УДК 033.336

БИЗНЕС-ПЛАН ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. ПРОБЛЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Каминская Дарья Дмитриевна
Кубанский государственный университет
студент магистратуры, 1 курс

Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о необходимости составления бизнес-плана для малого бизнеса, также автором рассмотрена необходимость разработки финансового бизнес-плана для инвестиционного бизнес проекта, в частности. Освящены проблемы составления бизнес-плана и его реализации для предприятий категории малого бизнеса. Особый акцент статьи делается именно в отношении предпринимателей, полностью отрицающих особую значимость бизнес планирования.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каминская Д.Д. Бизнес-план для малого бизнеса. Проблемы составления и его реализации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/02/88760 (дата обращения: 25.03.2019).

Каждый человек в своей жизни занимается планированием, ставя перед собой цели, определяя пути и способы их достижения. В качестве предмета планирования могут выступать и образование, и профессиональная карьера, и строительство дома, и организация отдыха или путешествия, и т. д.

Характерная черта современного менеджмента организации — повышение внимания к стратегическим аспектам управления и стратегическому планированию. Несмотря на то, что в современном мире все большее число руководителей применяют в своей управленческой деятельности стратегические инструменты, в хозяйственной практике России механизм стратегического управления находится на этапе становления. Это связано с тем, что до конца не проработаны механизмы превращения стратегических планов в реальные результаты деятельности, и большинство стратегий развития так и остаются нереализованными.

Бизнес-планирование призвано решить эту проблему. Эта технология, зародившаяся в 70–80-х гг. XX в. в США, используется как для создания нового бизнеса, так и для развития уже существующего. С переходом к рыночной экономике бизнес-планы стали приобретать популярность в российских компаниях, а бизнес-планирование стало рассматриваться не только как профессиональный вид деятельности, но и как научная дисциплина. Подтверждает этот факт выпуск значительного количества практической и научной литературы, освещающей различные вопросы бизнес-планирования.[1]

Успех любого инвестиционного проекта напрямую связан с глубиной и точностью проработки плана его подготовки и реализации, который предполагает предварительное экономическое обоснование его целесообразности, планирование действий и затрат, необходимых для его осуществления, а также оценку ожидаемых конечных результатов, в виде извлеченной прибыли, занятия определенной рыночной доли и проч. План проекта (бизнес-план) также должен учитывать все факторы, которые оказывают на него непосредственное влияние и формируют риски недостижения целевых показателей. Это позволяет предпринимателю или менеджеру не только обосновать необходимость разработки того или иного проекта, но и оценить возможность его реализации в данных рыночных условиях. Бизнес-план следует составлять как при реализации комплексных мер по развитию, так и в отдельных локальных проектах. На предприятиях, которые уже участвуют в процессе производства или оказания услуг, бизнес-план можно использовать для разработки новых направлений деятельности. В start-upпроектах бизнес-план позволяет точнее определить рыночную нишу, понять ситуацию в том или ином сегменте и место компании на этом рынке. Кроме того, если для реализации проекта требуется привлечение инвестиций, бизнес-план является основным документом, представляемым на рассмотрение инвестору. С этой точки зрения ему надлежит обладать должной убедительностью, ясностью и привлекательностью. Таким образом, любой бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план, раскрывающий указанные аспекты, а составление бизнес-планов является одним из первых и ключевых действий, осуществляемых в ходе выполнения проекта.[2]

В наше время каждый предприниматель сталкивался с проблемой составления бизнес-плана, особенно это касается предпринимателей, которые недавно начали свою деятельность. Несомненно, когда речь идет о крупном предприятии, государственных заказах и т.п. бизнес-план является обязательной документацией, которую заранее подготавливают еще до утверждения проекта. Однако, в современном мире, когда успешно процветает малый бизнес остро становится проблема составления бизнес-плана для малых организаций, руководители которых считают, что это пустая трата времени. Такая позиция «молодых», не опытных предпринимателей чаще всего и приводит к тому, что организация, имеющая большие перспективы на развитие, терпит ряд неудач и в конечном итоге закрывается или признает себя банкротом. Здесь, следует подробнее объяснить, что же такое «бизнес-план» и почему он так важен даже для малых организаций.

Обращаясь к экономическому определению, бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.[3] Отметим, что ко всему прочему бизнес-план является неотъемлемой частью для получения денежных средств из внешнего источника, т. е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

Конечно, наличие бизнес-плана не дает 100% гарантии успеха предприятия, но во всяком случае позволяет избежать многих проблем и предугадать всевозможные риски. Каждый раздел бизнес-плана несет свою информацию, производятся подробные расчеты, которые в максимальной степени должны отобразить картину развития организации.

Автор данной статьи считает, что разработкой бизнес-плана должен заниматься непосредственно предприниматель (руководитель проекта), да действительно, легче доверить составление этого непростого документа опытным специалистам, но тогда предприниматель не сможет понять всей подноготной своего проекта, предвидеть все возможные исходы развития предприятия. Поэтому, целесообразней обратиться за помощью к опытным специалистам для разъяснения всех тонкостей составления плана, а после чего самостоятельно приступить к его разработке.

Однако, даже в случае успешного составления бизнес-плана, учитывая все сценарии исходов остается самая главная и сложная задача, а именно воплощение плана в жизнь, на этом этапе, к сожалению, даже опытные предприниматели и управленцы допускают ошибки, которые несут самые плачевные последствия для успешного развития организации. Для того, чтобы избежать этих «погрешностей» следует ясно и четко представлять картину своего предприятия, вынося это не только в виде рукописного плана, но также сопоставляя с реалиями, понимая, что не всё в бизнесе держится на расчетах и теории.

В любом деле присутствует человеческий фактор, а также масса форс-мажорных обстоятельств, которые безусловно имеют место быть просчитанными в виде рисков, но также могут возникнуть и при нулевом проценте исхода в бизнес-плане.

Каждый предприниматель как начинающий, так и опытный должен понимать, что бизнес-план – это действительно необходимая часть и залог развития любого проекта как крупного, так и малого бизнеса.  Бизнес план должен быть написан о всей четкостью и правдивостью воплощения будущего проекта, иначе расходясь с реальной картиной будет возникать много неточностей, что приведет к неверным результатам.

В процессе перехода нашей страны от административно- командной к рыночной экономике снова проявилась «болезнь крайностей»: государство, которое 70 лет существовало в плановой экономике буквально за один день полностью отказалось от каких-либо видов планирования. И только спустя несколько лет на предприятиях вновь образовывают новые отделы планирования, прогнозирования. Поскольку план разрабатывают конкретные люди, то его качество во многом зависит от организованности, знаний и умений тех людей, которые занимаются планированием. В условиях конкурентной борьбы просто необходимо применять последние достижения методов экономического планирования, чтобы выжить и победить. Поэтому бизнес-план – это один из инструментов ведения конкурентной борьбы в современной рыночной экономике. И безусловно за ним настоящее и будущее.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что данная статья была написана не только для предпринимателей «новичков», но также и для опытный бизнесменов, которые отрицают необходимость бизнес планирования, считая, что бизнес-план ненужный документ, необходимый только для взятия ссуды в банке.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Шкурко В. Е., Никитина Н. Ю.  Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности : [учеб. пособие] / — Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун-та, 2016. — 172 с.
  2. Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Варзунов А. В. Бизнес-планирование // Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 90 с.
  3. Сайт для студентов экономического факультета: Бизнес-план. Финансовое планирование. [Электронный ресурс] URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/biznes-plan.html (дата обращения: 19.02.2019).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Каминская Дарья Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация