ИТАЛИЙСКИЕ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ ДО РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ В «ДИАЛОГАХ» СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ДВОЕСЛОВА

Макарова Ксения Сергеевна1, Власова Анастасия Андреевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Ротанова Валерия Александровна1, Кокарева Марина Евгеньевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
Авторы данной статьи рассматривают жития святых людей, которые описал Григорий Великий в своем произведение «Диалоги». Всех представителей той эпохи святой Григорий запечатлел в памяти своего народа и увековечил их подвиги для дальнейших поколений.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова К.С., Власова А.А., Торопова А.И., Ротанова В.А., Кокарева М.Е. Италийские подвижники благочестия до разделения церквей в «Диалогах» святого Григория Двоеслова // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89674 (дата обращения: 29.03.2024).

Труды Григория Великого стяжали большую славу, особенно ярко это видно  на примере его книги Диалоги или собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Оно представляет собой ценнейший памятник западно-христианской древне-церковной письменности эпохи неразделенной церкви, который посвящен житию подвижников IV-VI веков живших в Италии и стоявших у истоков западного монашества. Эта книга содержит в себе духовную мудрость и подвижнический опыт древних западных святых, а также высочайшие и не меркнувшие образцы, для подражания в деле христианского спасения и духовного совершенства. Это произведение было написано в период 593-594 годов и, представляет, из себя, собрание 4 книг, в которых идет размышление о загробной жизни и создание легенд для назидания и поучения.  Первая и Третья книга посвящена подвижнической деятельности людей, вторая полностью преподобному Венедикту Нурсийскому и четвертая полностью о загробной жизни. Благодаря последней книге, в средние века было очень развито суеверие касающиеся чистилища, о котором пишет папа, многие использовали это произведение в качестве доказательства его существования. И сама книга не просто так имеет называние Диалоги ведь там идет диалог между папой Григорием и его диаконом Петром, который сам просил папу рассказать о подвижнической деятельности людей в Италии, так как он сам практически не чего про них не знает. Святитель подробно ему и всем, тем, кто читал его проведение, об этом рассказал. Святой Григорий в начале каждой главы пишет, от каких достопочтенных, достойных и благочестивых людей он это узнал. Особое положение в книге папа уделяет вниманию нравственно – аскетической жизни людей. Образы и житии, которых он собирал всю свою жизнь, начиная с детских годов, когда его отец любил общаться с такого рода подвижниками веры. А также и сам Григорий, как только появлялось у него свободное время, посвящал их на боговдохновенные разговоры с людьми, от которых слышал эти рассказы. Так по просьбе людей он и начал свой рассказ о подвижниках веры и об их чудесах именно на своей родине Италии.

Если внимательно посмотреть на содержании первой книги Диалогов, то можно увидеть, что папа Григорий в ней описывает тех кто, как то посвятил себя церкви: епископ, пресвитер, игумен, настоятель, инок, парамонарь церкви, эконом и садовник монастыря. Всего в первой книги содержится 12 рассказов, в которых повествуется жизни и чудеса великих подвижников Божиих. Каждый из этих благочестивых людей имел свой дар и свои достоинства. Так кто-то обладал великим воздержанием, кротостью, смирением, терпением, послушанием, милостью и другими множествам духовных подвигов. И за это их благочестивая и благоговейная жизнь не осталась у Господа без воздаяния. В некоторых случаях святые слышали глагол с небес, где их призывают прийти и принять благодарение за их подвиги, такое и случилось с настоятелем Субпентомского монастыря Анастасием. Многие из приведенных в первой книге житий повествуют нам об их неустанной молитве к Богу, которая помогала им получать просимое, такое как прибавление елея, изменение сущности стихий, повеление стихиями, прозорливость, изгнание нечистых духов, исцеление слепого и даже воскрешение умерших. Даже вещи, которые остались после телесной смерти святого отражали его святость так, когда Либертина  попросили воскресить умершего сына матери, он, обратился к Богу с молитвой и положил обувь святого Гонората на грудь мальчику, и тот воскрес, так это и произошло по силе и молитве двух святых. Каждый из подвижников веры приносил великое благодарение Богу за их жизнь и чудеса, ведь это не они их совершали, а сам Господь через них. Как написал Царь Давид: «Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси».

Третья же книга также посвящена великой жизни подвижников Божиих. В ней содержится уже 38 глав, в которых также большинство житий посвящены служителям Церкви, таким как: епископ, папа, пресвитер, инок, инокиня, настоятель, парамонарь при храме, отшельник, мученики, а также об арианском епископе и арианском храме и о других рабах Божиих прославившихся в своей благочестивой жизни. Описываются также и чудеса, связанные со святыми местами так, например, повествуется, что храм священномученика веронского Зенона был подвержен наводнению, вода была поднялась до окон, что ее можно было подчерпнуть, но не вливалась в церковь, при этом двери храма были отворены. Существует в книги одна глава под названием: «Сколько видов сердечного сокрушения», это является самой не обычной главой в третьей книге. В ней описывается два вида этого сокрушения, во-первых, когда сердце человека жаждет Бога и сокрушается страхом и во-вторых когда  сокрушается по любви. Все же приведенные образы святых людей перед Богом и перед людьми, обладали различными качествами жизни, например, кто то обладал великой милостью, кто то красноречием, образованием, что помогало для просвещения людей слову Божию, кто то большим смирением, любовью, гостеприимством, жертвенностью, прозорливостью, воздержанием в пище и в мирских вещах, строгой целомудростью и пребыванием в детстве, затворничеством, на что способен не каждый человек, славословием Бога,  простотой, многие обладали даром пророчества, даром слова,  кротостью, великой молитвой к Богу, но вся их жизнь не могла нравиться врагу рода человеческого, диаволу и он их всячески искушал, то принимал образ змея, то через людей приходил к святым, но великая сила Божия всегда охранила таких благочестивых людей стремившихся к вечной жизни с Богом. Они совершали великие чудеса, и папа их подробно описывает. Происходили чудеса, как при жизни подвижников, так и после их смерти. Существовали такие чудесные проявления силы Божией через людей как: возвращение ослепшим зрения, изгнание нечистых духов, изречение пророческих сведений, как о себе, так и о других людях, изменение свойств и руководство стихиями, даже воскрешение людей из мертвых, покорение животных так у святого Флоренция случилось, что медведь пришел к нему на послушание. Также совершались чудеса, касающиеся тела святого после погребения, оставшиеся одежда святого после его смерти действовала с не обычной силой, так после смерти Флоренция его одежду взяли и возносили на засохших полях и Всемогущий Бог отвращал от них гнев и изливал дождь, был случай, когда чудо произошло у могилы святого так, когда вор попытался украсть барана рядом с Церковью, то ему пришлось проходить через могилу святого пресвитера, и когда проходил, застыл на месте, что даже не мог, пошевелись и отпустить барана пока люди не пришли и не поймали его. Был случай, когда страж Церкви пришел очень рано в храм и к нему явился Святой апостол Петр и сказал для чего он сюда так рано пришел и после этого страж слег в постель на несколько дней, был также случай что парамонарь этой же Церкви Аконций исцелил женщину, находившуюся в расслабленной болезни. Существовали и другие чудеса Божии, которые помогали святому спастись, так тело инока Венедикта не смогло сгореть, когда готфы его хотели убить огнем. Из этих великих подвижников существовали и те, которые могли лишь только прикосновением исцелить болезни людей или только лишь одним благословением они получали просимое. Господь многим открывал, когда же настанет их кончина, когда они смогут, наконец, обрести ту вечную жизнь, к которой стремились в этом мире. Они за свою добродельную жизнь получили высшую награду быть в Царстве Божием. Всю свою подвижническую жизнь, они стремились к этому преодолевая, всевозможные искушения, они имели призрение ко всему скоропреходящему, не чего не искали и не чего не имели в этом мире кроме Бога одного, имели в себе большое сокрушение в сердце имели Страх Божий и Господь их сподобил к великой славе Божией.

Таким образом, в этом подразделе были рассмотрены житии святых людей, которые описал Григорий Великий в своем произведение «Диалоги». Все эти представители той эпохи времени, в которой жил Святитель, оказались запечатленными там, он смог увековечить их жизнь в памяти своего народа и дельнейшего его поколения на всю последующею жизнь.


Библиографический список
  1. Святитель Григорий Двоеслов Собеседования о жизни Италийских отцов.  М.: Сибирская Благозвонница. 2012. 456 с.
  2. Святитель Григорий Двоеслов. Правило пастырское или о пастырском служении  // М. 2011. 328 с.
  3. Шафф Ф. История Христианской церкви: в 8 т. (4 т. Средневековое Христианство). М.  2008. 349 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Ксения Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация