УДК 336.233

СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Мочулаев Валерий Евгеньевич
Институт повышения квалификации «Конверсия» - Высшая школа бизнеса
г. Ярославль, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению состоянию пенсионного обеспечения граждан в России за период 2012 – 2016 годы, а также необходимости и возможности его повышения. Рассмотрены социальные, экономические и административные причины повышения пенсионного возраста граждан в России. Описан новый состав законодательной базы, направленный на реформирование пенсионного обеспечения граждан в России. Представлены в табличной форме численность получателей различных видов пенсий и средние величины назначенных пенсий за период 2012 – 2016 годы. Отмечена неравномерность роста назначенных пенсий у разных категорий пенсионеров. Обоснована возможность повышения пенсионного обеспечения граждан путем использования дополнительного источника доходов Пенсионного фонда России - налога на доходы физических лиц. Приведен алгоритм реализации повышения пенсионного обеспечения граждан за счет использования налога на доходы физических лиц.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мочулаев В.Е. Состояние пенсионного обеспечения граждан в России и особенности его повышения // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/05/89449 (дата обращения: 03.02.2020).

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» [1], в котором установлено поэтапное повышение пенсионного возраста граждан – мужчинам до 65 лет, женщинам – до 60 лет. Этим законом изменен действующий в стране с 1930 до 2019 года порядок выхода граждан на пенсию по старости (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет).

Принятие повышения пенсионного возраста граждан вызвано в определенной степени социальными и экономическими причинами. Основной причиной социального характера является наблюдаемая в стране тенденция старение населения, в результате которой численность пенсионеров растет, а численность работающих сокращается.

К числу экономических причин следует отнести низкий уровень результатов экономической деятельности государства – производительности труда, заработной платы и валового внутреннего продукта (ВВП) в России. Так, например, объем ВВП на душу населения в России, в сравнении с некоторыми европейскими странами (Великобритания, Финляндия, Германия, Бельгия, Франция и др.), меньше от четырех до пяти раз.

Важность экономического показателя «ВВП на душу населения», заключается в том, что он определяет уровень экономического развития государства.

Следствием приведенных выше причин является существенный недостаток денежных средств, требуемых для обеспечения российским пенсионерам достойной и полноценной жизни, такой как, например, пенсионерам в европейских странах.

Кроме социальных и экономических причин есть причины и административного характера, которые не попадают в рассмотрение органов государственной власти и управления. К числу административных причин можно отнести недостаточный состав источников доходов, выбранный государством для пенсионного обеспечения граждан.

В настоящее время пенсионное законодательство использует два источника – это страховые взносы граждан и выделяемая на выплату государственных пенсий часть средств федерального бюджета. Однако этих источников явно недостаточно для пенсионного обеспечения граждан в размерах близких к уровню пенсионного обеспечения граждан в развитых европейских странах.

Целью настоящей статьи является анализ сложившегося в нашей стране состояния пенсионного обеспечения граждан и представление предложения по его повышению.

В советский период времени пенсионное обеспечение граждан в РСФСР осуществляли различные государственные органы, входящие в состав Правительства РСФСР.

С 1991 года пенсионное обеспечение граждан в России осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР), который учрежден постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» [2].

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) [3].

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о фонде.

ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. Однако все финансовые операции, выполняемые ПФР, совершаются в рамках единой бюджетной системы страны, что не является целесообразным для фонда, так как ограничивает его полномочия, как финансово-кредитного учреждения.

Особенностью ПФР является то, что его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, они не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. В этой связи можно сказать, что государство отвечает по обязательствам ПФР.

Главной целью создания ПФР явилось необходимость перехода от государственного пенсионного обеспечения, действующего в СССР, к обязательному пенсионному страхованию, соответствующему возникшим в стране рыночным отношениям.

Для реализации поставленной цели с 1991 по 2001 годы в стране были приняты ряд законодательных актов, направленных на реформирование системы пенсионного обеспечения граждан. Так, первым законодательным актом был Федеральный закон от  01 апреля 1996 года №27- ФЗ  «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [4]. По требованию закона должна быть проведена регистрация граждан в системе ПФР с открытием им индивидуальных лицевых счетов, на которые должны перечисляться в установленном порядке страховые взносы.

В последующие годы были приняты ряд основополагающих законов: Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [5], Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [6], Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [7], Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации» [8], Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [9], Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [10] и другие федеральные законы.

Весь этот комплекс принятых выше Федеральных законов стал правовой основой новой пенсионной системы в Российской Федерации, которая введена в действие с 01 января 2002 года.

Действующая в России до 2002 года система пенсионного обеспечения граждан почти не отличалась от советской системы государственного пенсионного обеспечения. Виды пенсий и назначение их размеров проводилось по тем же критериям, как и в советской системе государственного пенсионного обеспечения.

В новой (с 01.01.2002 года) пенсионной системе, как и в советской, используется солидарное (смешанное) финансирование при назначении и выплате пенсий. В ней выделяются два основных вида пенсионного обеспечения граждан – страховое пенсионное обеспечение и государственное пенсионное обеспечение.

Первый вид пенсионного обеспечения регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28.12.2013 года №400 «О страховых пенсиях» [11], а второй – Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении граждан».

Страховое пенсионное обеспечение граждан строится на основе страховых взносов, которые перечисляются страхователями на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц (граждан). Перечисленные  страхователями страховые взносы составляют основной источник дохода бюджета ПФР.

Страховые взносы, аккумулированные в ПФР, используются на финансирование трех основных видов страховых пенсий: страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца. 

Государственное пенсионное обеспечение строится на использовании средств федерального бюджета на финансирование государственных пенсий: пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Практика показала, что установленный новым пенсионным законодательством уровень страхового пенсионного обеспечения граждан является значительно ниже советского пенсионного обеспечения и в этой связи не отвечает современным требованиям. Аналогично можно сказать и об уровне государственного пенсионного обеспечения за исключением может быть только получателей двойных пенсий (пенсии за выслугу лет и части страховой пенсии).

Низкий уровень пенсионного обеспечения граждан объясняется недостатком средств ПФР на выплату страховых пенсий. Основной причиной такого положения является снижение численности работающего населения и рост численности пенсионеров в России.

Для анализа причин необходимости проведениях в стране пенсионных реформ и результатов от их проведения выбран период с 2012 по 2016 годы, в котором имеются фактические данные о результатах двух пенсионных реформ, начавшихся с 2002 и 2015 года.

Проиллюстрируем на конкретном примере результаты изменения демографического состава населения России и их влияние на пенсионное обеспечение граждан в анализируемом периоде.

В таблице 1 приведены результаты расчета числа занятых (работников), приходящихся на одного пенсионера за период 2012 – 2016 годы.

Таблица 1 – Численность населения,  занятых (работающих) и пенсионеров  за период 2012 – 2016 годы

Наименование показателя

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1. Численность населения  всего,  тыс. чел., [12]

в том числе:

143056,4

143347,1

143666,9

146267,3

146544,7

- занятых; [13]

71545,4

71391,5

71511,6

71602,4

70856,6

- безработных [13]

4130,70

4137,40

4287,41

4422,33

4333,00

2. Численность пенсионеров,

тыс. чел. [13]

40162,0

40573,0

41019,0

41456,0

42729,0

3. Удельный вес пенсионеров в общей численности населения, %

28,1

28,3

28,5

28,3

29,1

4. Количество занятых  в расчете на одного пенсионера

1,78

1,76

1,74

1,73

1,66

В таблице 1 заметна тенденция роста численности пенсионеров в общей численности населения России, как и тенденция снижения числа работников, приходящихся на одного пенсионера. Темп роста численности пенсионеров в России за период 2012 – 2016 годы составил 6,39 %, а темп роста населения – 2,43 %. Таким образом, темп роста численности пенсионеров более чем в 2,6 раза превышает темпы роста численности населения. Тенденция старения населения прослеживается не только в России, но во всех экономически развитых странах мира.

Теперь от анализа причин необходимости проведения пенсионных реформ перейдем к рассмотрению результатов работы, действующей системы пенсионного обеспечения граждан в анализируемом периоде.

В соответствии с действующим законодательством страховщиком всех видов пенсий в России является ПФР, поэтому рассмотрим основные результаты работы фонда за период 2012 – 2016 годы (Таблица 2).

Таблица 2 – Сведения об общих результатах работы ПФР за период 2012 – 2016 годы

Наименование показателя 2012 год

[14]

 2013 год

[15]

2014 год

[16]

2015 год

[17]

2016 год

[18]

 Доходы бюджета ПФР, млрд. руб.

 5890,4

 6388,4  6159,1  7126,6

7625,2

Расходы бюджета ПФР, млрд. руб.

 5451,2

 6378,5 6190,0 7670,3

7829,7

Дефицит бюджета ПФР, млрд. руб.

 -

-  31,1  543,6

204,5

Профицит бюджета ПФР, трлн. руб.

 439,1

 9,8  - -

-

Из данных таблица 2 следует, что в исследуемом периоде имеет место рост как доходов, так и расходов ПФР. Рост доходов в исследуемом периоде составил 29,5 %, а рост расходов – 36,3 %. В этой связи рост расходов на 23 % опередил рост доходов, что сказалось на появлении дефицита бюджета с 2014 по 2016 годы. До 2014 года Фонд работал с разным убывающим уровнем профицита, а с 2014 года – с разным уровнем дефицита.

Наибольший дефицит денежных средств возник в 2015 году, но он является мнимым и связан с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Но данный перевод по факту осуществлялся не из бюджета ПФР, а со счетов управляющих компаний, которым ПФР передал право управления частью поступающих страховых взносов на накопительную пенсию. Переданная управляющим компаниям сумма около 2 трлн. руб. не отображалась в доходной части ПФР, зато отображалась в его расходной части. В результате создался чисто мнимый дефицит, никак не влияющий на платежеспособность ПФР.

Что касается дефицита 2016 года, то с учетом дефицита, связанного с переводом накоплений НПФ, недостаток средств составил 37,5 млрд. руб. и был покрыт переходящими остатками средств бюджета ПФР, полученными в предыдущие годы, когда его доходы превышали расходы.

Подобные ситуации с мнимым дефицитом возможны и в будущем при использовании накопительной системы, так как ПФР в соответствии с действующим законодательством входит в единую бюджетную систему учета формирования и расходования денежных средств. Такое положение является неправомерным для внебюджетной организации, какой является ПФР, так как это не только искажает результаты его финансовой деятельности, но и осложняет выполнение ПФР функций финансово-кредитного учреждения.

ПФР должен использовать действующую в стране банковскую систему учета формирования и расходования денежных средств, а не бюджетную систему. В такой банковской системе ПФР будет в полной мере выполнять функции финансово-кредитного учреждения подобно коммерческим банкам.

В таблице 2 приведены общие показатели бюджета ПФР в анализируемом периоде. Для раскрытия общих показателей рассмотрим состав и структуру бюджета ПФР по доходам и расходам в анализируемом периоде.

Состав и структура доходов ПФР в исследуемом периоде представлен в таблице 3.

Таблица 3 – Состав и структура доходов ПФР за период 2012 – 2016 годы

Наименование показателя

2012 год

[14]

 2013 год

[15]

2014 год

[16]

2015 год

[17]

2016 год

[18]

Доходы бюджета ПФР, млрд. руб.,

в том числе:

 5890,4  6388,4  6159,1 7126,6 7625,2
- от поступления страховых взносов;  3038,5  3478,8 3711,8  3878,7  4144,5
- от межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета;  2819,5 2846,6  2413,0 3091,7 3355,3
- прочие доходы.

32,4

63,0 34,3 156,2

125,4

Доля страховых взносов в общем объеме доходов ПФР, %

 51,6*

54,5*  60,3*  54,4*

 54,4*

Доля доходов

от получения средств из федерального бюджета в общем объеме доходов ПФР, %

 47,9*

44,6*

39,2*

43,4*

44,0*

Доля прочих доходов в общем объеме доходов ПФР, %

 0,5*

0,9*  0,5*  2,2*

1,6*

Примечание. В таблице 3, обозначенные знаком * данные показателей являются расчетными.

Из данных таблицы 3 следует, что доля страховых взносов в общем объеме доходов ПФР варьируется в пределах 39,2 – 60,3 %, что в среднем составляет порядка 55%, а доля средств из федерального бюджета – 44 %.

Рассмотрим состав и структуру расходов ПФР за период 2012 – 2016 годы (Таблица 4)

Таблица 4 – Состав и структура расходов ПФР за период 2012 – 2016 годы 

Наименование показателя

2012 год

[14]

 2013 год

[15]

2014 год

[16]

2015 год

[17]

2016 год

[18]

Расходы бюджета ПФР, млрд. руб.,

в том числе:

    5451,2

 6378,5  6190,1  7670,3

 7829,7

- на пенсионное обеспечение;  4514,8 5249,9 5406,4 6264,0 6613,4
- на социальное обеспечение;

 382,6

 421,6  410,5  444,1

482,1

- на охрану семьи и детства;

212,3

 237,4   270,7  328,6

 365,3

- прочие расходы.

 341,5  469,6 102,5  633,6

 388,9

Удельный вес расходов ПФР на пенсионное обеспечение, %

82,8*

82,3* 87,3* 81,7*

84,5*

Удельный вес расходов ПФР на социальное обеспечение, %

7,0*

6,6* 6,6* 5,8*

5,9*

Удельный вес расходов ПФР на охрану семьи и детства, %

3,9*

 3,7*  4,3*  4,3*

 4,7*

Удельный вес  прочих расходов ПФР, %

6,3*

7,4* 1,7* 8,3*

4,7*

Примечание. В таблице 4, обозначенные знаком * данные показателей являются расчетными.

По данным таблицы 4 можно судить о наблюдаемом росте всех видов расходов в анализируемом периоде. Наибольший рост составили расходы на охрану семьи и детства, который составил 72,%, а на пенсионное обеспечение – 46,5 %.

В структуре расходов, указанных в таблице 4, наибольший удельный вес занимают расходы на пенсионное обеспечение, которые изменяются в пределах от 81,7 до 87,3 %, что в среднем составляет порядка 84 %. Удельный вес остальных расходов в сумме составляет не более 19 %.

Так как обязательное пенсионное страхование является основным видом пенсионного обеспечения граждан, то рассмотрим результаты работы ПФР по получению доходов от страховых взносов и фактическому объему расходов на выплату страховых пенсий (Таблица 5).

Таблица 5 – Результаты работы ПФР по доходам и расходам на выплаты страховых пенсий за период 2012 – 2016 годы

Наименование показателя 2012 год

[14]

2013 год

[15}

2014 год

[16]

2015 год

[17]

2016 год

[18]

 Доходы бюджета ПФР от страховых взносов, млрд. руб.

3038,5

 3478,8 3711,8 3878,7

4144,5

Расходы бюджета ПФР на выплату страховых пенсий, млрд. руб.

4157,4

 4832,7 4977,1 5785,9

6017,8

Дефицит страховых взносов, млрд. руб.

 1118,9*

1353,9* 1265,3* 1907,2*

1873,3*

Доля дефицита страховых взносов, % .

 26,9*

28,0* 25,4* 33,0*

31,1*

Удельный вес страховых взносов в расходах на выплату страховых пенсий, % 73,1* 72,0* 74,6* 67,0*

68,9*

Примечание. В таблице 5, обозначенные знаком * данные параметров являются расчетными.

Из данных таблица 5 следует, что дефицит бюджета ПФР по выплате страховых пенсий за счет поступлений страховых взносов за период 2012 – 2016 годы имеет тенденцию роста от 1118,9 до 1907,2 млрд. руб., что в среднем составляет порядка 29 % от расходов на выплату страховых пенсий.

Удельный вес страховых взносов в объеме расходов на выплату страховых пенсий в среднем составляет 71%.

Указанный в таблице 5 дефицит страховых взносов ПФР компенсировался за счет получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

После рассмотрения расходов на пенсионное обеспечение перейдем к рассмотрению численности получателей разных видов назначенных пенсий и их средних размеров в анализируемом периоде.

В таблице 6 приведены данные о численности получателей назначенных пенсий в анализируемом периоде.

Таблица 6 – Численность получателей назначенных пенсий за период 2012 – 2016 годы [13] (по состоянию на 1 января)

Наименование показателя

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1. Получатели пенсий, тыс. чел.,

в том числе получающие пенсии:

40162,0

40573,0

41019,0

41456,0

42729,0

-  по старости;

32981,0

33451,0

33950,0

34422,0

35555,0

-  по инвалидности;

2588,0

2490,0

2410,0

2317,0

2267,0

- по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи);

1401,0

1362,0

1344,0

1331,0

1395,0

- федеральные государственные

гражданские служащие;

284,0

298,0

302,0

312,0

332,0

- пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей;

56,0

62,0

66,0

66,0

71,0

- летчики-испытатели;

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

-социальные

2851,0

2909,0

2410,0

2317,0

2267,0

2. Удельный вес получателей  всех видов пенсий, %,

в том числе:

100*

100*

100*

100*

100*

-  по старости;

82,1*

82,4*

82,8*

83,0*

83,2*

-  по инвалидности;

6,4*

6,1*

5,8*

5,6*

5,3*

- по случаю потери кормильца;

3,5*

3,4*

3,3*

3,2*

3,3*

- социальные.

7,1*

7,2*

7,2*

7,3*

7,3*

Всего:

99,1*

99,1*

99,1*

99,1*

99,1*

Примечание. В таблице 6, обозначенные знаком * данные параметров являются расчетными.

На основе данных таблицы 6 следует отметить, что наблюдается рост общего числа получателей пенсий порядка 6,4% за период с 2012 по 2016 годы. При этом наибольший рост, в сравнении с общим ростом, наблюдается у получателей пенсий по старости, который составляет порядка 7,8 % за исследуемый период. Наибольший удельный вес, в общей численности получателей пенсий, занимают получатели пенсий по старости – в среднем 82,7 %.

По всем видам пенсий, указанным в пункте 2 таблицы 5, (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальные) общий их удельные вес в общей численности получателей пенсий составляет 99,1% по всем годам анализируемого периода.

В таблице 6 приведены данные по численности получателей разных видов пенсий, а в таблице 7 – данные о среднем размере назначенных пенсий по каждому их виду за период 2012 – 2016 годы.

Таблица 7 – Средний размер назначенных пенсий за период 2012 – 2016 годы [13] (по состоянию на 1 января)

Наименование показателя

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Средний размер назначенных пенсий, руб.,

- все пенсионеры

из них получающие  пенсии:

8272,7

9153,6

10029,7

10888,7

12080,9

- по старости;

8876,1

9790,1

10716,4

11569,1

12830,4

- по инвалидности;

5539,3

6106,3

6669,2

7209,9

8040,1

- по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи);

5333,1

5959,0

6598,6

7185,1

7924,9

- пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей;

7514,3

8402,6

8639,2

9779,2

10766,7

-федеральные государственные гражданские служащие;

11495,3

12422,9

14020,1

15550,0

17186,4

- летчики-испытатели;

56311,3

64321,4

67704,0

76855,4

85736,2

- социальные

5206,4

5919,0

6446,4

7548,3

8302,3

Следует отметить, что наибольший средний размер у получателей пенсий по старости, который выше примерно в 1,6 раз получателей пенсий по инвалидности и в 1, 62 раза – получателей пенсий по случаю потери кормильца.

За рассматриваемый период (2012 – 2016 годы) средний размер пенсий по старости вырос на 44, 5%, пенсий по инвалидности – на 50, 6 %, а пенсий по случаю потери кормильца – на 48,7%.

Среди получателей государственных пенсий наибольшие размеры пенсий имеют летчики-испытатели и федеральные государственные гражданские служащие. Средний размер пенсий летчиков-испытателей в 6, 3 – 6,7 раза превышает средний размер пенсий по старости. За период 2012 – 2016 годы средний размер пенсий летчиков-испытателей вырос на 52,3 %, что на 17,5% больше роста пенсий по старости.

Средний размер пенсий федеральных государственных гражданских служащих на 29,5 – 34,0 % выше среднего размера пенсий по старости. За период 2012 – 2016 годы их рост составил порядка 49,5 %, что на 11,2 % выше роста пенсий по старости.

Меньше всех размеры получателей социальной пенсии. Однако за период 2012 – 2016 годы их рост составил 59,5 %, что выше роста среднего размера получателей пенсий по старости на 33,7 %.. В этом отношении можно отметить проявление заботы государства о получателях социальной пенсии, хотя размеры этих пенсий остаются на довольно низком уровне.

Из представленных в таблице 7 данных и проведенного их анализа следует, что государство проявляет большую заботу о размерах и росте пенсий федеральных государственных гражданских служащих, чем о размерах и росте получателей всех видов других пенсий, что не соответствует принципу социальной справедливости.

Об уровне пенсионного обеспечения граждан России можно судить в сравнении с пенсионным обеспечением граждан в других странах мира. Например, можно судить по Глобальному пенсионному индексу (Global Petirement Index), который публикует французская компания по управлению активами Natixis Investment Managers.

Индекс Natixis включает в себя 43 страны: всех участников ОЭСР, государства с передовой экономикой с точки зрения МВФ и членов группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР).

Россия традиционно занимает место в конечной части Индекса Natixis. По мнению составителей индекса, хуже всего обстоят дела с финансовым состоянием пенсионеров в России, оцениваемое группой показателей, согласно которой Россия занимает последнее 43-е место в индексе.

По мнению автора, в сложившейся в настоящее время экономической ситуации дополнительным источником доходов ПФР, необходимым для повышения пенсионного обеспечения граждан, может служить налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Очень странно, что принятый в начале создания СССР подоходный налог с граждан не использовался на их пенсионное обеспечение, хотя по своей экономической природе он и должен в первую очередь использоваться на эти цели. Ведь логично было бы, чтобы подоходный налог, взимаемый с оплаты труда работающих граждан, передавался в распоряжение государства для организации в будущем их пенсионного обеспечения, а не на другие цели.

По сути, аналогичное предложение исходит от Министерства финансов России, предлагающее дополнительно взимать с заработной платы работника НДФЛ в размере 6%, которые будут использоваться в будущем на его пенсионное обеспечение. Однако зачем устанавливать дополнительный налог на заработную плату, когда можно весь взимаемый с заработной платы налог использовать на пенсионное обеспечение.

Процесс перечисления НДФЛ (в части оплаты труда) на индивидуальные лицевые счета работающих граждан можно производить, например, с периода принятия законодательного акта о повышения пенсионного возраста граждан.

Страховые взносы в виде НДФЛ с учетом установленных ограничений, перечисляемые на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, должны использоваться только для целей накопления пенсионного капитала и его роста в течение всего периода трудовой деятельности застрахованного лица. Рост пенсионного капитала застрахованного лица должен осуществляться путем его инвестирования в бизнес и получения рыночного размера премии на вложенный капитал.

Предлагаемое использование НДФЛ для повышения пенсионного обеспечения граждан России можно назвать пенсионной инвестиционной накопительной системой.

Принятая в России на законодательном уровне пенсионная накопительная система не получила своего развития возможно из-за недостатка денежных средств у ПФР для выплаты страховых пенсий, так как часть общего тарифа страховых взносов использовали на формирование накопительной пенсии.

В действующей пенсионной системе ПФР выполняет в большей степени функции бухгалтерской организации, которая осуществляет принятие доходов от источников и дальнейшее их распределение между получателями пенсий. Непосредственно инвестиционной деятельностью пенсионных накоплений ПФР не занимается. Для обеспечения роста накопительных пенсий ПФР передавал пенсионные накопления в разные коммерческие организации, которые и занимались инвестированием пенсионных денежных средств. Однако с 2014 года накопительная часть пенсий находится в «заморозке» и в этой связи и такая инвестиционная деятельность ПФР до настоящего времени не осуществляется.

Однако по своему статусу ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и имеет право выполнять отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности, т.е. ПФР имеет право выполнять отдельные депозитные и кредитные операции с денежными средствами застрахованного лица на правах государственного банка.

В этой связи необходимо, чтобы ПФР осуществлял не только накопление НДФЛ, но и производил их инвестирование, как это делают многие зарубежные пенсионные фонды.

Алгоритм функционирования ПФР при получении и использовании НДФЛ застрахованного лица может быть представлен в следующем виде:

  1. Страхователь (работодатель) ежемесячно отчисляет и переводит страховой взнос равный 13% оплаты труда работника на открытый застрахованному лицу в ПФР индивидуальный лицевой счет (ИЛС).
  2. Страховщик (ПФР) по заключенному с застрахованным лицом договору банковского вклада (депозита) ежемесячно переводит полученные денежные средства с ИЛС на депозитный счет, открытый застрахованному лицу. Договор банковского вклада (депозита) заключается ПФР с застрахованным лицом на год с последующим его продлением (пролонгированием) на период достижения пенсионного возраста застрахованным лицом.
  3. Полученные ПФР денежные средства должны ежемесячно инвестироваться в высоколиквидные и надежные активы, например, в государственные купонные облигации федерального займа (ОФЗ) и другие высоколиквидные и надежные объекты бизнеса.
  4. Накопленные в течение года на депозитном счете застрахованного лица денежные средства с процентами составляют его пенсионный капитал на конец года.В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (смерти, невозможности продолжения работы по причине болезни и т.п.) денежные средства переводятся на ИЛС застрахованного лица и используются заинтересованными лицами в соответствии с действующим законодательством. По истечении любого периода времени с момента заключения депозитного договора застрахованное лицо имеет право расторгнуть депозитный договор с ПФР и получить, накопленный за фактический срок использования денежных средств, пенсионный капитал.
  5. Накопленный на депозитном счете застрахованного лица пенсионный капитал к моменту достижения пенсионного возраста переводится на его ИЛС для личного использования или переводится на открытый ему в ПФР индивидуальный кредитный счет (ИКС) для использования в качестве долгосрочного кредита.
  6. ПФР совместно с застрахованным лицом заключают с государством в лице Министерства финансов России трехсторонний кредитный договор на предоставление долгосрочного кредита в объеме средств, находящихся на ИКС, на весь установленный законодательством период дожития пенсионера по согласованной процентной ставке с ежемесячным начислением процентов.
  7. Возврат кредита осуществляется ежемесячно равными платежами в течение всего срока кредита и представляет собой установленный размер дополнительной пенсии застрахованного лица.

Представленный вариант использования НДФЛ в качестве повышения пенсионного обеспечения граждан является наиболее значимым, прозрачным и учитываемым из всех предлагаемых в открытой печати вариантов. Для тех граждан, которые в этом году начинают трудовую деятельность предлагается федеральным и региональным органам государственной власти и управления использовать выше изложенный вариант формирования страховых пенсий по старости за счет использования НДФЛ.

Выпадающие из бюджетов субъектов РФ доходы по НДФЛ следует компенсировать за счет средств федерального бюджета.

Предлагаемый алгоритм формирования пенсий следует применить и для страховых взносов, начисляемых на оплату труда работника  в размере 22%., перечисляемых страхователем на ИЛС застрахованного лица.

Однако для внедрения такого алгоритма формирования пенсий государству следует поэтапно увеличивать выплаты на пенсионное обеспечение граждан из средств федерального бюджета, а страховые взносы в размере 22% разделять путем уменьшения размера страховых взносов по действующему порядку и увеличением – по предлагаемому. Кроме того, необходимо отменить государственным и муниципальным гражданским служащим пенсии за выслугу лет, как назначенные не в соответствии с принципами социальной справедливости и рыночными условиям пенсионного обеспечения в России.

В конечном счете, в будущем сложится новая система пенсионного обеспечения граждан – понятная, открытая и справедливая для всех участников страхового процесса, что и ставилось основной целью при переходе страны на рыночные отношения.

Без перехода на инвестиционную накопительную пенсионную систему невозможно обеспечить нормальный уровень пенсионного обеспечения граждан в России.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. В России с 1991 года на законодательном и организационном уровне осуществлялась подготовка к переходу от советской распределительной пенсионной системы к системе обязательного пенсионного страхования, которая вступила в действие с 1 января 2002 года.
  2. В 2018 году органами государственной власти принят федеральный закон от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ, в соответствии с нормами которого, установлено повышение с 1 января 2019 года пенсионного возраста мужчина до 65 лет, а женщин – до 60 лет, что должно обеспечить повышение пенсионного обеспечения граждан.
  3. Установлены объективные причины повышения пенсионного возраста граждан, вызванные старением населения и низким уровнем результатов экономической деятельности государства.
  4. Указано, что в соответствии с действующим законодательством пенсионное обеспечение граждан в России осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации, который фактически выполняет функции бухгалтерской организации, а не финансово-кредитного учреждения.
  5. Проведенный анализ деятельности ПФР за период с 2012 по 2016 годы показал, что расходы фонда на пенсионное и социальное обеспечение, а также на охрану здоровья и детства покрываются за счет поступления страховых взносов и получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Причем, в среднем, доходы от страховых взносов составляют 55 % от общей суммы доходов ПФР, а доходы от получения межбюджетных трансфертов – 45 %.
  6. Установлено, что расходы на выплату страховых пенсий на 71% покрываются за счет страховых взносов и на 29% – за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
  7. Проведенный анализ численности категорий пенсионеров и их среднего размера назначенных пенсий за период 2012 – 2016 годы показал, что наибольший удельный вес, в общей численности пенсионеров, занимают получатели страховых пенсий по старости. Их удельный вес составляет  порядка 82,7%. Среди получателей страховых пенсий наибольший средний размер имеют получатели пенсий по старости, который примерно в 1,6 раза выше среднего размера пенсий по инвалидности и выше в 1,62 раза среднего размера пенсий по случаю потери кормильца.
  8. Установлено, что формирование бюджета доходов и расходов ПФР строится в соответствии с действующей в стране единой бюджетной системой, что не позволяет фонду исполнять функции финансово-кредитного учреждения.
  9. Предложено для успешной реализации фондом функций финансово-кредитного учреждения формирование его бюджета строить в соответствии с  банковской системой формирования и расходования денежных средств, а не бюджетной системой. Реализация такого предложения позволит фонду непосредственно, а не через разных посредников, осуществлять инвестиционную деятельность с пенсионными накоплениями граждан в целях существенного повышения их пенсионного обеспечения.
  10. Предложено в качестве дополнительного источника формирования доходов ПФР использовать НДФЛ в размере 13% от оплаты труда, который, по своей экономической природе, и должен стать основным источником пенсионного обеспечения граждан.
  11. Предложено страховые взносы, в форме НДФЛ, использовать только для целей накопления пенсионного капитала и его роста в течение всего периода трудовой деятельности застрахованного лица. Рост пенсионного капитала застрахованного лица должен осуществляться путем его инвестирования в надежные высоколиквидные активы.
  12. При использовании НДФЛ в качестве инвестиционного капитала первоначально не требуется изменять действующую систему пенсионного обеспечения граждан. Просто будут одновременно действовать две параллельные системы пенсионного обеспечения граждан.
  13. В будущем следует постепенно и начисления на оплату труда, зачисляемые на индивидуальные лицевые счета граждан, использовать в качестве инвестиционного капитала, так как без перехода на инвестиционную накопительную пенсионную систему не удастся получить нормального уровня пенсионного обеспечения граждан в России.
  14. Предложено отменить пенсии за выслугу лет государственным и муниципальным гражданским служащим, как назначенные не в соответствии с принципами социальной справедливости и рыночными условиями пенсионного обеспечения в России.

- прочие расходы

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Федеральный закон от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий // СЗ РФ. 2018. № 11. ст.1591.
  2. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» // Ведомость Съезда  народных депутатов  РСФСР и Верховного Совета  РСФСФ. 1991. № 5. ст. 180.
  3. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомость Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 6. ст. 82.
  4. Федеральный закон от  01 апреля 1996 года  № 27- ФЗ   «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // СЗ РФ. 1996. № 14. ст.1401.
  5. Федеральный закон  от 24 октября 1997 года  № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 43. ст. 4904.
  6. Федеральный закон  от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ  «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. 1999. № 29. ст. 3686.
  7. Федеральный закон от 17 июля 1999 года  № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. № 29. ст. 3699.
  8. Федеральный закон  от 15 декабря 2001 года № 166 – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации» // СЗ РФ.2001.  № 51.  ст. 4831.
  9. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001.  № 51. ст. 4832.
  10. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52. ст.4920.
  11. Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400 «О страховых пенсиях» // СЗ РФ. 2013. № 52, ч.1. ст. 6965.
  12. Численность населения в России (1990 – 2016). [Электронный ресурс]. URL: https://popecon.ru/646-chislennost-naselenija-v-rossii-1990-2016.html. (дата обращения: 07.05. 2019).
  13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https:// gks.ru. (дата обращения: 07.05.2019).
  14. Федеральный закон от 30 сентября 2013 № 255-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год // СЗ РФ. 2013. № 40. (часть 111). ст. 5025.
  15. Федеральный закон от 14 октября  2014 № 298-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год // СЗ РФ. 2014. № 42. ст. 5606.
  16. Федеральный закон от 5 октября  2015 №279-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год // СЗ РФ, 2015. № 41 (часть 11). ст. 5633.
  17. Федеральный закон от 31 октября  2016 № 378-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год // СЗ РФ. 2016. № 45 (часть 11). ст. 6197.
  18. Федеральный закон от 11 октября  2017 № 356-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016 год // СЗ РФ. 2017. № 43 (часть 11). ст. 6222.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мочулаев Валерий Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация