УДК 792.028

ПРАНАЙЯМА КАК ЭЛЕМЕНТ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Канищев Александр Андреевич
Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования «Волгоградский институт искусств и культуры»
преподаватель кафедры режиссуры, режиссер театрализованных представлений и праздников

Аннотация
Статья о начальных этапах работы актера над собой, содержит сравнительный анализ актерского тренинга, и духовных практик пранайямы.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Канищев А.А. Пранайяма как элемент сценической речи // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/07/89910 (дата обращения: 03.02.2020).

На начальных этапах занятий по дисциплинам «Актерское мастерство» и «Сценическая речь» обучающиеся сталкиваются с проблемой самоконтроля и самопознания, что затрудняет их саморазвитие и подготовку к дальнейшей творческой деятельности. Подготовительный этап для творчества всегда необходим и именно им может являться йога.

К.С. Станиславский создал универсальную систему воспитания актера актуальную во все времена, но несмотря на это она регулярно приобретает новые направления.

В настоящее время отголоски ее трансформации встречаются в трудах Грачевой Л.В., Скворцовой Ю.С., Вырыпаева И.А.

Грачева Л.В. доктор искусствоведения, создала и возглавила Лабораторию психофизиологии исполнительских искусств (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, Скворцова Ю.С. работает в экспериментальной студии актерской йоги (г. Волгоград), Вырыпаев И.А. художественный руководитель театра «Практика» (г. Москва).

Следует заметить, что Станиславский работая над системой воспитания актера, он регулярно обращался к восточным практикам, о чем могут свидетельствовать его дневники, но в силу сложной политической обстановке в истории нашей страны он не мог открыто говорить о своих убеждения и поэтому в его трудах слово йога отсутствует. Тем не менее у него были единомышленники и его взгляды повлияли на творчество М. Чехова, В. Мейерхольда, Е. Гратовского.

Опираясь на теоретические и практические работы данных исследователей в области театрального искусства, мы можем утверждать, что основная задача учебных курсов «Актерское мастерство» и «Сценическая речь» – это подготовка режиссера, актера, чтеца, специалиста в области культуры и искусства, владеющего выразительной, логически четкой, эмоциональной литературной речью, обладающего хорошей дикцией и гибким голосом широкого диапазона.

По словам М. Чехова: «Главная задача актера это научится вызывать у себя определенные чувства и эмоциональные реакции, для того чтобы пробудить наши чувства потребуется определенная психологическая подготовка»[10].

Физическая раскрепощенность, гибкость – необходимый элемент способности держаться легко, без напряжения. По определению философского энциклопедического словаря, йога – одно из шести основных ортодоксальных (брахманских) направлений индийской мысли. Любопытно, что среди множества значений слова «йога» есть и такие, как «напряжение». «Освобождение» – главное слово в культурной традиции Индии. Психологические зажимы «откладываются» в нашем теле в виде сведенных мышц. Владение телом означает и владение духом. Из этого представления о единстве телесного и духовного состояний и родилась хатха-йога (система психофизического совершенствования). «Хатха-йога ставит целью совершенствование телесного организма, освобождая его от склонности к усталости и приостанавливая его тенденцию к разрушению и старению», – пишет С. Радхакришнан.

Йога – не спорт, ее смысл – в чувстве гармонии со своим телом, в спокойствии, в снятии психологического зажима. Мы считаем, что это поможет будущим актерам, режиссерам в освоении сценической речи, а так же снизит уровень волнения на минимум. Ведь йога требует глубокого самопогружения, сосредоточения на том, что делаешь. Это полностью соответствует высказыванию К.С. Станиславского о публичном одиночестве.

Йога – живая система, и поэтому она постоянно развивается и видоизменяется. Практика йоги включает пять ступеней:

Первая ступень – соблюдение пяти внешних заповедей: не убивать, не лгать, не смущаться, блюсти целомудрие, не желать богатства.

Вторая ступень – соблюдение пяти внутренних заповедей: очищение, скромность, умеренность, декламация очищенных изречений и смирение.

Третья ступень посвящена разнообразным асанам (позам).

Четвертая ступень – Пранаяма (контроль за дыханием), считается, что третья и четвертая ступени используются в лечебных целях.

Пятая ступень – «удаление чувств от чувственных объектов», обучение сосредоточению.

Направление, о котором пойдет речь, называется пранаяма.  Переводится как система дыхательных упражнений йоги.

«Ребенок дышит естественно, а вот взрослому иногда приходится снова этому учиться» Эд Хукс. Тяжело не согласиться с этим высказыванием. Дыхание – самая естественная и необходимая вещь, а так же важнейшая составляющая работы с голосом. Ваш голос будет плоским, тусклым без правильного дыхания, голосовой аппарат будет быстро уставать. От рождения, все дети, вне зависимости от пола, дышат – животом. Вырастая, у большинства девушек – дыхание смещается кверху. Мужчины, сохраняют нижнее дыхание. Здесь действует правило итальянского социолога и экономиста Вильфредо Парето «80-20». Лишь 20% женщин имеют крепкое нижнее дыхание.

Здоровый взрослый человек дышит в состоянии покоя 10-20 раз в минуту, но следует заметить, что частое дыхание можно считать менее целесообразным.  Ведь оно присуще для бега, поднятию по ступенькам, волнению. У древних индийцев существовало убеждение, что каждому человеку на его жизнь отпущено определенное количество вдохов и выдохов. Глубокое дыхание удлиняет жизнь и позволяет извлечь больше праны. Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодией, ин­тонацией. А для того чтобы речь лилась свободно, легко и разнообразно, необходимо владеть правильным, полным дыханием. Полное дыхание йогов приходит на помощь, когда нам нужно отдохнуть, расслабиться, перевести дыхание. Это ничто иное, как максимально глубокий вдох и максимально глубокий выдох.  Выполняется следующим образом:

  1. Принять наиболее удобную позу (лучше выполнять упражнения на дыхания стоя, но можно и сидя на стуле с прямой спиной, опущенными плечами, руки свободно лежат на коленях.)
  2. Сделать полный вдох, соединив брюшное или диафрагмальное и грудное дыхание. Сначала при вдохе надувается живот, затем без рывков, плавно движение переходит на грудную клетку. Выдох производится в обратном порядке.

Полное йоговское дыхание – это, собственно говоря, еще не пранаяма. Это скорее ее основа. Благодаря полному дыханию йогов вы приучаете свой организм к правильному дыханию и отучаете от поверхностного.

Большое значение в учебнике по сценической речи придается тренировке носового дыхания. В ходе упражнений мы так же предлагаем дышать через нос. И вдох, и выдох. «Нос – для дыхания, рот – для разговоров» – Евгений Ланкин.  Мейерхольд на своих тренингах огромное внимание уделял умению актеров сочетать речь и дыхание со сценическим движением. Поскольку он насыщал свои постановки активными мизансценами, от актеров требовалось произносить текст пьесы, одновременно выполняя множество движений, зачастую в напряженном темпе. Для этого пригодится следующее упражнение, которое разработано И. Кохом и описано в книге «Основы сценического движения». Подобное упражнение можно найти и в йоге, описано в книге А. Ткачевой «Найдите свою йогу».

При тренировке в беге важно освоить технику дыхания:

4 шага – вдох через нос и чуть приоткрытые губы, 4 шага – выдох. Отрабатывать упражнение необходимо в беге на месте. Изменение темпа бега не должно менять ритм дыхания. Важно, чтобы дыхание было непрерывным.

Это можно осознать и почувствовать через Бхастрику, аналог своего рода «Позы Кучера» в актёрском тренинге, и является подготовкой к дальнейшей работе психофизического аппарата исполнителя. Бхастрика (в переводе с санскрита «кузнечные мехи» – это яростный огонь), – это дыхательное упражнение для того, чтоб без особых усилий и в кратчайшие сроки активизировать работу всего организма. Выполняется следующим образом:

  1. Примите одно из вышеописанных исходных положений. Закройте глаза и расслабьтесь. Поднимите руки над головой. Пальцы смотрят вверх, ладони вперед.
  2. За счет активной работы диафрагмой, расширяя живот сделайте быстрый и мощный вдох.
  3. Сделайте мощный и быстрый выдох, с силой втягивая живот. Одновременно согните руки в локтях, приближая кисти к плечам, и сожмите ладони в кулак.
  4. Сделайте мощный вдох, поднимая руки и разжимая кулаки.
  5. Повторите 10 дыхательных циклов.
  6. Расслабьтесь. Опустите руки. Сделайте 5-10 спокойных вдохов-выдохов.

Бхастрику можно повторять от 3 до 5 раз. Если стали задыхаться, загудела голова или заболели глаза – немедленно прекратите упражнение. Расслабьтесь и подышите спокойно. После двух-трех упражнений дыхательной гимнастики предлагается при­нять одну из «поз отдыха», при которых происходит мышечное расслабле­ние. Таким образом, в тренировке чередуется мышечное закрепощение с их расслаблением. Это приводит к эластич­ности, подвижности дыхательного аппарата, к автоматизму хорошо отрабо­танного процесса дыхания. Людям «речевых профессий» постоянная тренировка дыхания и голоса необходима  для сохранения профессиональных качеств голоса, и как профилактика против за­болеваний голосового аппарата.

У йогов есть любимая форма дыхания, которую они использую при необходимости проветрить и очистить легкие. Очистительное дыхание возбуждает все клетки легких и повышает общее здоровье всего организма. Это упражнение действует освежающим образом на утомленного, усталого человека. Следует выполнять следующим образом:

  1. Вдохнуть полное дыхание через нос.
  2. Удержать дыхание на несколько секунд.
  3. Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем, со значительной силой выдохнуть немного воздуха. Остановиться на секунду, удерживая выдыхаемый воздух, и затем с силой выдохнуть еще немного и т.д. Очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой.

Им можно завершать каждое занятие сценической речи, актерского тренинга, особенно если вам пришлось много говорить.

«Звучащий выдох» предлагается в дыхательных упражнениях потому, что звуковая волна хорошо массирует внутренние стенки гортани, глотки, носа, где в слизистой оболочке пролегает гладкая мускулатура, не подле­жащая нашему управлению. Следовательно, звуковая волна косвенным путем воздействует на голосовой аппарат.

Упражнение Капалбхати прекрасно успокаивает нервы, нормализует дыхание, способствует сосредоточенности и помогает избавиться от навязчивых мыслей, что зачастую мешает актеру, режиссеру при работе на площадке.

  1. Сидя с прямым позвоночником, резко и быстро выдохните через нос, одновременно втягивая живот.
  2. На секунду задержите дыхание, а затем, расслабляя мышцы живота, дайте произойти естественному вдоху.
  3. Повторите акцентированные, резкие выдохи и легкие, естественные вдохи несколько раз, но не более одной минуты. Затем отдохните.

Самыми эффективными считаются динамические упражнения. И наиболее популярными на занятиях по сценической речи в настоящее время являются упражнения по системе парадоксальной дыхательной гимнастике А. Стрельниковой.  В данной гимнастике каждое движение сопровождается ярким, шумным, нарочитым вдохом. В стрельниковской гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха. Мы предлагаем вам рассмотреть следующее упражнение, оно называется «Насос».

Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий наклон и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Наклоны делаются ритмично и легко.

Анализируя сочетания элементов пранайямы и упражнений актерского и речевого тренингов, мы увидим эффективные результаты: сможем почувствовать контроль над, телом и разумом. Участники тренинга не только научатся контролировать свое дыхание и владеть голосом, но и смогут использовать данные техники для подготовки психофизического аппарата актера в целом к дальнейшей творческой работе.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Грачева, Л.В. Актёрский тренинг: теория и практика / Л.В. Грачева СПб.: Речь, 2004. – 168 с.
  2. Издательство Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2015.- 172 с. – С. 108 – 120.
  3. Козлянинова, И.П. Сценическая речь, М.: Просвещение, 1976.
  4. Ланкин, Е. Йога в офисе. К-д.: Мастерская «Коллекция», 2011.
  5. Рутман, Э. М. Надо ли убегать от стресса? [Текст]: к изучению дисциплины / Э. М. Рутман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 128 с.
  6. Сарабьян, Э. Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров. Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов. М.: АСТ, 2015. – 789 с.
  7. Сафронова А.А. «Искусство звучащего слова» (учебная программа) // Театрализованные представления и праздники: учеб.-метод. пособие: [для студентов направления подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»] / Г.С. Андронова, С.Н. Башкатова, Ю.С. Скворцова [и др.]. – Волгоград:
  8. Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2т. М.: ВТО, 1986. Т.2.
  9. Ткачева А. Найди свою йогу, М.: Знание, 1991.
  10. Чехов М. Михаил Чехов Воспоминания. Письма. М.: Локид-пресс, 2001. – 668с.
  11. Шестакова Е. Говори красиво и уверено. Постановка голоса и речь. / Е. Шестакова. – С-Пб.: Питер, 2016.
  12. Скворцова, Ю.С. Современные тенденции и экспериментальные методы в подготовке будущих специалистов в области театрального искусства. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-7-52 – На рус.яз.
  13. http://disus.ru/knigi/7724-15-kurs-prakticheskoy-psihologii-ili-kak-nauchitsya-rabotat-dobivatsya-uspeha-dlya-visshego-upravlencheskogo-personala-uchebn.php#2
  14. http://fullref.ru/job_e2a6bbd845dedf83ae4ec1558d350370.html#1


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Канищев Александр Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация