УДК 316.4

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ЗАРАБОТКА СТУДЕНТОВ

Слюзнева Ксения Валерьевна1, Закунова Екатерина Дмитриевна1, Анисимова Анастасия Евгеньевна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В статье представляются возможные способы совмещения подработки студента с его обучением. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны данного взаимодействия. Выбираются оптимальные пути выбора того или иного способа подработки совместно с получением образования.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Слюзнева К.В., Закунова Е.Д., Анисимова А.Е., Гордеев К.С., Жидков А.А. Взаимосвязь обучения и заработка студентов // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/11/88214 (дата обращения: 26.03.2019).

В наше время все больше распространяется практика подработки студентов. Это, действительно, является необходимым в наши дни, однако несет ли подработка ущерб обучению студента и его успеваемости?

Феномен вторичной занятости студентов получает все более широкое распространение в нашей стране с начала 90-х годов. Под вторичной занятостью понимается дополнительная работа помимо основного занятия [5, с. 34], поэтому для студентов очной формы обучения вторичной занятостью считается любая работа, т.к. основной их деятельностью является учеба.

Данный вопрос актуален, так как почти все студенты, а особенно студенты старших курсов, стараются иметь дополнительный доход.

Существует 4 основных способа совмещения обучения в высшем учебном заведении и работы:

  1. заочное обучение;
  2. индивидуальный график;
  3. очное обучение и подработка во время, свободное от учебы;
  4.  получение повышенной стипендии или рейтинг.

Стоит уделить внимание каждому пункту.

Если говорить о заочном обучении, то очевидным является тот факт, что данный вид обучения не даст полноценного развития в какой-либо сфере. В нашей стране существует много ВУЗов, которые дают хорошее образование студентам заочной формы обучения, но, несмотря на это, такие студенты основную часть своего времени тратят на работу.

Но в таком обучении есть и положительные стороны:

  • Заочное обучение позволяет беспрепятственно совмещать обучение с работой.
  • Такое обучение огромный шанс для тех, кто хочет получить образование, но имеет ряд причин, по которым не может позволить себе все время тратить на учебу (например, семья или недостаток финансов).
  • Это оптимальный вариант для людей, которые имеют среднее специальное образование, и работая по своей специальности, при заочном обучении лишь поднимают уровень своих знаний и квалификации.

В целом, заочное обучение, за исключением нескольких отрицательных аспектов, является необходимым для людей, которым рационально будет потратить основное время на работу.

Для тех, кому важно или необходимо сохранить очную форму обучения, но какие-либо обстоятельства не позволяют ему быть способным к полноценному посещению образовательного учреждения, существует индивидуальный график. Так, например, студент старшего курса (например, 3 или 4) вполне может работать по специальности на полной ставке, если оформит индивидуальный график и принесет документы с места работы.

Обучаясь таким способом, студенты обычно выполняют задания в электронных системах, а сдача экзаменов происходит персонально. Также студент с индивидуальным графиком может посещать лекции и семинары со своей группой, если у него появилось свободное от работы время.

Обучение на индивидуальном графике является положительным для тех, кто работает по специальности, и со старших курсов будет иметь при выпуске из университета опыт работы в данной сфере (по своей специальности) [2, с. 114]. Однако вряд ли данный вариант положителен для студентов, которые работают на должности, не способствующей развитию их профессиональных качеств и компетенций.

Далее поговорим о совмещении очной формы обучения с подработкой в свободное от учебы время. Очевидно то, что такая подработка в большинстве случаев скажется отрицательно, так как обычно таким студентам не хватает времени на полноценное обучение. Также отрицательно влияет тот факт, что такая подработка обычно проходит в позднее время, а это плохо сказывается на здоровье, постоянное недосыпание приведет либо к невнимательности на учебных занятиях, либо к ухудшению состояния здоровья, к постоянной усталости и слабости. А это безусловно негативное взаимодействие обучения и подработки.

Последний вариант – это получение повышенной стипендии и собирание баллов рейтинга. Из всех вышеперечисленных вариантов совмещения подработки и учебы, этот является примером благоприятного взаимодействия. Здесь доход зависит только от успехов в учебе, то есть студент, ведет полноценную интеллектуальную деятельность, активен в творческой или научно-исследовательской, спортивной или других видах деятельности, а за это получает доход – повышенную стипендию.

Конечно, нельзя точно сказать, какой вариант совмещения подработки и обучения окажется лучшим. Несмотря на их очевидные положительные и отрицательные стороны, качество обучения и успеваемость каждого зависит от ряда обстоятельств. Поэтому для каждого выбор того или иного способа подработать, совмещая это с обучением, будет персональным.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 99-105.
  2. Константиновский Д.Л, Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Кончить курс и место достать: исследование вторичной занятости студентов // Социологический журнал. 2001. №3. С. 101-120.
  3. Перова И.Т. Дополнительная занятость: Масштабы, структура, характер // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1999. №4. С. 31-34.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Слюзнева Ксения Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация