УДК 177.1

РЕГУЛЯТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА

Домнина Анна Ивановна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В данной статье рассматривается, что такое нравственный долг, нравственный долг с позиции значимой составляющей как в восприятии мира, так и в воспитании. Можно увидеть в статье две причины, которым нельзя судить о нравственном долге и обязанности как тождественных понятиях. Указана значимость воспитания в подрастающем поколении внутреннего чувства долга. Стоит отметить, что нравственный долг очень схож по значению с совестью, честью. Приведена аргументация из литературных источников, чтобы рассмотреть поступки героев, которые поступали, действуя на основе нравственного долга.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Домнина А.И., Мочалова А.С., Торопова А.И., Шамина Е.М. Регулятивное значение нравственного долга // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/01/88237 (дата обращения: 26.03.2019).

Проблема нравственного долга волнует человека в любую эпоху. Нравственный долг можно назвать синонимами таких качеств как «честь», «совесть». Принадлежность к важнейшим ценностям морали дает нравственный долг относить к регулятивным элементам сознания.

Нравственный долг – это своеобразная точка пересечения морального сознания личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Человек должен понять, что он хочет, а что должен сделать. Когда он встанет перед данным вопросом, тогда уже можно будет говорить о нравственной зрелости и сознательности данного индивида.

Обязанность и нравственный долг тесно переплетены между собой, но, стоит отметить, что имеют отличия. Обязанность – это совокупность действий, которые соответствуют требованиям, выдвигаемым окружающими людьми, государством, обществом в целом. Обязанность имеет повседневный характер, то есть не обязательно они могут нести нравственный смысл. Также отличие нравственного долга от обязанностей заключается в том, что нравственный долг исполняется добровольно, законом это не регулируется.

Внутреннее чувство долга нужно развивать с самого раннего детства. Среди множества равнодушных к чужому горю людей, заботящихся лишь о своём благополучии, есть и те, кто никогда не откажет никому в помощи. И помогают такие люди другим без каких-либо видимых на это причин, бескорыстно. Главный мотив помочь нуждающемуся человеку – это нравственный долг. Нравственный долг – это не подвиг, это внутренний голос, заставляющий поступать человека по законам совести. Поэтому в современном мире очень важно создать нравственную атмосферу в семье для того, чтобы воспитать  в детях чувство долга, отзывчивость, милосердие.

Главный мотив людей при совершении благородных поступков – это нравственный долг. Люди поступают по нормам морали не из-за секундного импульса, а в силу норм поведения, которые в них воспитали. Именно в этих словах и кроется суть нравственного долга.

Данная тема волновала писателей в разные эпохи времени. Писатели переносили нравственные качества на героев, чтобы показать читателям, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Вспоминается роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Ростовы – это эталон семьи, в которой царят любовь, взаимопонимание и доверие. В семье  детям прививают нравственные и моральные ценности. Вспоминается эпизод, когда Ростовы покидают Москву. Наташа видит во дворе раненых солдат, которых не на чем вывезти. Девушка убеждает родителей отдать подводы для раненых, чтобы спасти солдат.  Наташа не могла поступить иначе, потому что для нее нравственный долг стал нормой поведения, «направленной на помощь человеку, попавшему в беду».

Действует исходя из привычных представлений о нравственном долге и Мария Нарышкина, главная героиня произведения Платонова «Песчаная учительница». Автор показывает нам молодую учительницу Марию Никифоровну, попавшую по распределению в глухое, затерянное в песках село. Она понимает, что должна не только научить детей грамоте, но и помочь людям бороться с песками. Учительница приложила все усилия, чтобы в селе стало лучше. Через некоторое время село было не узнать: люди стали «спокойнее и сытнее», «школа всегда была полна не только детьми, но и взрослыми», «пустыня помалости зеленела и становилась приветливее». Учительница не могла оставить в беде жителей, потому что для нее нравственный  долг – это спасти село и бескорыстно помочь людям. Добрые дела Марии Никифоровны навсегда останутся в памяти жителей.

Таким образом, проблема нравственного долга актуальна в любую эпоху. Нужно стремиться, чтобы проявление нравственных качеств человеческой души стало для каждого естественной потребностью.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Артемов, В. М. Нравственность и право: этико-философское осмысление и практика сближения : [обзор одноименной конференции, прошедшей в апреле 2016 г.] / В. М. Артемов // Вопросы философии. – 2018. – N 3. – С. 207-210.
  2. Злотникова, Л. М. Нравственность в контексте человеческого развития / Л. М. Злотникова // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия : III Всероссийский научный форум “Наука будущего – наука молодых” : международная научно-практическая конференция, 14-15 сентября 2017 г., [Нижний Новгород : в 2 т.] / Нац. исслед. Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского [и др. ; под ред. З. Х. Саралиевой]. – Нижний Новгород : Изд-во НИСОЦ, 2017. – Т. 1 : . – 2017. – С. 254-258.
  3. Распутин, В. Г. Нравственность или успешность? : [беседа с писателем] / В. Г. Распутин ; [беседовал Виктор Кожемяко] // Молодая гвардия. – 2015. – N 7/8. – С. 3-12 .
  4. Нестеренко, И. С. Новый взгляд на нравственность в XXI веке / И. С. Нестеренко, Н. В. Быкова // Культурные ценности нового поколения: связь из века в век : материалы V межвузовской научно-практической конференции / М-во образования и науки РФ, Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева (Выксунский фил.). – Нижний Новгород : НГТУ, 2014. – С. 110-113 .


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шамина Екатерина Максимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация