УДК 372.851

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ВУЗЕ ПРИ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Абдрахманов Бауыржан Тендикович
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова
магистр естественных наук, магистр техники и технологий, старший преподаватель кафедры электротехники и автоматизации

Аннотация
Статья затрагивает вопросы по улучшению качества знаний студентов вуза по физике при болонской системе образования. Для этой цели даются некоторые методические рекомендации. Тематика актуальна на Постсоветском пространстве и требует многоэтапный научный подход.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Абдрахманов Б.Т. О совершенствовании преподавания физики в ВУЗе при болонской системе образования // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/07/89912 (дата обращения: 16.09.2020).

В настоящее время при стремлении к международным европейским стандартам многие страны вступили в болонскую систему образования. На Западе и в некоторых Восточных государствах она уже внедрена давно и весьма успешно. Страны СНГ после развала СССР один  за другим через несколько лет подписали декларацию об едином образовательном процессе. Нужны долгие годы, чтобы новый способ подачи знаний безошибочно внедрился на место традиционной Советской системы. Но некоторые государства, например Россия работает и в новой и в старой методике обучения, которую модернизировали согласно требованиям времени. Интересен тот факт, что какая та часть Великобритании перешла на Советскую технологию обучения предметам. Им особенно нравится Колмогоровский метод обучения математике в школе. Колмогоров – это великий Российский математик, открытия которого усовершенствовали даже педагогику и психологию. Теперь, поговорим о новом методе воспитания и обучения и о улучшении качества знаний студентов по физике.

В болонской системе образования текущая успеваемость, рейтинговые контроли и экзамены построены на тестировании. Хорошо, если после тестирования вытягивают билеты или задачи. В случае заблокированности приходится просто пройти тестирование на экзамене и получить итоговую оценку, учитывая ещё предыдущие достижения. Но это не даёт абсолютно никакого эффекта. И, говорить,  тем более о хороших теоретико-практических знаниях  по физике  бессмысленно.

Известно, что физика – экспериментальная, теоретическая и естественнонаучная дисциплина. Наряду с математикой она занимает первое место в науке и строит самую главную, то есть основную, устойчивую, гибкую и мощную часть фундамента, на которую опирается существование всего человечества. Незнание отрасли может привести к тяжёлому экономическому и природному кризису. Последствия будут очень тяжёлыми и необратимыми по всем направлениям жизнедеятельности на земле и даже в космосе. По крайней мере, даже в быту вся техника сконструирована по законам традиционной физики.

Во время обучения в вузе студент приходит со своими школьными знаниями, и многие считают что ничего нового нет. Но это заблуждение, так как трудность идёт из за того, что для полноценного освоения физики есть необходимость использования сложного аппарата аналитической и дифференциальной геометрии, математического анализа, теории обыкновенных дифференциальных уравнений и математической физики и т.д. Без этого невозможно понять и осознать законы природы [1], [2].

Но всегда есть надежда. И это не исключительный случай. Ведь европейские страны и в прошлом и на современном этапе имеют крупные достижения по физике. Об этом говорит число лауретов разных премий, в том числе и Нобелевских.  Хотя сейчас многие критикуют их систему образования особенно в СНГ и в ряде других стран. Почему всё таки наука движется? В странах бывшего Союза традиционная система образования была для человека большой души. Интересно было и учиться, и работать. Русский язык был популярен в СССР как и английский язык на Западе. Это язык великих писателей и известных учёных.  И учёные России и некоторых стран СНГ тоже имеют большие достижения по точным наукам. Есть и Нобелевские лауреаты по физике и по другим направлениям. Вообще, конечно даже и сейчас Российское образование котируется во многих Западных и Восточных странах, и даже в Америке. Это всё понятно. Просто, замолвим слово о методике обучения в наше время.

Подписали в министерстве, неизвестную бывшему Советскому гражданину болонскую декларацию образования, значит надо её изучить и творчески осмыслить, а потом внедрить уже самостоятельно созданную методику. Это касается и общей и теоретической физики.

Теперь, перейдём к решению главной проблемы, т.е. к вопросу качественного преподавания физики в вузе.

Рекомендую преподавателю физики соблюдать пункты:

1. Лекции традиционно, но сжато и доступно читать. Давать научные советы и отвечать на поставленные студентами вопросы. Демонстрационный материал, т.е. наглядные пособия должны быть;

2. Практическое занятия начинать с теоретического опроса лекции. Проанализировать задачи разных уровней сложности. Преподаватель сам обязан объяснить решения задач и дать методические указания к ним. Протестировать студентов и проанализировать результаты;

3. Лабораторные занятия надо полностью проводить в экспериментальных условиях. Задачи, решённые теоретическими и численными методами сравнить, сделать соответствующие выводы. Преподаватель обязан сам в качестве образца проделать лабораторные работы и научить обучающихся на доступном уровне, а также должен показать виртуальную лабораторию. Творческие работы студенты должны защищать. Протестировать студентов и проанализировать результаты;

4. Самостоятельная работа преподавателя со студентами идёт на теоретическом и практическом уровне. То есть студенты самостоятельно изучают и излагают ту часть теории, которая не была прочитана на лекции.

Потому что в современной системе количество часов на лекции очень мало.

Как в Советское время студенты обязаны защищать типовые расчёты, то есть задачи из сборника по темам и строго по вариантам. В случае, если студент не смог решить задачи, то пересказывает общую теорию. Но за это естественно баллы снижаются. Протестировать студентов и проанализировать результаты;

5. Первый рейтинговый контроль проводится в форме теста. В тесты включены вопросы теоретического и практического характера;

6. Второй рейтинговый контроль проводится написанием традиционной контрольной работы и защитой реферата по определённой теме;

7. Во время второго рейтингового контроля студентам даются вопросы к экзаменационным тестам без ответов. Всего 300 вопросов. Если распределить по вариантам, то создавая всевозможные комбинации, на каждого учащегося приходится по 50 вопросов;

8. Поскольку уже трудная кропотливая работа прошла, то экзамен можно провести в форме обычного тестирования;

9. Проставить итоговый балл (оценка) на основе рейтинга допуска и экзаменационной оценки по предусмотренной формуле в силлабусе.

10. Проанализировать и подвести итоги результатов обучения.

Эти пункты – основные моменты, то есть мои личные методические указания частной методики преподавания физики в университетах в современных условиях. Оно направлено не только на повышение уровня знаний и на формирование культуры, а полностью на гармоническое развитие личности.

Таким образом, дело не в том какая система образования. Болонская или Советская, или ещё какая-нибудь другая модель. Задача состоит в создании удобной для человека способа обучения. Предложенный для изучения физики один из вариантов метода, основные моменты которого  отражены в перечисленных пунктах, подходит по моему мнению для любой системы образования, т.е. он универсален. Так как совершенствует преподавание физики в вузе из за того, что берёт  довольно таки эффективные технологии из методики прошлого и настоящего.

В заключение, хочется заострить внимание на том, что предложенный мною метод проведения занятий по физике в вузе, носит чисто рекомендательный характер. Любой преподаватель имеет право, если оно поможет, использовать его в своей педагогической деятельности. Искренне рад буду, что принесу пользу людям. Много есть опытных предметников со своими приёмами обучения. Надеюсь, что в будущем в странах Постсоветского пространства будет создана универсальная методика обучения физики в вузе применительно к Болонской системе образования.


Библиографический список
  1. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики: Учеб. пособие для втузов. – 2 –е изд., исп. и доп. – М.: Высш. шк., 1999. – 718 стр.: ил.
  2. Тихонов А.Н., Самарский А.А. Уравнения математической физики. Издание 5-е, стереотипное, учебное пособие для высших учебных заведений, Главная редакция физико-математической литературы издательства «Наука», М., 1977, 736 стр. ил.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Абдрахманов Бауыржан Тендикович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация