УДК 37.013.77

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ ПРИЧИНЫ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
Педагогам, психологам и родителям зачастую приходится сталкиваться с такой проблемой, как детская ложь. Дети лгут по многим причинам, преследуя разные цели. Понимание мотивов, склоняющих детей ко лжи, позволяет взрослым разрешить эту проблему – найти правильный подход к ребенку, благодаря которому он не будет прибегать к искажению или опровержению действительности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Детская ложь причины и решение проблемы // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/10/87655 (дата обращения: 10.10.2018).

Ложь – умышленное сообщение сведений, которые не соответствуют действительности. Психологи и философы отмечают, что ложь носит преднамеренный характер. Пол Экман даёт определение лжи, как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это». Детская ложь появляется в результате неблагополучного взаимодействия ребёнка с самим собой и окружающим миром. Ложь  может свидетельствовать о наличии проблем или травм у ребёнка. В этом случае педагогам, родителям следует изучить виды лжи, выявить причину такого поведения и постараться устранить то, что побуждает ребёнка ко лжи.

Существуют следующие виды лжи:

  • Активная – умышленная передача ложных фактов;
  • Пассивная – полное или частичное умолчание информации;
  • Неосознаваемая – неосознанное искажение фактов, вследствие различных эмоциональных состояний;
  • Осознаваемая – сознательное искажение фактов, иногда является средством для достижения благородных намерений, а иногда применяется для личной выгоды;
  • Патологическая – фантазирование, выдумывание, искажение истинной информации.

В раннем возрасте, до четырех лет ребёнок лжёт непреднамеренно, не понимая этого. Дети не задумываются над своей речью, они сразу говорят, что у них в голове. После четырёх лет дети могут заранее проговорить в уме свою речь и обдумать, что стоит произносить, а что не стоит. Тогда же ребёнок начинает размышлять над тем, за что на него рассердились родители, за что его похвалили, а за что он был наказан, и как этого можно избежать. К нему приходит понимание, что сказав неправду, можно сделать свою жизнь более комфортной. В этот момент психология лжи ребенка меняется, ложь становится осознанным средством облегчения жизни. Ложь выступает, как защита от возможных неблагоприятных последствий.

Подтверждением вышесказанного служит эксперимент, который провели психологи из канадского университета Мак-Гилл. В нём участвовали 3-4–х летние дети, которые воспитывались в дошкольных учреждениях Западной Африки, где местами все ещё разрешены телесные наказания. Ученые поместили детей в комнату и предложили угадать, какой предмет от них был спрятан. После дети оставались наедине с загадкой. Многие поддались соблазну и подсмотрели, что спрятано от них. Когда  исследователи вернулись, они сначала спросили, подсматривал ли ребенок, а затем предлагали назвать спрятанный предмет. Выяснилось, что дети, воспитываемые в садиках с наказаниями, намного чаще лгали и о том, что они не подсматривали, и о спрятанном предмете. То есть они осознанно и намеренно называли неправильный предмет, хотя знали правильный ответ.  Дети скрывали первую ложь второй из-за того, что боялись наказания. Дети из учреждений, в которых не было наказаний, чаще признавались в жульничестве и честно говорили про прятанный предмет, разоблачая самих себя.

Наиболее частая причина лжи – страх наказания, унижения или порицания. Здесь важно понять: где, когда было потеряно доверие и безопасность во взаимоотношениях с взрослыми? Соразмерны ли наказания и ограничения с виной? Может ребенка осуждают, когда ему необходима поддержка.

Ложь ребенка – свидетельство психологических проблем, которые могут быть вызваны недостатком любви или внимания от родителей. Ребенок использует ложь, как способ привлечения к себе внимание, в связи с тем, что он отвержен кем-то из родителей, или ему так кажется. Ребенок говорит неправду, придумывает друзей и события, которых на самом деле нет, чтобы привлечь к себе внимание, самоутвердиться и отыграться на чужих чувствах. Причиной этому также может послужить собственная неуверенность или недовольство своей настоящей жизнью. Так дети стремятся возместить желаемое с помощью лжи. Задача взрослых – найти причину подобных мыслей, вернуть доверие ребенка и чаще хвалить его за достижения.

Русский педагог и психолог Каптерев П.Б. писал, что часто родители создают условия, в которых детям трудно говорить правду. Если ребёнок хочет награду и ему в этом препятствуют, то он начинает лгать. Нередко дети врут с целью получения личной выгоды. Например, намного проще на вопрос «Сделал ли ты уроки?» ответить «да». Другой ответ вызвал бы дополнительные выяснения обстоятельств и недовольство родителей. А если такая ситуация ещё повторится, то реакция ребенка будет предсказуемой и он снова соврёт. Тут взрослым надо добиться доверия ребёнка и сделать так, чтобы сказанная им правда, не повлекла негативных последствий.

Излишняя опека и контроль со стороны взрослых также может спровоцировать ложь. Ребенок может врать, чтобы вырваться из-под контроля взрослого или, чтобы предотвратить вмешательства в личную жизнь. Взрослым стоит помнить, что ребенку нужно иметь возможность самому подумать о своих переживаниях, осмыслить их без внешнего вмешательства.

Ещё одним фактором, провоцирующим ребёнка ко лжи, служит подражание взрослым или их личный пример. Ребенок начинает врать потому, что он подражает взрослым, считая ложь элементом общения. Для того чтобы научить ребенка честности, необходимо самим быть честными.

Взрослым необходимо с большим вниманием относиться к поведению детей, любые отклонения от нормы, означают наличие проблем. Взрослым следует во время помочь ребёнку их решить. В частности, чтобы искоренить детскую ложь необходимо использовать следующие рекомендации:

  1. Сохранять в семье единые педагогические требования;
  2. Сдерживать свои слова и обещания;
  3. Быть честным, подавая пример;
  4. Понимать причины лжи;
  5. Не акцентировать внимание на лжи ребёнка;
  6. Переоценить систему запретов и наказаний;
  7. Не наказывать ребёнка, когда он признался во лжи;
  8. Хвалить и поощрять за искренность и правдивость;
  9. Не подыгрывать ребёнку в его лукавствах;
  10. Дать ребёнку самому устранить результаты лжи.

Таким образом, ребенок использует ложь, чтобы: избежать неприятных для себя последствий; добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (внимание и интерес окружающих); защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь). Задача взрослых – не дать ребенку получить психологическое, физическое удовольствие от результатов лжи и не допустить, чтобы ложь перешла в привычку. Самое эффективное средство борьбы с детской ложью – это построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Вагин, И.О. Психология выживания в современной России. / И.О. Вагин. – СПб. : АСТ, 2004. – 345с.
  2. Волков, Б. С. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 144с.
  3. Зеньковский, В.В. Психология детства. / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 352с.
  4. Каптерев, П.Ф. О детской лжи «Русская школа». / П.Ф. Каптерев. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1890. – 336с.
  5. Матвеева, М. Милый лжец / М. Матвеева // Мама, папа, я. – 2004. – №7. – С. 15-18.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Илюшина Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация