СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОСОБЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Обухова Валентина Ильинична
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
магистрант 1 курса, направление подготовки «Лидерство и управление сложными социально-экономическими, политическими и социотехническими системами»

Аннотация
В данной статье поднимается проблема социальной идентичности человека в контексте современного социума, рассматривается процесс влияния социальной идентичность на поведение на примере этнической принадлежности.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Обухова В.И. Социальная идентичность как особенность социального взаимодействия // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90650 (дата обращения: 14.03.2024).

Актуальность темы обусловлена глобальной трансформацией и эпохой масштабных общественных изменений, порождающих кризис социальной идентичности. Процессы всемирной интеграции и глобализации привели к тому, что общественное сознание часто не успевает адаптироваться к возникающим социальным практикам. Каждый этнос представляет собой уникальную индивидуальность. Так же как и личность, этнос обладает идентичностью. Обращаясь к истории, можно вспомнить моменты исторических вызовов, когда перед народами встают вопросы идентификации: кто мы такие, кем хотим стать, где нам остаться? Страх ошибочного выбора угрожает окончательной потерей самих себя. Идентичность сконцентрирована в истории народа как цель его самосохранения. Представитель любого народа имеет определенный набор образов, представляющий собой конструкцию по формированию его социальной идентичности. Идентичность структурирована как на личном, индивидуальном уровне, так и на общественном, социальном. Социальная идентичность помогает осознать степень своего сходства с другими индивидами при одновременном видении своей уникальности. Однако в условиях активно растущей глобализации, разнообразия социальных контекстов и связей, появления новых видов социализации национальной и этнической расхождений идентичность все больше проявляет себя как неустойчивая, виртуальная, которая воспроизводит скорее внешние признаки различия (одежда, стиль поведения). Основной потребностью индивида и общества в целом для полноценной жизнедеятельности становится самоидентификация, благодаря которой определяется историческая индивидуальность. И здесь, прежде всего, идентичность связана с процессами порождения смыслов, поиском внутренних связей и понимания своего «я» на более глубоком уровне посредством собственной культуры [3].

Говоря о социальной идентичности, нельзя не упомянуть понятие социализации, ведь социализация – это механизм становления идентичности

человека, как в личностном, так и в социальном аспекте. Главным инструментом социализации является социальное взаимодействие [1, C.224]. В процессе коммуникации, получая новые знания об окружающем мире, мы формируем нашу личность, эмоционально-психологическую сферу индивида.

Вопрос самоидентификации – один из важнейших аспектов человеческого существования, ведь сопричастность с другими является фундаментом социального взаимодействия. Вопрос изучения социальной идентичности помогает лучше понять особенность взаимодействия человека и общества, мотивы его действий и поступков. Ведь осознание принадлежности к социальной группе определяет стиль поведения индивида, формирует личные нормы и ценности.

Наглядным примером служат исследования испытываемых чувств у представителей различных российских этносов (татар, якутов, тувинцев) по отношению к собственным этническим общностям, было обнаружено, что они стали воспринимать свои общности как более привлекательные. Повышение этносоциального статуса этих народов в новой социальной действительности было сопряжено с усилением чувства собственного достоинства, что проявляется в увеличении чувства гордости и в понижении чувства стыда за свой народ [2].

Подводя итоги, стоит отметить, неоспоримое влияние социальной идентичности на поведение индивида. Стандартизация образа жизни и социально-культурная унификация содействует динамике социальной идентичности, которая ведет к утрате строгой упорядоченности мира и законов общественного развития. Поэтому исследования различных форм социальной идентичности – это значительный шаг к пониманию и прогнозированию будущих социальных процессов.


Библиографический список
  1. Соболь Т.В. Проблема формирования социальной идентичности в условиях глобальных общественных изменений // ISPC. 2012. №1 (10). – C.224. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-sotsialnoy-identichnosti-v-usloviyah-globalnyh-obschestvennyh-izmeneniy. (Дата обращения: 09.09.2019).
  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 1999. [Электронный ресурс]. URL: https://zinref.ru/000_uchebniki/04500psihologia/001_Etnopsikhologia_Stefanenko_1999/037.htm. (Дата обращени: 09.09.2019).
  3. Шаов А. А. Этническая и религиозная идентичность: специфика взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-i-religioznaya-identichnost-spetsifika-vzaimodeystviya. (Дата обращения: 09.09.2019).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Обухова Валентина Ильинична»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация