УДК 001.98

АНТИНАУЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Всю историю рациональной науке противостояла лженаука как её искажённое отражение. В разные времена это противостояние приобретало различные формы. При этом страдающей стороной неизменно выступала наука, а вместе с ней и общественный прогресс. После нескольких десятилетий затишья проблема снова стала чрезвычайно актуальной. В наши дни лженаука, создающая обширное пространство для заблуждений, считается опасностью для науки, образования и для общества в целом.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Торопова А.И., Федосеева Л.А. Антинаучные тенденции и формирование современного научного мировоззрения // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/08/87294 (дата обращения: 06.08.2018).

Основное содержание термина лженаука предполагает лишь заведомую ошибочность рациональной науки. Поэтому в научной литературе обычно используется политкорректный термин «антинаука», а также «паранаука».

С древних времен наука неузнаваемо изменилась: открыты новые законы, появилось множество методов и теорий, подтверждающихся практикой, а антинаучные представления остались на прежнем уровне[1].

Во время великих политических событий, экономических кризисов и проблем в социуме одновременно с расцветом науки с невероятной силой расцвели и суеверия. Исторический факт, в Европе в XVII в. заживо сожгли или утопили более 50 тыс. «ведьм».

Средства массовой информации оказывают сильное воздействие на людей. Во время существования Союза Советских Социалистических Республик мистицизм и околонаучные представления сдерживались с помощью властей и прямой цензурой. После распада СССР сократилось финансирование научных исследований, резко уменьшились тиражи учебных и научных изданий, а средств на приобретение научных журналов и книг не хватало, появился мощный поток антинаучной информации. Значительно повысился интерес к сверхъестественному, ко множеству негативных проявлений иррациональности и мистицизма. Поэтому увеличилось количество публикаций о парапсихологии, экстрасенсорике, ясновиденье и астрологии, снежных людях, НЛО, которые печатались в газетах, а зачастую и в научных изданиях. В конце 90-х размах антинаучной деятельности достиг таких пределов, что для борьбы с ней при Президиуме Российской академии наук создана комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований[1].

На пути научного познания законов и явлений природы возможны два ошибочных подхода. В первом из них отрицается все ранее изведанное, предлагаются новые теории. С таким подходом навряд ли можно полностью согласиться: в процессе развития науки отвергается и заменяется далеко не всё. Например, классическая механика, основанная на законах Ньютона и принципе относительности Галилея, верна, но для скоростей, значительно меньших скорости света в вакууме, т. е. только для сравнительно медленных движений. Таким образом, она не отвергнута. Во втором подходе предлагаемые идеи рассматриваются в совершено другой плоскости. Преимущественно такой подход и приводит к антинаучным тенденциям. Околонаучные представления возникают в том случае, когда гипотезу принимаются за истинную теорию, которая будто легко доказывается экспериментом, но по факту ещё никем не проведённым.

В отношении антинаучной практики всегда поражает пренебрежение основами научного метода. Более того, некоторые «новаторы» рьяно отрицают сам метод науки. Поразительна та легкость, с какой они отбрасывают не только многолетний опыт науки, но и элементарные законы логики и здравого смысла. В то же время, многие учения, например, научная астрология и научный коммунизм, называются наукой. Это связано с общим кризисом, затронувшим философию, науку, официальную идеологию и культуру в целом.

Наука, как истинная ценность, “не нуждается в рекламе”, а антинаука умеет себя продавать. К сожалению, лженаука подчас приносит огромные денежные суммы, и она уже превратилась в самостоятельную отрасль бизнеса.

Люди с трудом могут отличить лженауку от науки, именно потому принимают на веру антинаучный факт, если при его описании использован наукообразный язык с применением малоизвестных научных терминов. Для оспаривания антинаучных исследований и сомнительных фактов от учёных требуется проведение научной экспертизы, тщательного разбора аргументов, а также внедрение полученных экспертных материалов в массы для того, чтобы слушатели или читатели поняли, в чём дело. В свою очередь, для понимания феномена лженауки необходимо проведение тщательного анализа её типов, потребностей, которые она удовлетворяет, социальных предпосылок к ее возникновению. Основной целью науки является проведение трудоемких исследований, требующие затрат времени и средств. Поэтому усилив пропаганду научных исследований, можно вернуть науке то, что ей полагается по праву: денежные доходы, уважение, внимание общества и государства. В настоящее время очень много публикаций, посвящённых борьбе с антинаукой [2].

Большой интерес к неизвестному вёл человечество по пути великих открытий, но иногда – к ошибочным положениям. Однако винить людей в том, что такие истинно человеческие мотивы поведения иногда приводили их в заблуждение. В настоящее время широко распространилось увлечение культами и верованиями, особенно среди молодежи, которой не хватает культурной грамотности и образованности. Поэтому сегодня мы должны уделять больше внимания распространению и укреплению научных представлений о мире, а фундаментальные научные знания формировать основную базу мировоззрения [3].

Мировоззрение-это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Оно всегда находится в движении. Субъектом мировоззрения может быть как отдельный человек, так и социальные группы, и религиозные общности, и общество в целом. Мировоззрение выражает взаимоотношения личности и мира. Эти отношения начинаются с осознанного существования индивида – в семье.

Научное мировоззрение — это прежде всего объяснение фактов, осмысление их во всей системе соответствующей науки. Оно вскрывает причинные и закономерные связи вещей, а также предполагает предвидение и раскрытие грядущих явлений и процессов. Характерной чертой научного мировоззрения является его системность, то есть такая совокупность идей,  образующая некую целостность на основании определенных теоретических принципов [1].

В каждом человеке заложено некое иррациональное начало. Иррациональная составляющая мировоззрения, а именно: познание искусства, культуры, художественных литературных ценностей-даёт человеку наибольшую радость, ощущение прелести жизни.

В мировоззрении накапливается опыт усвоения смысловой основы человеческой жизни, новые поколения людей, ознакомившись с духовным миром прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно хранят, а от чего-то решительно отказываются. Поэтому в мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности. Для расширения границ нашего познания, имеется множество различных образовательных систем, книг, телепередач. Необходимо постоянно упражнять свой ум в объяснении возникновения и существования человека, общества, мира, расширять собственные творческие знания, повышать культурную грамотность [1].

Если рассматривать состояние науки на отдельном этапе истории, то можно видеть, как изменяются представления человека о науке и научных методах познания. Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта, или осознанно, через теоретические разработки фундаментальных идей и принципов. Мировоззрение тесно связано с совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество, социальные группы и отдельная личность, а также с переживаемыми обществом стадиями его развития.

Когда человек сталкивается впервые с новым явлением, то он пытается его объяснить, используя научные доводы, а если ему не удается найти научное объяснение, то он применяет так называемые ненаучные методы, которые всегда могут объяснить всё. В процессе поиска истины важна способность человека отличать достоверный факт ото лжи.

С самого своего зарождения наука противостояла незнанию и заблуждениям, боролась с уже существующим мировоззрением людей. В средние века науку вовсе считали “лженаукой”: объясняя рациональным способом процессы, происходящие в природе, она тем самым подрывала многовековые догмы церкви, надёжно укоренившиеся в сознании людей. Может быть, и само существование лженауки тоже в чём-то полезно для рациональной науки, ведь антинаука даёт огромный толчок для дальнейшего развития правильного миропонимания.

На сегодняшний день существует огромное количество малограмотных людей, которые ищут ответы на свои вопросы об устройстве мира. А так как поход к ясновидящей или чтение гороскопа, занимает меньше времени, чем поиск ответов в научных книгах, то, можно не сомневаться в том, что антинаука останется постоянным спутником науки.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. Изд. 2-е, испр. и доп. – 639 с.
  2. Пружинин Б.И. Псевдонаука сегодня//Вестник РАН. 2005. Т. 75. № 2. с. 117-125.
  3. Турсунбаева Н. Д. Формирование мировоззрения молодёжи в условиях глобализации массовой культуры // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1198-1200. — URL https://moluch.ru/archive/113/28847/ (дата обращения: 30.07.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация