БЕЗРАБОТИЦА МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Водопьянова Кристина Сергеевна1, Графов Андрей Владимирович2
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), студент
2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), доктор экономических наук, профессор

Аннотация
В данной статье рассматривается безработица как социальная проблема молодежи, указаны причины и пути решения этого явления. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Водопьянова К.С., Графов А.В. Безработица молодежи как социально-экономическая проблема на современном этапе // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88290 (дата обращения: 18.04.2024).

Молодежь является особой социально-демографической группой, возраста от 16 до 29 лет. Она является одной из наиболее беззащитных групп, которая нуждается в поддержке как со стороны государства, так и со стороны общества. Во многих странах молодежь является особым объектом эффективной политики, для дальнейшей связи потребностей и интересов молодого поколения с потребностями общества, включив ее в процесс преобразования. В этот период происходит процесс социализации человека, то есть приспособление к обществу, нахождения себя и своего места в нем.

Важным аспектом является определения своего места, выбор профессии и вхождение в трудовую деятельность. Особым показателем в обществе является ее ограниченное вливание в профессиональную структура, которая связана с определенным социальным статусом и выполнением набора функций. Находясь в трудовых отношениях, человек приобретает уверенность в себе, материальную независимость и стабильный социальный статус.
Проблема состоит в том, что на пути вхождения молодежи в трудовую сферу связано с большим количеством преград. Становление социального статуса у большинства молодежи происходит в неблагополучных условиях, например таких как: тяжелое материальное положение, отсутствие собственного жилья, невозможность продолжать учебу, вовлечение в сферы досуга, за которые нужно платить. В конченом итоге незанятость молодых людей приводит к массовой безработице, негативным проявлениям, как в сфере экономики, так и в сфере социальной жизни общества. Невостребованность приобретенных знаний и квалификации лишают человека экономической самостоятельности, служат питательной почвой для социальной апатии и пессимизма. Если безработица перешла в стадию «затяжная» , то это может привести к росту преступности, наркомании, проституции, вандализм все это является производными безработицы.
Разработка эффективных стратегий преодоления безработицы молодежи находится в центре внимания как государства, так и международных организаций, а также общественности.
Молодежь является будущим общества и поэтому острота и актуальность этой проблемы является очевидной в современной России.
Безработица-это социально экономическое явление, сущность которого заключается в том, что активная часть населения, желающая работать ,не может найти работу.[1,с.35–46 ]
По результатам опроса, легче всего молодым людям найти работу в сфере торговли (48%), обслуживания (30%), промышленности (18%) и строительства (14%). [ 2, с.124]

К занятым относятся лица имеющую работу (а также туда входит неполный рабочий день), работающие по найму и находящиеся на государственной службе.
К безработным относятся те, которые не имеют работу, состоящие на учетах в центрах занятости ,готовые приступить к работе в любой момент.

Те ,кто обучаются в школах, вузах, а также солдаты выпадают из списка безработных в связи с вышеупомянутым определением. Большая часть правонарушений происходит в республиканских краевых и областных центрах.

На 4,7 % увеличилась преступность среди несовершеннолетних (с 9 506 до 9 953), а также с 3,4 до 3,6 % удельный вес таких деяний от всех предварительно расследованных преступлений. [ 3,Электронный ресурс]

Каждое третье деяние (33 %) совершено в состоянии алкогольного опьянения (АППГ– 35,5 %). По сравнению с 3 месяцами 2017 г. количество предварительно расследованных преступлений названной категории уменьшилось на 7,8 %(с 99 741 до 91 935).

По статистике безработица молодежи (до 25 лет) в сентябре 2017 года составила 21,5% от общего числа нетрудоустроенных. Далеко не каждый может найти себе работу после окончания вуза. Потому что работодатели не хотят трудоустраивать людей без опыта работы.
Наибольший показатель значится в северо Кавказском федеральном округе, а наименьший в таких городах как Санкт-Петербург, Москва.
Причины появления молодежной безработицы связаны:
-с ростом общей численности безработных;
-с банкротством значительной части государственных и частных предприятий;
-с тем фактором, что деятельность промышленных предприятий в основном направлена на самосохранение и выживание, а не развитие и расширение производства,
-отсутствием у молодых людей достаточного опыта, в связи с чем их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей, и первыми сокращают при снижении объемов производства;
-недостаточно развитой профориентационной работы с молодежью в старших классах школы;|
-слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих специалистов.

-невостребованность молодых людей на рынке труда связана с тем, что значительная часть безработной молодежи стремится получить работу, соответствующую своей подготовке и высокооплачиваемую, но не получает таковой, то есть по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы.
Пути решения:
*
Для студентов:
-Молодежи, вступающей на биржу труда, не следует завышать свои требования и претендовать на престижные профессии, не рассматривая при этом другие, которые могут дать хорошие стартовые возможности.
-Начинать работать на 3-4 курсе учебы в ВУЗе, чтобы к моменту выпуска из образовательного учреждения имелся опыт работы. Это так же помогает избавиться от завышенных ожиданий.
-Работать официально. Зачастую молодежь официально не имеет опыта работы потому, что работала, не трудоустраиваясь официально.
-Четко представлять, что им интересно, и анализировать, что необходимо рынку труда данного региона.
-Активная позиция. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. [ 4,c.18-25]

  • Для государства:

***Необходимо обеспечить больше практики в образовательных учреждениях. Образование слишком сосредоточено на теории. Вузам быстро реагировать на современные требования.

***Партнерство вузов и работодателей.

***Государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.

  • Для работодателей:

-Отправлять новых работников на курсы повышения квалификации, тем самым доводя работника до необходимого для себя уровня.

Подводя итоги можно сказать,что успешная реализация поможет снижению уровня безработицы, увеличение занятости, также усилить социальную защищенность не только у молодежи, но и у других категорий безработных.
Еще одним выводом является то, что российское государство достигло определенных успехов в борьбе с безработицей, но все равно цифры остаются большими и много над чем предстоит работы. Молодежь в силу своей неопытности часто сталкивается с этой проблемой.


Библиографический список
  1. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г. Г. Меликьяна Р. П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 2014г.
  2. Труд и занятость в России. 2016: Стат.сб./Росстат– М., 2017.
  3. ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИИ ИНФОРМАЦИОН-НЫХ ТЕХНОЛОГИЙ [сайт]: URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/347/sbornik_3_2018.pdf
  4. Калибеков Д. «Современные проблемы молодежи».// «Вопросы экономики»,2015, № 8.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Водопьянова Кристина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация