученное по действующей формуле. Отсюда можно сделать вывод, что необходимо всячески стимулировать стремление людей получать белую зарплату.

Еще одной проблемой безработицы можно считать дешевую рабочую силу в лице мигрантов (граждане Узбекистана, Таджикистана и др.). Это явление характерно для промышленных предприятий с большой численностью рабочих. Например, на предприятии ООО «КМ Прекастъ» численность узбеков на предприятии составляет около 60%, что составляет 90 человек от общей численности рабочих 150 человек. Это обусловлено тем, что приезжие рабочие готовы работать больше за меньшую оплату труда, что является выгодным для любого предприятия и, как следствие, создает трудности для граждан РФ.

Одним из способов борьбы с этим явлением может стать установка ограничений на трудовых мигрантов, например, 15-20% от общей численности рабочих на предприятии. Подобный метод освободит значительное количество рабочих мест и поспособствует уменьшению безработицы.

Существенную роль играет безработица среди студентов и молодых специалистов, только закончивших ВУЗ. Это связано с тем, что нынешние работодатели больше акцентируют внимание на рабочем стаже, чем на образовании. Причиной этого может быть снижение качества образования и его легкодоступность. Процесс улучшения качества образования довольно сложный, но одним из методов борьбы с этим может быть различие дипломов в зависимости от формы обучения. Т.е., дипломы у людей с очным, заочным и дистанционным образованием должны отличаться. Это повысит престижность диплома. Так же важную роль при обучении в ВУЗах играет учебная практика, которой либо очень мало, либо она не связана с выбранной специальностью. Например, в строительном университете (ННГАСУ) студенты общетехнического факультета занимаются поливанием клумб, уборкой территории, сортировкой старых документов и пр. Поэтому необходимо изменить данную тенденцию и предоставить возможность прохождения практики на предприятии с 1 курса, а также надо увеличивать количество и продолжительность этих практик. Это даст выпускникам больше разнообразных навыков и знаний и небольшой стаж. К диплому необходимо приложить выписку о том, где студент проходил практики, ее длительность и на какой должности.

В заключении автор говорит, что есть множество причин возникновения безработицы, но также есть и множество способов борьбы с ней.   Для этого важно верно оценить причины возникновения безработицы, ее процент и определить, в каких структурах необходимо ввести изменения и модернизации для минимизации безработицы.


Библиографический список
  1. Мычка С.Ю. Мотивация персонала в современных организациях // Совершенствование экономических и правовых отношений в современных российских условиях. Сборник материалов международной научно-практической заочной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2013. С. 74-77.
  2. Мычка С.Ю. Проблемы экономики труда и управления персоналом // Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты. Материалы Международной юбилейной научно – практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА-2012 : в 5 – ти томах. Главный редактор
  3. Елисеев А. С. Экономика: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 528 с.
  4. Журавлева Г. П. Экономическая теория: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. – 920 с.
  5. Седов В. В. Макроэкономика: учебное пособие. – Саратов: Издательский центр «Ай Пи Эр Медиа», 2011. – 346 с.
  6. Федеральная служба государственной статистики: уровень безработицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сиротинин Сергей Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация