УДК 37

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ: САМОПОДГОТОВКА (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ГИМНАЗИИ ИМ. В.В. ДАВЫДОВА (НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ) И JEETZESCHULE IN SALZWEDEL)

Гиззатуллина Елена Расимовна1, Сибгатуллина Елена Владимировна2, Сунгатуллина Татьяна Александровна3, Патракеева Вера Анатольевна4, Осипова Надежда Александровна5, Устинова Людмила Петровна6
1Н(ч)ЭОУ "Гимназия им. В.В. Давыдова", учитель английского языка
2Н(ч)ЭОУ "Гимназия им. В.В. Давыдова", психолог
3Н(ч)ЭОУ "Гимназия им. В.В. Давыдова", директор
4Н(ч)ЭОУ "Гимназия им. В.В. Давыдова", заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель физики
5Н(ч)ЭОУ "Гимназия им. В.В. Давыдова", заместитель директора, учитель начальных классов Высшей квалификационной категории
6Н(ч)ЭОУ "Гимназия им. В.В. Давыдова", преподаватель иностранных языков, кандидат филологических наук

Аннотация
Данная статья посвящена обобщению опыта международного сотрудничества Гимназии им. В.В.Давыдова (г. Набережные Челны) и Jeetzeschule in Salzwedel и результатов взаимодействия партнерских школ в области самоподготовки учащихся.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гиззатуллина Е.Р., Сибгатуллина Е.В., Сунгатуллина Т.А., Патракеева В.А., Осипова Н.А., Устинова Л.П. Международное сотрудничество как способ повышения эффективности обучения: самоподготовка (На примере сотрудничества Гимназии им. В.В. Давыдова (Набережные Челны) и Jeetzeschule in Salzwedel) // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/10/90321 (дата обращения: 03.02.2020).

А. Добровольский утверждал, что «всякое учение должно быть самообучением, самообразованием. И только тогда, когда это невозможно, или требует много ненужных усилий, неэффективного непроизводительного труда, только тогда допускается помощь учителя, но и в этом случае действует правило: по возможности самостоятельно»[1, с.70].

В.Оконь назвал задачей современной дидактики возрождение значимости самообразования. Причем, самообразование В. Оконь рассматривает как вид обучения, цели, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта. «Это процесс совершенно самостоятельного учения человека. Поэтому так называемое управляемое самообразование является не самообучением, а относительно самостоятельным учением под руководством другого лица (учителя, инструктора), которое влияет на цели этого учения, на его содержание, а также на методы или формы [2. c 165]

В представленной статье мы попытаемся обобщить опыт международного сотрудничества Гимназии им. В.В.Давыдова (г.Набережные Челны) и Jeetzeschule in Salzwedel и показать результаты  взаимодействия партнерских школ в области самоподготовки учащихся.

Гимназия им. В.В. Давыдова,  будучи  школой  с филологическим профилем, с углубленным изучением английского, немецкого и французского языков, с ежегодным проведением профильных лингвистических лагерей,  искала возможности непосредственного общения учащихся с носителями изучаемых языков, знакомства культуры и истории европейских стран.

Первоначальной целью сотрудничества было  повышение мотивации к изучению иностранных языков и культур. Имея возможность проживать в семьях своих немецких сверстников, (а для немецких учащихся – проживание в российских семьях), учащиеся очень скоро увидели, что очень похожи друг на друга. Мы нашли много общего в подходах к обучению, в идеологии и концепции наших школ и начали ставить новые задачи  сотрудничества.

На некоторые проблемные вопросы мы нашли ответы в педагогической практике наших партнёров,  они также начали  находить некоторые ответы в том, что увидели у нас. Появились новые вопросы, над которыми началась совместная работа, появились совместные проекты. Вот как видят своих партнёров немецкая школа: Цитата из письма  Юдит, педагога ответственного за сотрудничество: «..мы нашли нового партнера – гимназию им. В. В. Давыдова в г. Набережные Челны. Лучшего партнера нельзя себе представить. Надежный, полный энтузиазмом и идеями. У ребят появилось желание приезжать в партнёрскую школу на полгода для учёбы. Педагоги тоже посещают друг друга для обмена опытом, для обсуждения педагогических проблем и образовательных задач, для совместного поиска решений».

Результатами партнерского взаимодействия Гимназии им В.В.Давыдова и школы Jeetzeschule in Salwеdel являются:

- Повышение мотивации к изучению языка.

- Разрушение мифов наших детей о «сказочной» жизни за границей.

- Желание улучшить качество жизни у нас в стране, привнести новое, интересное, расширение границ и возможностей.

- После поездок происходят изменения личностных качеств (ответственность, активность, инициативность и пр.) детей в лучшую сторону, что замечают педагоги и родители обеих сторон.

- В образовательном плане было найдено интересное решение, связанное с проблемой выполнения домашних заданий – мы ввели в гимназии уроки самоподготовки.

Обмен опытом с партнёрской школой помог коллективу Гимназии имени В.В. Давыдова решить образовательную задачу, связанную с проблемами выполнения домашних заданий. В Jeetzeschule in Salzwedel мы увидели организацию самостоятельной работы учащихся, а именно: занятия по самоподготовке. После изучения опыта партнеров нам удалось организовать самостоятельную работу в Гимназии, что существенно помогло в качественном изучении предметов, самостоятельном овладении знаниями, повторении пройденного материала,  самоконтроле и частичной замены домашних заданий индивидуальной самостоятельной работой по предметам. Из практики партнёрской школы мы взяли опыт разработки специальных дневников для старшеклассников, в которых учащиеся самостоятельно ставят себе цели на неделю, затем обсуждают их достижения с педагогами и родителями.

Для понимания того, что такое самоподготовка, необходимо рассмотреть особенности  самоподготовки в Jeetzeschule in Salzwedel и в Гимназии им. В.В.Давыдова.

В  Jeetzeschule in Salzwedel  учащимся предлагается восемь-десять часов в неделю (в зависимости от возраста) на свободную (самостоятельную) работу по предметам, включая немецкий, математику, английский и общественные науки. Работа ведётся как в учебных и классных кабинетах, так и в отдельной аудитории под названием «die Lupe» (лупа), работа в которой позволяет видеть индивидуальные результаты каждого учащегося, словно под лупой (очень детально). Свободная (самостоятельная) работа является  дополнением к сетевому обучению, к проектной работе и к предметному обучению. В то время как в указанных формах обучения выбирается социальная форма,  или применяется групповая работа, работа над модулями ставит педагогический акцент на индивидуальном, высоко дифференцированном, самоорганизованном обучении каждого человека. Учащиеся свободно выбирают, в какой из областей они будут работать, какие цели обучения они перед собой ставят.

Способ организации учебного материала происходит на основе блочно-модульного представления учебной информации. Модули определяются в соответствии с  учебной программы школы, образовательными стандартами и учебным планом Федеральной земли Заксен Анхальт по предметам.

Примерные названия модулей:

- Немецкий (родной) язык  –  „аргументация“,

- математика – „уравнения“,

- в области общественных наук – „работа с картами“ и т. д.

Для блоков имеются рабочие планы и рабочие инструкции, описывающие, какие навыки модуль включает в себя и как они могут быть приобретены.

Сопровождающие преподаватели являются консультантами, контролируют или направляют деятельность учащихся.

По индивидуальному дневнику самоподготовки каждый учащийся в конце учебного года видит, над каким модулем он работал и какими предметами, каким учебным материалом, упражнениями или заданиями занимался.

Преподаватель, сопровождающий свободную (самостоятельную) работу, подписывает и комментирует работу, если это необходимо. В конце недели учащийся берёт домой дневник, контролируемый тьютором, для подписи родителей. Педагогические ожидания ориентированы на то, что родители будут обсуждать по дневнику с ребенком его учебный и рабочий процесс, а также будут информированы о содержании, над которым работает их ребенок.

Когда учащиеся овладеют навыками, требуемыми в изучаемом модуле, они получат специальный сертификат. В разделе «Немецкий язык», например, можно получить сертификат после написания диктанта или тестирования, а также подготовив документацию, портфолио или разработку, которая создаётся во время работы.

Процесс обучения дополнительно сопровождается беседами педагогов с учащимися. В беседах обращается внимание на представление, идеи и цели учащихся, которые оформляются в письменной форме. Сроки прохождения самоподготовки,  тестирования,  получения сертификата по изученному модулю определены расписанием.

Педагог также помогает, если возникают трудности с принятием решения, оказывает помощь в  планировании самоподготовки, мотивирует учащихся. Отношение преподавателей, их отзывы по результатам самоподготовки учеников, доверительные и доброжелательные беседы повышают ответственность за собственный процесс обучения каждого ученика.

Самоподготовка в Гимназии им. В.В. Давыдова организуется для обучающихся 5 – 8 классов,   уроки самоподготовки проводится 3 дня в неделю, по 2 урока ежедневно во второй половине дня, по следующим учебным предметам: русский язык, математика, история, физика, география, биология (5 класс), английский язык. При проведении уроков самоподготовки предусмотрено обязательное проведение физкультминуток, 10-ти минутный перерыв для отдыха обучающихся. Проведение уроков самоподготовки в классах осуществляется в соответствии с принятым Положением.

Целью организации и проведения уроков самоподготовки учащихся 5 – 8 классов является создание условий для реализации субъектной позиции подростков в учебной деятельности. Содержание работы по самоподготовке по предметам должно соответствовать содержанию предмета,  уровню образования, (уровню «до» – для желающих отработать навыки по предыдущему материалу и «после» – для желающих ознакомиться с материалом следующего уровня самостоятельно). Материал для работы по самоподготовке составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету на учебный год или ступень обучения. Проектирование содержания материала на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательного компонента).

Темы самоподготовки должны соответствовать рабочей программе учителя,  при этом в самоподготовку должны входить темы на опережение и на повторение материала.

Задания по темам должны соответствовать трем уровням сложности

-Базовый уровень

- Средний уровень

- Высокий уровень

Важно отметить, что выбор темы и уровня сложности  для самоподготовки остается за учащимся. При этом педагог-куратор самоподготовки отслеживает результативность выполнения учащимися заданий и вправе предложить ему задания другого уровня, напоминая, что на тему выделено определенное количество часов. На уроках самоподготовки в классе присутствует тьютор или педагог-куратор самоподготовки, который контролирует:

- дисциплину во время проведения самоподготовки с учащимися;

- ведет учет выполнения заданий и пропусков в журнале по самоподготовке;

- своевременно проверяет записи в тетрадях.

К критериям эффективности уроков самоподготовки относятся следующие:

1. Регулярность самостоятельного закрепления пройденного материала по предметам самоподготовки.

2.  Увеличение количества учащихся, использующих дополнительную литературу по предметам.

3. Увеличение количества учащихся, выполняющих задания повышенной сложности по предметам.

4.  Повышение качества успеваемости.

5.  Повышение мотивации к изучению предметов.

Задания для самоподготовки учащихся имеют некоторые важные особенности:

а) Задания по темам должны соответствовать трем уровням сложности:

- Базовый уровень
- Средний уровень
- Высокий уровень
б) Задания должны быть:

- предметные;

- организационные;

- временные;

- целевые;

- соответствующие возрасту.

в) Задания должны быть

-интересными;

- актуальными;

-мотивирующими к изучению предмета;

-для индивидуальной или групповой работы или для работы в парах.

Для того,  чтобы организовать в школе  работу по самоподготовке, руководителю нужно:

1) Задать вопросы себе и педагогическому коллективу:

1. Домашние задания необходимо выполнять для того, чтобы…,

1) При проверке домашних заданий учитель сталкивается с проблемами….

Ответы педагогов на данные вопросы позволяют понять, насколько расходятся педагогические задачи на выполнение домашних заданий и тот результат, который получает педагог при контроле выполнения домашних заданий.

- Домашние задания необходимо выполнять для того, чтобы……(закрепление полученных знаний; самостоятельная отработка навыков; поиск верных решений при выполнении д/з, воспитание ответственности и т.д.…)

- При проверке домашних заданий учитель сталкивается с проблемами……(не самостоятельное выполнение заданий; списывание у одноклассников, с  решебника «Готовые домашние задания»; помощь родителей; отсутствие выполненного д/з; отсутствие времени у учителя на проверку д/з и т.д.)…

2) понять необходимость замены домашних заданий более приемлемой и результативной формой усвоения и проверки знаний (занятиями самоподготовки).

3)  Написать с педагогами рекомендации, для составления заданий для учащихся по самоподготовке при понимании особенностей этих заданий:

- предметные;

- организационные;

- временные;

- целевые;

- возрастные.

4) Написать 5 первых шагов для начала внедрения самоподготовки в школе, с чего лучше начинать?

5) Организовать работу педагогов по наполнению предметных папок карточками с заданиями и с обязательными верными ответами  (на обратной стороне карточки или в задании в виде пазла, или сложившейся картинки и т.д., и т.п.).

6) Назначить ответственного за организацию и проведение в школе занятий по самоподготовке. внести занятия по самоподготовке в расписание внести занятия по самоподготовке в расписание.

7) Внести занятия по самоподготовке в расписание.

Опыт самостоятельной работы в режиме занятий самоподготовки и самоконтроля в Гимназии им. В.В.Давыдова не долгий (1,5 года), по сравнению с немецкой школой, но мы уже видим положительные результаты, а именно:

- повышение у детей мотивации на изучение предметов;

- самоконтроль при выполнении заданий;

- появление собственных целей и задач на движение в предмете;

- уменьшение нагрузки домашних заданий;

- педагоги получили возможность для детальной проработки особо важных тем.

Итак, подводя итог, можно сказать, что результатом международного сотрудничества  гимназии им В.В.Давыдова и Jeеtzeschule in Salzwedel является обмен лучшими практиками, к числу которых относятся занятия по самоподготовке. Внедрение занятий по самоподготовке в учебный процесс не только позволяет  повысить мотивацию обучающихся и снизить нагрузку при выполнении домашних заданий, но и способствует повышению уровня осознанности  и ответственности обучающихся за свои результаты.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Добровольский А. Новая дидактика Т. 2. Варшава, 1968 г., с.70
  2. Оконь В. Введение в общую дидактику – Москва. «Высшая школа» 1990., с. 165.
  3. https://www.westermann.de/reihe/LUEK/LUeK
  4. https://www.betzold.de/prod/86148/
  5. https://www.westermann.de/spectra/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Устинова Людмила Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация