РУССКИЙ АВАНГАРД

Власова Анастасия Андреевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Макарова Ксения Сергеевна1, Кокарева Марина Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В данной статье раскрывается понятие «русского авангарда», его особенности, что в него входит, кто является основоположником.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Власова А.А., Ротанова В.А., Торопова А.И., Макарова К.С., Кокарева М.Е. Русский авангард // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/08/90032 (дата обращения: 19.04.2024).

Многие полагают, что русский авангард начал развиваться только после революции 1917 года, так как мысли политиков и художников-новаторов того времени были схожи. Однако, свое развитие русский авангард получил гораздо раньше – в 1909-1910 годах [3].

Авангард обычно включает в себя различные течения искусства, разнообразные имена и цели. Но всё это объединяет одно – революционное восприятие действительности [3].

Одним из известнейшим направлением русского авангарда стал абстракционизм, основоположником которого является русский художник Василий Кандинский (1866-1944). Василий Васильевич работал в разных стилях: эксперссионизм, фовизм и т.д. В конечном итоге, он пришел к выводу, что искусство не должно давать зрителю готовых ответов. Мы все видим по-разному, по-разному слышим, по-разному чувствуем. Что же в этом подходе нового? Таким же вопросом задавались символисты, фовисты, сюрреалисты и многие другие. Однако, приверженцы абстракционизма во главе с В.В.Кандинским пошли дальше -  они отказались от сколько-нибудь реалистического изображения. У абстракционизмов выражалось всё через сочетания геометрических фигур, хаотичных пятен. Их полотна полностью оторваны от реальности – а значит, зрителю предоставлена полная свобода ассоциация и догадок [2].

Также, одним из направления авангарда является так называемый «лучизм». Его теоретики – М.Ф. Ларионов (1881-1964), Н.С. Гончарова (1881-1962). Они поставили на первое место не цвет, а свет. Согласно их мнению, человеческий глаз в первую очередь воспринимает некие «лучи», отраженные от предмета и попавшие в поле нашего зрения. На полотнах лучистов цветные линии, которые напоминали одновременно лучи солнца и грани неких волшебных кристаллов, пересекающиеся с друг другом, создавали волшебное, многомерное пространство [2].

Особая система абстрактной живописи возникла благодаря К.С. Малевичу (1878-1935). Она получила название суперматизма.  Малевич стремился разложить живописную систему на определенные универсальные базовые формы: квадраты, треугольники, прямые линии, прямоугольники и т.д. На некоторых суперматических картинах мы можем разглядеть человеческие фигуры или предметы интерьера (часто они напоминают детские пирамиды, сложенные из разноцветных геометрических фигур), большинство же полотен в данном стиле совершенно абстрактны [1].

Символом суперматизма стал знаменитый «Черный квадрат» Малевича, который Казимир Северинович называл «суперматической клеткой», основой для последующего творчества. Возможно, это было просто шуткой. Тем не менее, о «Черном квадрате» слышали почти все [1].

Рисунок 1 – «Черный квадрат» К.С.Малевич

В архитектуре русский авангард был представлен конструктивизмом. Термин появился благодаря художнику, скульптуру и фотографу А.М. Родченко (1891-1956) и живописцу, графику Владимиру Татлину (1885-1953) [1].

В конструктивизме на первом месте были: функциональность зданий, свобода планирования, использование элементов конструкции в качестве строгого декора, строгая геометричность форм. Советский художник и искусствовед А.М. Ган писал, что конструктивисты видят своей задачей «коммунистическое выражение материальных ценностей…[1]


Библиографический список
  1. Русские художники XII-XX веков: Энциклопедия. – М.: Азбука, 1999.
  2. Современное искусство: для тех, кто хочет всё успеть. – Москва: Издательство “Э”, 2017. – 128 с. – (Энциклопедия для быстрых знаний,).
  3. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. – СПб.: Лита, 1998.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Власова Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация