СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ковалева Дарья Владимировна1, Таскина Ирина Анатольевна2
1Горно-Алтайский государственный университет, студентка 4 курса
2Горно-Алтайский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент

Аннотация
В данной статье проанализированы и даны понятия социализации некоторых ученых, социализации подростков, указаны особенности подросткового возраста, проведен констатирующий эксперимент целью которого, является определение уровня социализированности личности подростка.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ковалева Д.В., Таскина И.А. Социализация подростков в образовательной организации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89853 (дата обращения: 10.04.2024).

Процесс социализации подростков постоянно находиться под влиянием,  данный период считается самым сложным в развитии ребёнка, именно в этот период детям хочется свободы, они не хотят зависеть от родительской опеки, думают, что всё уже знают и умеют, но это мнение ошибочно, из-за не достаточного жизненного опыта, а так же воздействие биологических факторов прямо влияют на развитие в пубертатном периоде на личность подростка. Недопонимание со стороны взрослых, вынуждают их искать поддержку со стороны, т.е. группы, класса, молодежные объединения.

Социализации подростков в современном мире уделяют особое внимание, а конъюнктура влияния социальных факторов на процесс становления личности, изменяется в зависимости определенных обстоятельств. Социализация личности подростка, несомненно, связано со всеми социальными институтами, социальным окружением.

В подростковом возрасте активно формируются и перестраиваются все изменения в личности подростка, гибкость его нервной системы, и колеблющееся ритмы могут препятствовать изменению его типу взаимодействия, характер и тип темперамента обуславливается порядком одного, двух видов, неустойчивость. Ребенок в этом непростом периоде преодолевает и принимает новые качества, особо говоря, те значимые характеристики, которые в последующем времени буду востребованы в его социализации.

В статье «Эгоцентрическая мысль и социоцентрическая мысль» Швейцарский психолога Жан Пиаже, писал так, цитирую: «Что процесс социализации  определен не зависимостями какого-то одного типа, а различными типами взаимодействия индивида со средой (природной и социальной)»[2, С.18].

В большом психологическом словаре «социализация процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений» [1]. «В современном мире понятие «социализация» имеет несколько значений. Это связано с тем, что данное понятие является междисциплинарным и используется во многих направлениях: социологии, психологии, педагогике, философии и т.д» так пишут авторы, Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова, Д.Н. Арютина, в одной из своих статей [3, С. 139].

Для определения уровня социализированности личности подростка, мы провели диагностику, автор которой является профессор М.И. Рожков.

По подсчетам данной методики, выявили, что у учащихся 9-10 классов, МБОУ «Быстрянская СОШ им.О.Суртаева» преобладает средний уровень социальной адаптированности (62%) ответили 17 учащихся, данные ответы свидетельствуют о том, что данные подростки свободно могут общаться с другими людьми, способны приспосабливаться к новым условиям, активно взаимодействуют с окружающими, гибки и подвижны во взаимоотношении. Высокий уровень адаптированности имеют 10 человек (38%) , что является определенно отличным показателем, так как эти подростки, коммуникабельны, мобильны и инициативны, творчески и креативны.

Следующий показатель это уровень социальной автономности,  высокий уровень ответили 18 человек (66%), означает то, что такие подростки считают себя самостоятельными личностями, ведь данный период взросления направлен на стремление выделить себя из массы, показать свою индивидуальность, иметь собственную точку зрения и желать доказать свою право всем окружающим. Данный период очень эмоционален и подростки еще с гормональными сбоями готовы на многие, не обдуманные поступки, желание быть независимыми и стремление быстрее повзрослеть находятся на одном уровне в этот сложный для всех период.

Также преобладает высокий показатель социальной активности 71%, это логично и объяснятся особенностями данного периода, активность зашкаливает, подростки готовы освоить любую позицию в жизни, помочь создать что-то новое, соответственно преодолеть любые трудности, решить задачи, проявить себя и привнести полезный вклад социальное общество. Со среднем уровнем всего 8 (28%) человек, что тоже является хорошим показателем, низкий уровень в данном случае отсутствует.

Последний критерий уровень нравственности, по подсчетам выявили что к данному уровню относится 55%, ответили 15 подростков из 27 человек, данный средний показатель гласит о том, что школе все таки формируются человеческие, правильные, честные взаимоотношения среди учащихся. С высоким показателем 33% , а с низким в данном случае 11%. Выделяем средние значения, так как данные показатели являются в большем количестве.

В итоге после подсчетов данного исследования, можно сделать вывод о том, что образовательная обстановка в Быстрянской школе, положительно влияет на социализацию подростков, хорошие показатели уровня социализированности действительно подтверждают данный факт. Подростки более успешны в социализации себя, как личности. Оптимальные показатели, положительная самооценка, подтверждает то, что формируются адекватное отношение к себе и обществу.


Библиографический список
  1. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]: – URL: https://psychological.slovaronline.com/1732-SOTSIALIZATSIYA/ (Дата обращения: 10.11.2018.)
  2. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды: психология интеллекта, генезис числа у ребенка, логика и психология. / Ж.Пиаже // -  М.: «Просвещение», 1969. — С. 659.
  3. Сорокоумова, Е.А. Социализация подростка в процессе интернет общения / Е.А.Сорокоумова, Н.Ю. Молостова, Д.И. Арютина // Педагогика и психология образования: – Москва : МПГУ, 2018. – Вып. 2. – С. 138-143.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ковалева Дарья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация