Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая предоставляет ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности принято классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество [1].
На сегодняшний день досуговую деятельность очень часто соотносят со внеучебным временем. В большинстве случаев он ассоциируется с разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Важным средством воспитания, направленным на формирование у студентов стремления к самосовершенствованию является культурно-досуговая деятельность, которая приобщает человека к культуре через творчество, активный отдых, общение, развлечения, предполагает оригинальную и творческую деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату [2].
В современном мире большинство университетов России страдают проблемой отсутствия мест для организации культурно – досуговой деятельности студентов. В студенческие годы необходимо способствовать правильной организации досуга, так как именно в этом возрасте наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, а также наиболее полно и интенсивно происходит общение [3].
Важной задачей высших учебных заведений является личностное развитие современного студента. Воспитательная работа в вузах осуществляется в учебное и внеучебное время, что требует особого внимания к досугу студенческой молодежи как целесообразно организованной и содержательно наполненной активности как студенческих групп, так и конкретного студента в свободное от учебы время, которая осуществляется в соответствии с целями социально-культурного развития на базе потребности в перемене характера деятельности [4].
На данный момент студентам вузов предоставлены достаточно широкие возможности по организации свободного времени [5]. При Мининском университете существуют различные студенческие объединения и организации, направления деятельности которых достаточно разнообразны. Объединения организуют работу со студентами в рамках конкурсов и КВН, музыкальных групп, студенческих объединений, спортивных клубов, студенческих театров и т.д. [1]
Например, существует Объединенный совет обучающихся (ОСО), представляющий собой общее пространство деятельности всех студенческих организаций университета. Совет ставит своей целью найти точки соприкосновения молодёжных студенческих объединений, преследующих социально-значимые и общественно-полезные цели. Вместе с тем, скоординированная деятельность подобных объединений даёт уникальный результат, открывающий перед студенческой молодёжью больше возможностей в плане реализации идей и достижения поставленных целей.
ОСО осуществляет координацию деятельности студенческих объединений университета по направлениям:
– развитие системы студенческого самоуправления;
– поддержка деятельности студенческих научных обществ, студенческих конструкторских исследовательских бюро и лабораторий;
– поддержка деятельности центров профориентации, развития карьеры, сертификации и трудоустройства;
– поддержка деятельности профильных студенческих отрядов;
– создание условий для организации студенческого досуга, развитие творческих клубов и клубов по интересам;
– развитие студенческого спорта, поддержка студенческих спортивных клубов и студенческих спортивных лиг.
В качестве еще одного примера можно упомянуть Студенческий Спортивный Клуб «Мининец» воплощает в себе сообщество активных студентов, которое стремится сделать спорт доступным для каждого, занимается развитием массового студенческого спорта в НГПУ им. Козьмы Минина, популяризацией здорового образа жизни и организацией спортивных мероприятий.
Для обеспечения развития социальной активности молодежи, поддержки и реализации студенческих инициатив и решения вопросов жизнедеятельности студенческого сообщества был создан Студенческий совет НГПУ им. К. Минина. Он представляет собой орган самоуправления студентов, позволяющий совершенствовать свой личностный и профессиональный уровень, а также получить опыт организации и проведения проектов, массовых мероприятий и праздников, реализовать свой творческий потенциал.
На каждом факультете в Мининском университете существуют студенческие советы, которые проводят работу по организации культурно-досуговой деятельности. На Факультете управления и социально-технических сервисов создан Совет студенческих инициатив, реализующий направления сразу семи секторов: научного, профориентационного, информационно-редакционного, спортивного, культурно-массового, старост и кураторов, а также защиты прав студентов [1].
Члены Совета студенческих инициатив организовывают для студентов различные мероприятия, такие как: Кубок первокурсника факультета, состоящий из трех этапов (фотокросс, спортивный, КВН); научные конференции, квесты, вебинары, мастер-классы, игры на сплочение. Проводят школу КВН, организуют театральный кружок и вокальную студию, а также выпускают газету «Студенчество NEW». Профком студентов организует поездки во Владимир, Пешелань, Казань и Суздаль. У студентов Мининского университета имеются огромные возможности для участия в школах актива и лидерских сменах. Так же на Факультете управления и социально-технических сервисов существует студенческий педагогический отряд «Фортуна», благодаря которому студенты вуза могут стать вожатыми в таких лагерях, как «Салют» и «Артек».
Как известно, студенческий труд требует напряжения основных психических функций и нередко сопровождается стрессовыми ситуациями. Как любая интенсивная работа, он неизбежно связан с утомлением, которое приводит к тому, что на стандартный объем работы студент затрачивает большее количество времени и энергии.
В качестве одного из способов организации качественного отдыха студентов можно привести в пример комнаты отдыха или релаксации. Кроме психологической разгрузки эти комнаты способствуют непринужденному общению, обсуждению внеучебных вопросов, обладают значительным потенциалом для проведения культурно-досуговых мероприятий [2].
Несомненно, существует необходимость наличия такого элемента социальной инфраструктуры вуза, но в России пока можно констатировать лишь наличие комнат отдыха в студенческих общежитиях, а также малочисленные проекты о создании подобных элементов вузовской инфраструктуры, которые на настоящий момент не имеют реального воплощения.
Авторами статьи в октябре 2016 года на базе указанного выше университета в форме анкетного опроса было проведено исследование на предмет необходимости создания в НГПУ им. К. Минина на базе Факультета управление и социально-технических сервисов комнаты, которая послужила бы местом психологической разгрузки обучающихся, проведения занимательных встреч и просто позитивного общения.
По результатам исследования было установлено, что проект комнаты отдыха для студентов весьма актуален в нашем учебном заведении. Реализация проекта позволит обеспечить полноценный разноплановый досуг во внеучебное время взамен бесцельному времяпрепровождению [5].
Предназначение данной комнаты отдыха заключается в:
1. проведении мастер-классов, тренингов;
2. организации киноклуба, игровых и литературных вечеров, праздников;
3. оказании учебной взаимопомощи и консультаций;
4. психологической разгрузке и релаксации.
Создание комнаты обеспечит:
1. реализацию навыков студентов, приобретённых в ходе проведения мероприятий, в учебном процессе (например, повышение успеваемости);
2. развитие способности к интерпретации и оценке зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации;
3. формирование умения изложения самостоятельных суждений;
4. повышение уровня мотивации к исследовательской деятельности, к творческому труду.
Планируется, что студенческая комната отдыха будет располагаться в одном из свободных аудиторных помещений корпуса Мининского университета по адресу ул. Челюскинцев, дом 9. Площадь указанного помещения составляет 45, 2 м2. Помещение для реализации проекта уже найдено, теперь остается только получить необходимое финансирование для воплощения идеи. Однако данный результат не является конечным, предполагая разнонаправленную организацию досуга студентов, адаптацию студентов-первокурсников, а также студентов по переводу. При успешной апробации комнаты отдыха в стенах одного из корпусов Мининского университета планируется расширить целевую аудиторию: реализовать проект в рамках всего университета, а также осуществлять сотрудничество с центрами дополнительного образования, тренинг-центрами, образовательными организациями города.
В завершении, следует отметить, что культурно-досуговая деятельность осуществляется в свободное время и находится вне сферы общественного и бытового труда. Именно во время подобной деятельности все накопленные знания, опыт, идеи обретают форму. Творческая самореализация сопровождается развитием внутреннего мира студента, формированием у него способности к решению проблемных ситуаций и продуктивного воображения.
Библиографический список
- Сундеева М.О., Татаренко М. А., Хижная А.В., Возможности развития профориентационной деятельности в Мининском университете //Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции, 2015.
- Сундеева М.О., Татаренко М.А., Калякина К.А., Прохорова М.П. Студенческая комната отдыха: социальный проект развития инфраструктуры ВУЗа // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72641 (дата обращения: 16.11.2016)
- Прохорова М.П. Инновационный менеджмент в вузе: подходы и особенности // В мире научных открытий. 2011. №6.1. С.317.
- Прохорова М.П., Петровский А.М. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 221.
- Гумель Е.Б. Опыт организации студенческих сообществ в современном образовательном пространстве // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1511 (дата обращения: 15.10.2015).
- Калякина К. А. К вопросу подготовки педагогических кадров профессиональных учебных заведений // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. 2016. С. 220-221.
Количество просмотров публикации: Please wait