СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПЬЕСЫ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье раскрывается смысл названия известной пьесы Островского «Гроза». Авторы проводят анализ произведения, чтобы выяснить истоки и принципы такого заглавия. Рассказывается о внешнем и внутреннем конфликте героев пьесы целью показать многогранность образа грозы.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Торопова А.И. Смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86761 (дата обращения: 18.04.2024).

В русской литературе зачастую встречаются произведения, названия которых несут не только прямой смысл, но и метафорический. Он позволяет осмыслить идею автора в тексте. Это и «Метель» Пушкина, где название – символ судьбы, непредвиденной случайности, и «Шинель» Гоголя, олицетворяющая мечту всей жизни. Так и название пьесы Островского «Гроза» не случайно выбрано. Этот образ многогранен и не однолик. В название писатель вкладывает вариативное значение.

Буквальный смысл говорит о том, что гроза – один из героев пьесы. Действие драмы происходит во время ожидания этого природного явления. Наивысшей точки гроза достигает во время кульминации произведения. Это прослеживается в эпизоде покаяния в общественном саду. Развязка пьесы происходит после грозы, когда молодая женщина стоит на грани жизни и смерти, решаясь на самоубийство [1].

Немаловажна роль метафорического названия драмы. У Островского существительное «гроза» стало разнообразными символами. С одной стороны, это синоним жёсткости, деспотизма в семье Кабановых. С другой – это олицетворение внешнего драматургического конфликта пьесы. Лишь одна Катерина не разделяет ценности «темного царства», словно гроза идёт вразрез со всеми. Она не приемлет домостроя Кабанихи, публичного унижения. Яркий тому пример – эпизод проводов Тихона в Москву. Также гроза ассоциируется с внутренней смутой в душе Катерины. Изображая драму молодой женщины, Островский сравнивает её с природным явлением. Внутри Катерины бушует гроза, точно такая же, что и в небе [2].

Название играет огромную роль в понимании пьесы читателем, в полном раскрытии авторской точки зрения на проблему. У Островского слово «гроза» многогранно и не ограничивается одним определением. Она олицетворяет перемены в обществе, в душе человека, а также является действующим лицом.


Библиографический список
  1. Ларионова М.Ч. “Народная драма” А.Н. Островского “Гроза” // Известия ТРТУ. № 2 (57). -2006. С. 49-54
  2. Рогале А.Ф. имя и образ в драме А.Н. Островского “Гроза” (Ономастическое прочтение). Филологические науки. №4. -2010. С. 15-26


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация