УДК 377

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Анисимова Анастасия Евгеньевна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Слюзнева Ксения Валерьевна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
Данная статья посвящена психологической профессиональной готовности учителя. В статье рассмотрена методика самопознания учителя, а также необходимые компоненты для формирования приемов самопознания. Разобраны психологические составляющие профессиональной пригодности учителя.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Анисимова А.Е., Гордеев К.С., Жидков А.А., Слюзнева К.В., Закунова Е.Д. Психологические составляющие и профессиональной готовность учителя // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/06/89782 (дата обращения: 03.02.2020).

Учитель постоянно создаёт сам себя. Культура самовоспитания учителя есть основание культуры самовоспитания учащихся. Культура самовоспитания личности связана с пониманием философии жизни, с человекознанием, со знанием законов существования всего живого на Земле, таких как:

1) Закон сосуществования, напоминающий человеку о том, что всё живое связано между собой и существует благодаря другим живым существам;

2) Закон равновесия — всё живое существует на грани жизни и смерти, а высшее благо во всем мире благ есть жизнь;

3) Закон активности, направленности жизни и др.

Самовоспитание, самообразование, самопознание и самосовершенствование — органическая часть, которая никогда не может отсутствовать в деятельности педагога. Эти процессы требуют от учителя осознания своего Я: Я — личностного, Я — педагогического, Я — этического, Я — социального. Для успешного протекания этих процессов необходимы нравственная готовность, соответствующее волевое развитие, а также знание путей, приёмов, способов осуществления названных процессов.

Методика самопознания включает три основные пути:

1) связь результатов деятельности с имеющимися положительными и отрицательными качествами;

2) сравнение себя с другими людьми;

3) сопоставление мнения о себе других людей с собственными представлениями о себе.

К основным приёмам самопознания можно отнести самонаблюдение, самокритику, самоанализ.

Для формирования навыков самонаблюдения используют следующие приемы:

а) самоопрос;

б) воспоминание, сравнение того, что запомнилось, с записями в дневнике, воспоминаниями других;

в) самоанкетирование;

г) сопоставление;

д) воображаемое повторение прошедшего.

Самокритика — обработка результатов самонаблюдения с помощью методов анализа и самооценки. В основе самокритики лежит развитое мышление.

При самоанализе самое главное — практические результаты своей деятельности: что сделано, можно ли было сделать больше, лучше, что этому помешало во мне самом, в чём виноваты другие.

К методам и приёмам работы над собой можно отнести следующие:

Самоубеждение — это всегда спор с собой, анализ разных путей и средств достижения поставленной цели, выбор варианта поведения.

Самовнушение — воздействие словом на свою психику без всякого критического анализа идеи, без сопротивления чужому мнению. Мысль принимается за веру.

Аутотренинг — основной метод самоуправления поведением, обеспечивающий развитие сил и способностей. Приёмы аутотренинга строятся на синтезе интеллектуального, физического и волевого самоуправления деятельностью и поведением.

Организация самовоспитания связана с постановкой целей, задач, выработкой конкретных норм, требований, правил, адресованных себе, а также с составлением личностной программы роста.

В выработке такой программы может помочь методика, разработанная известным изобретателем, инженером и педагогом Г.С.Альтшуллером. Решая многочисленные инженерные задачи, учёный пришёл к выводу о необходимости включать в план чисто технических разработок нравственный компонент, ставя его на первое место. Изобретатель обязательно должен “очеловечить” свою работу, видя в ней определённый этап достижения своей личной сверхзадачи.

В четырнадцатилетнем возрасте будущий знаменитый академик О.Ю.Шмидт составил план своей жизни. В нём было подробно записано, какие книги нужно прочитать, какими науками овладеть, какие проблемы решить, как развиваться физически. Юноша подсчитал: для выполнения этой программы ему понадобится 900 лет! Шмидт “ужал” программу — опять немыслимый результат: 500. Сократил еще — получил 150. Распланировав всю жизнь по минутам, работая на пределе, учёный к концу жизни выполнил почти всю сто пятидесятилетнюю программу.

Л.Н.Толстой обладал замечательной способностью самонаблюдения. “Постоянные упражнения в этом, тонкий анализ собственных психических процессов и состояний, – пишет Н.Г.Чернышевский, – позволили Льву Николаевичу полно и реалистично изобразить психологию разных людей”. Н.Г.Чернышевский отмечает, что тот, “кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей”. Эта мысль Н.Г.Чернышевского относится не только к писателю, художнику, создающему литературные образы, но и к учителю.

Самонаблюдение и самоконтроль не должны быть эпизодическими. Важно, чтобы учитель анализировал сдвиги в самовоспитании в течение определённого времени. Поэтому результаты работы над собой полезно фиксировать. Так, Л.Н.Толстой пишет в своём дневнике, что глубокий анализ достигнутых результатов нередко вынуждает человека признать недостаточность своих волевых усилий для достижения поставленных целей и отсутствие собранности. Собранность же можно воспитать, планируя работу на год, месяц, день и час.

Известны правила, составленные К.Д.Ушинским для себя:

— спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее;

— прямота в словах и поступках;

— обдуманность действий;

— решительность;

— не говорить о себе без нужды ни единого слова;

— не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится;

— издерживать только на необходимое и приятное, а не по страсти издерживать;

— каждый вечер добросовестно давать отчёт в своих поступках;

— ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Выработка правил может предшествовать этапу активной работы человека над собой. Успех дела в самовоспитании решают волевые, целеустремленные усилия, обеспечивающие самонаблюдение и систематическое самопобуждение.

Только самосозидающийся учитель может научить самосозиданию и самосовершенствованию ученика. От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. Высшее образование в России. – 2018. -№4.
  2. Климов Е.А. О некоторых психологических составляющих педагогического труда // ВМУ. Сер. 20 Педагогическое образование. 2016 – №2. – С. 13.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Анисимова Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация