РЕФОРМА. ИПК. СПРОС НА ИННОВАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ

Апанасенко Алексей Иванович1, Апанасенко Роман Алексеевич2
1Инновационно-Внедренческий Фонд, научно–технический интегратор
2Инновационно-Внедренческий Фонд, маркетолог

Аннотация
Данная статья посвящена анализу существующего положения инновационной сферы и констатации крайней отсталости в силу линейности ее развития. Рассмотрены пути и способы реформирования инновационной сферы как системообразующего элемента экономики, используя стратегию экспоненциального развития, доказана возможность самофинансирования проведения реформы инновационной экономики в России. Обосновано внедрение инноваций как средство для достижения высоких темпов роста ВВП, созданы измеримые индикаторы успешности осуществления реформы.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Апанасенко А.И., Апанасенко Р.А. РЕФОРМА. ИПК. Спрос на инновации. Организационные инновации // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/87102 (дата обращения: 13.03.2024).

ИПК – это Инновационно-Промышленный Комплекс.   

Часть 3. Создание спроса на инновации.

Инновационная концепция реализации главной «внутренней повестки дня».

19.03.18г. В.Путин назвал главную «внутреннюю повестку дня»: обеспечение темпов роста экономики РФ, придание ей инновационного характера.

Ещё ранее, в послании 01.03.18. Президент РФ поставил задачу: увеличить ВВП страны в 1,5 раза к 2025 году.

Для этого надо иметь, начиная с 2018г., ежегодные темпы роста ВВП не менее 6%. В 2017г. рост ВВП не дотянул до 2,5 %. Закон о Федеральном бюджете на 2018-20 гг. предусматривает рост ВВП РФ на 2,1, 2,2 и 2,3%, соответственно.

Очевидно, что сегодняшними подходами (имея рост по 2-3% в год) эту задачу НЕ решить.

Ключевым словом последних выступлений президента стало слово «прорыв». «России нужен прорыв, рывок, и мы можем это сделать».

И хотя у слова «прорыв» в русском языке есть несколько значений , здесь понимается следующее: качественный успех, значительное, революционное достижение.

Откуда берётся спрос на инновации?

Сегодня в РФ создается инновационная инфраструктура: бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д. Создание инновационной среды предполагает наличие стабильного спроса на инновации. Кто сегодня в России создаёт этот спрос и кто его должен создавать?

Проблема формирования эффективного инновационного рынка – одна из важнейших макроэкономических проблем современности. Она касается как развитых, так и развивающихся (РФ) стран.

Что же такое инновация? Согласно официальной терминологии ОЭСР: «Инновационным продуктом считается товар, который выпускается не более трех лет и сильно отличается по сравнительным характеристикам от уже существующего».

Т.е. опытные образцы на выставках – это ещё не инновации.

Но руководители этого не понимают. В Путину показывают Ё-мобили, ноутбуки с гибким экраном, беспилотные авто, робота-секретаря и.т.п. Но всё это опытные образцы, и почти «потёмкинские».

Выпускают ли инновационный товар так называемые институты развития РФ. Нет, они только «сеют» бюджетные деньги, в основном на ОКР и создание опытных образцов. Авось, что-то да «вырастет».

Создают ли они спрос на  инновационные товары? Ответ очевиден.

Учимся у классиков. Согласно К. Марксу «спрос определяет предложение и наоборот предложение определяет спрос…».

Предложил инноватор Г.Форд автомобили и спрос на них существует более 100лет. Предложил инноватор С.Джобс ПК и планшеты iPad, когда потребности в таких товарах тогда на рынке не было, сейчас дело дошло до того, что они необходимый атрибут даже в школах.

Если бы производство всегда ориентировалось на спрос, прогресса не было бы, потому что потребитель всегда ориентируется на уже существующие продукты.

Для анализа ситуации со спросом и предложением эксперты делят потребляемые экономические блага на «традиционные» и «инновационные» и, соответственно, спрос на «традиционный» и «инновационный».

Высокая степень насыщения рынков традиционными товарами в развитых странах способствует появлению «инновационного спроса».

Спрос на продукцию, предлагаемую на рынке длительное время, постепенно затухает и это затухание, с одной стороны, вызывает спрос на ее новые виды,

По мере насыщения рынка и широкого распространения нового товара, спрос стремится к насыщению и когда-то «инновационный» товар переходит в категорию «традиционных».

Тем не менее, после перехода инновации в разряд «традиционной» этот товар остается встроенным в экономику, обеспечивая его интенсивный экономический рост и структурные изменения.

Инновационный спрос как фактор экономического развития.

Влияние спроса на внедрение и распространение инноваций показано в работах М.Портера, который прямо указывает на зависимость между необычным, опережающим спросом со стороны потребителей и эффективностью, инновационной активностью компаний-лидеров.

Продажи инновационного товара растут в экономике по траектории, близкой к экспоненте. Это объясняется тем, что конкуренты стремятся повторить успех лидера и «копируют» его инновации с учетом собственных особенностей, что способствует приближению темпа роста отрасли к динамике лидера-инноватора.

А.Юданов (РФ) установил основные механизмы диффузии инноваций в рамках отрасли, как подражание, соперничество и синергия.

Синергетический механизм возникает включением в процесс диффузии инновации смежных фирм, поставщиков комплектующих, фирм-продавцов и пр. Это приводит к появлению дополнительных услуг, новых товаров с использованием изначальной инновации – то есть к формированию «кластера инноваций».

Учимся у практиков, у Alphabet(Google). По экспоненте - геометрической прогрессии холдинг Alphabet (Google), стартуя с $1 млн., за 18 лет вырос в 131 133 !!! раза.

Холдинг Alphabet состоит из предприятий (Google), теперь уже выпускающего традиционную продукцию и являющимся ДОНОРОМ по спросу других предприятий, осваивающих инновационную продукцию.

Если бы холдинг Alphabet сегодня был бы резидентом РФ, то создавал бы ежегодно 8,4% роста ВВП.

Учимся у ОПК. Участники ОПК, у которых есть устойчивый спрос, в том числе и на экспорт, работают высокопроизводительно и имеют высокую рентабельность производства.

Именно наличие ПОЛНОСТЬЮ оплаченного оборонного заказа (спроса) позволяет оборонным предприятиям выпускать военную технику, которая ценится во всем мире.

Поможем «Бюджету». Согласно Дж.Кейнсу проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать с позиции спроса. Кабмин (Д.Медведев: «Россия: обретение новой динамики», 2016г. заявляет: « Выход России на траекторию устойчивого роста требует существенного увеличения масштабов инвестиций – с нынешних 20% ВВП до 22-24%»).

С ним солидарны и А. Кудрин и С. Глазьев.

Инвестиции в основной капитал – это фактически формирование спроса на определённые виды товаров, в том числе и на инновационные.

Но все вышеупомянутые эксперты рассматривают вопросы: 1) темпов роста экономики РФ и 2) придание ей инновационного характера, изолировано друг от друга.

Кроме того, они рассматривают эти цифры в «статике», а не в «динамике».

А в основе теории так называемого «мультипликационного процесса» Кейнса лежит принцип мультипликатора инвестиций, т.е. при приросте общей суммы инвестиций, доход увеличивается на сумму, которая в К раз превосходит прирост инвестиций».

Согласно Д.Медведеву, для роста ВВП нужны инвестиции в основной капитал. «Зависимость темпа роста ВВП от темпа роста инвестиций (в основной капитал) в России в 1991-2010 годах» представлена в «Инвестиции в России», http://newsruss.ru/doc/index.php. Согласно графика, для роста ВВП на 10-15% нужно увеличение инвестиций в основной капитал на 20-30%.

Согласно этой статистике, каждый руб., вложенный в рост основного капитала даёт 2-3 руб. роста ВВП.

Бюджет в данном случае выступает как конденсатор средств и инициатор новых производств, запускаемых в рыночную среду.

Суммы инвестиций достигают значительных величин, например, а 2017 г. объем инвестиций составил 15, 96 трлн. руб., около 18,3% ВВП (87,25 трлн. руб.).

Итак, для заметного роста ВВП нужен значительный прирост объёма инвестиций в основной капитал.

Но ведь инвестиции инвестициям рознь. Инвестиции в инфраструктуру; в стимулирование жилищного строительства; в импортозамещение дадут импульс росту, но не станут основой развития.

«Самое опасное сейчас – заняться стимулированием роста через рытье котлованов, прокладывание трасс не пойми куда и так далее… Словом, погоня за цифрами роста ценой качества роста» – говорит об этом В.Мау, д.э.н., PhD, Заслуженный экономист РФ.

Парадоксально, строительство моста ВДОЛЬ реки также может дать цифры роста ВВП.

Экономика – строгая дама, и «бег на месте» (по В.Высоцкому) для неё не «общеукрепляющий».

Но если никто не придёт на помощь с деньгами, и в бюджете денег «кот наплакал», то их надо заработать.

И желательно много.

А по данным Кабмина, каждый руб., вложенный в поддержку инновационных предприятий (ИП) даёт до 7 руб. роста ВВП, т.е. 7-ми кратную отдачу.

Отсюда следует важный вывод: Нужна структура, зарабатывающая деньги, более динамично, чем бюджет, и полностью инвестирующая их в основной капитал.

С ростом не 2-5%, как Бюджет, а с ростом по траектории, близкой к экспоненте, и инвестирующая не по 20-24 % от дохода, а всё заработанное!

Такая структура может называться Инновационно-Промышленный комплекс (ИПК).

 

Рис.1. Схема роста ВВП РФ при использовании мощи ИПК.

Финансы для спроса на продукцию ОПК, включая инновационную, также как и финансы для спроса на определённые виды товаров, в том числе и на инновационные, используемые при создании основного капитала аккумулируются и распределяются в бюджете.

Как и где накапливать средства ИПК?

Ведь участниками ИПК будут в, основном, негосударственные предприятия.

Поэтому предлагается использование апробированного веками в мировой практике механизма аккумуляции и управления капиталом – Фонда-эндаумента (ФЭ) в качестве аналога «бюджета». Контроль за финансовыми потоками в ИПК будет осуществлять Попечительский Совет Фонда во главе с Председателем-Президентом РФ В. Путиным. ФЭ будет владеть контрольными пакетами акций или полностью новыми инновационными предприятиями.

Прототип – Гарвардский Фонд.

В.Путин в докладе 24.06.15г. подчеркнул: «Нам нужно научиться концентрировать ресурсы».

Концентрация ресурсов: крупные ИП-ДОНОРЫ будут холдингами, состоящими из нескольких тысяч (многократно тиражируемые инновации) малых ИП-ДОНОРОВ. Их прибыль будет реинвестироваться в новые инновации (ЭИП). После своего успешного развития ЭИП перейдут в разряд ИП-ДОНОРОВ. Аналог – холдинг Alphabet.

ФЭ выступает в качестве управляющей компании холдингов ИП. Доход ФЭ, согласно его уставу, направляется снова и снова на инвестиции в основной капитал новых ИП.

Подробности научно обоснованной стратегии инновационного прорыва и фото 7-ми проектов см. [1,2, 3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Темпы роста ВВП и придание экономике РФ инновационного характера это одна цепь.

Главное звено в этой цепи – ускоренное внедрение инноваций. Поэтому экспоненциальному пути развития ИС экономики РФ альтернативы нет.

Крупные корпорации национальные инновационные чемпионы») ИПК создадут спрос на инновации,

Вся налаженная система бюджетного управления ростом ВВП будет работать без изменений. Никаких новых Законов или Реформ не требуется.

В результате может быть достигнуто удвоение ВВП РФ каждые 6 лет. Это освободит Россию от обязанности быть «сырьевым придатком Запада».

Часть 2. Организационные инновации.

Как ИП-ДОНОРЫ ИПК ежегодно увеличат в 10*10 и более раз ЧИСЛО МАЛЫХ ИП.

На тему: «Что мешает РФ развивать наукоемкое производство, что препятствует внедрению инноваций?» написаны сотни исследований.

Но это лишь констатация положения. Так же, как и эпатажное заявление Г.Грефа15.01.16г. на Гайдаровском форуме: «О технологическом порабощении России».

Действительно, высокоразвитая технология Запада сегодня имеет, казалось бы, непобедимые позиции, предлагая нам догонять их ВЕЧНО. У лидера – одна дорога, у догоняющего – сотня дорог. Но так и будет, если не изменить нашу сегодняшнюю, искусственно сшитую по западным лекалам, идеологию и стратегию продвижения инноваций. Где учёные сами по себе – а бизнес, который мог бы внедрять инновации, сам по себе.

Какие же предложения учёных и инноваторов заслуживают особого внимания?

Акад. РАН Е.Примаков (2010г.): «создание общенационального Фонда…» [4]. Поэтому Инновации №1: Фонд с высоким покровительством и большими деньгами для крупных проектов и Инновация №2: несколько (10-15) крупных Фондов в регионах страны: Цель – инновационная экономика.

Основатели Google создав 10.08.15 г. холдинг Alphabet, отделили часть компании, собственно Google, генерирующую основной доход, от экспериментальных подразделений, т.е. ранее инновационный Google стал предприятием (ИП) – ДОНОРОМ экспериментальных (инновационных) подразделений холдинга Alphabet [5].

Поэтому Инновация №3: Фонды в форме холдингов с двумя типами предприятий: ДОНОРОВ и экспериментальных.

Суммарный капитал Фондов-эндаументов (ФЭ) в США около $ 320 млрд. 10% этой суммы ($ 32 млрд., близко к капиталу Гарвардского Фонда), даже с суперминимальными 11% годовых даёт $ 3,5 млрд. дохода в год. Неплохо было бы для начала массового внедрения инноваций в РФ.

Подойдём творчески.  А если доходность 50 -60% или даже 80%. Тогда $ 3,5 млрд. в год, при доходности 50%, будет получено от Фонда с капиталом $7 млрд. А при 80% Фонд с капиталом $7 млрд. будет приносить до 5,6 млрд. ежегодно, что на $ 3 млрд. больше суммы бюджетов РАН и МГУ.

Ремарка №1. Именно такие экономические показатели имеет  проект по энергосбережению (см. РЕФОРМА часть 5 Инновационные предприятия – ДОНОРЫ.

Поэтому Инновация №4: ДОНОРЫ – высокоприбыльные бизнесы.

Руководители Правительства, РАН, МГУ и др. озабочены: «где взять для науки деньги?». Много денег! Предлагаем, НЕ ВЗЯТЬ, А ЗАРАБОТАТЬ! Как Google, на внедрении инноваций!

Поэтому Инновация №5: Потому внесём «маленькое-удаленькое» организационно-финансовое  усовершенствование в бизнес – модель и устав Фонда: объединим расходы на уставные задачи Фонда с реинвестициями. Основной целью деятельности Фонда определим помощь инноваторам по внедрению их инноваций, т.е. целевой капитал Фонда будем вкладывать в создание высокоприбыльных, принадлежащих ему инновационных бизнесов.

А в чём интерес авторов? Команды учёных-инноваторов, внедряющие свои разработки -это «научные Руководители проектов». За свой интеллектуальный продукт они будут удостоены «гранта» »- до 10% акций этих ИП.

Для руководства инновационными внедренческими бизнесами ФЭ будут нанимать, преимущественно, менеджеров- профессионалов (зачем творческим людям заниматься помещениями и оборудованием, маркетингом, кредитами, логистикой, договорами, графиками работ, кадрами, налогами, рекламой и прочей административной рутиной).

Поэтому Инновация №6 вытекает из предложений Е.Примакова, В.Садовничего, и Е. Каблова о вознаграждение авторов интеллектуальной собственности в создаваемых компаний:

Итак ФЭ условной структуры под названием ИПК. Фактически ФЭ будет управляющей компанией холдинга принадлежащих ему крупных внедренческих корпораций.

Подчеркнём, что, ни ФЭ, ни крупные внедренческие корпорации не будут принадлежать ни государству, ни частным лицам, а учёным и инноваторам РФ.

ИПК – это фактически холдинг, не государственный и не частный в чистом виде, владеющий дочерними внедренческими ИП-ДОНОРАМИ, инвестирующими в новые инновации.

КСТАТИ, на пресс-конференции 23.12.16г., отвечая «Ведомостям», В.Путин объяснил, что «Роснефтегаз» используется как корпорация – ДОНОР. Деньги инвестируются в НИР и на инновации.

Но крупных проектов он назвал только два (авиадвигатель и малую авиацию), а надо было бы – 22(двадцать два).

Вполне естественно, что вначале для ИП-ДОНОРОВ наиболее рационально использовать крупные проекты.

Но у крупных проектов, как правило, есть один существенный недостаток – длительный срок до начала выпуска продукции, и, соответственно, длительный срок окупаемости.

Поэтому Инновация №7: На период «первоначального накопления капитала» ИПК, для первых 10-20 стартовых проектов предприятий- ДОНОРОВ, кроме общепринятых- эффективности и быстроты окупаемости, разработаны специальные требования к оборудованию.

ТРЕБОВАНИЯ к стартовым инновационным проектам предприятий-ДОНОРОВ.

На период «первоначального накопления капитала» для стартовых проектов, кроме общепринятых ( эффективности и быстроты окупаемости), разработаны специальные требования:

-Они должны быть с разработанной технологией и без необходимости в дополнительных НИР и ОКР;

-Они должны состоять из МОДУЛЕЙ.

Что такое МОДУЛЬ? Это функционально завершённое изделие, конструктивно как самостоятельный продукт и отделяемая, относительно самостоятельная, часть крупной системы, организации.

Это не крупные заводы и фабрики, требующие длительного проектирования и строительства, а НАОБОРОТ, все крупные ИП-ДОНОРЫ будут состоять из нескольких тысяч МОДУЛЕЙ каждый, тиражируемых и работающих независимо друг от друга.

Они только организационно будут объединены в одно суперкрупное ИП-ДОНОР. Именно это составляет «изюминку» стадии «начального накопления капитала» предлагаемого проекта Реформы.

Фактически это будут десятки тысяч малых ИП-ДОНОРОВ.

Вряд ли читатели могут представить себе такое устройство предприятия, например, газопровода длиною, например, 4 000 км, со стоимостью $ 5-10 млн./ км, который после строительства уже первого и каждого последующего отрезка длиною 1 км обеспечил бы по нему транспорт и продажу продукта (газа), тем самым дополнительно повышая ВВП за счёт продаж и, одновременно, зарабатывая на строительство следующих километровых отрезков.

А МОДУЛИ по инновационному проекту отдачу начнут давать уже через полгода.

Срок изготовления самых крупных модулей – около года, менее мощных 0,5 лет. Срок монтажа и запуска модулей в работу один месяц с момента поставки оборудования на «строительную» площадку (условно: доставить, установить на фундамент и включить).

Кстати о Googlе. Основной его капитал -это серверы. За 10-15 лет, начав с количества порядка 100 серверов,  Google ступенчато и многократно нарастила их количество (свою «мощность») до отметки более 1 млн. единиц. Это аналог МОДУЛЯ.

ДОНОРЫ и РЕЦИПИЕНТЫ

ИП – реципиенты, после их становления, переходят в категорию ИП-доноров. Таким образом, почти 100% прибыли ИПК постоянно реинвестируется.

Вначале будут внедряться проекты с минимальными сроками окупаемости (1, мах-2 года), как ИП-ДОНОРОВ, так и ИП реципиентов.

Подобно цепному ядерному процессу ИП- донор инвестирует в  2-3 и более инновационных «экспериментальных» предприятий, большинство из которых, в свою очередь, зарабатывая прибыль, переходят затем из «реципиентов» в ДОНОРЫ, увеличивая по экспоненте число, как предприятий – ДОНОРОВ, так число «экспериментальных» предприятий- реципиентов.

Что означает срок окупаемости ИП – один год? Первое ИП, вначале окупив за год свою инвестицию, со второго года станет ИП-донором и проинвестирует свою прибыль, равную его стоимости, во второе, вначале ИП – реципиент, а затем, через год, они оба вместе, теперь уже 2-ва ИП-донора проинвестируют уже в два (3-е и 4-е по номеру) ИП-реципиентов, и так далее по ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ (2,4,8,16,32…).

Где их взять? Где проекты?

Оказывается, что инноваторы не только спроектировали установки- МОДУЛИ, защищённые десятками патентов, но и изготовили их, испытали и провели опытно-промышленную эксплуатацию. Срок окупаемости 1,5-2,5 г. Их даже называют: «инновации с бородой».

Никаких дополнительных НИР и ОКР не требуется.

Первые партии модулей могут заработать и начать давать прибыль уже через год, уже с первого месяца их работы (т.е. один месяц модули будут реципиентами, а затем перейдут в доноры).

«Револьверное» использование незначительных по величине инвестиций (стоимость 1-го модуля оборудования до $ 3-7 млн.) позволяет ступенчато и многократно (в течение 3-5лет) наращивать мощность предприятия.

Скептики скажут, у нас нет такого количества проектов инноваций. Да, нет. Потому что не ищем.

Вот пример поиска. На последний конкурс Tech Briefs Media Group an SAE International Company (США) были присланы  более 12 000 инноваций из более 100 стран.

ИПК будет искать инноваторов и проекты во всём мире.

Пилотный поиск дал 8_10 суперкрупных проектов для ИП-ДОНОРОВ (см. слайды 7,8 и 11 презентации. «РосВнедрение-Challenge для России и её Президента», [6].

«Кадры решают все». Что удивительно, изаглавие и  содержание речи И. Сталина 4 мая 1935 г. актуально и сегодня («либо мы эту задачу разрешим в кратчайший срок.. либо.. страна…превратится в объект игры империалистических держав»).

А. Фурсенко, помощник президента РФ по науке, в интервью 20.10.15 «Газете.Ru» заявил: « … страна, в которой полторы сотни абсолютно конкурентоспособных исследовательских центров и университетов нормально работают, СПОСОБНА реализовать серьезные проекты».

Уверены, что из 55 тыс. спецов РАН и десятков тыс. профессоров вузов РФ (в 150 центрах) найдутся последователи академика, нобелевского лауреата, П. Капицы (установки для производства жидкого кислорода), предложат и реализуют, используя ИПК, если не полторы сотни, то хотя бы 15 (пятнадцать) аналогичных по эффективности и масштабу проектов. И все они станут «донорскими» для РАН и других научных центров.

Работе В. Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» (1917г.) уже почти 100 лет. Но её выводы актуальны и поныне: « Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически».

Война все эти годы и не прекращалась, она только меняла формы: холодная, технологическая, информационная, расширение НАТО на «восток», эмбарго, санкции и даже преследование легкоатлетов и параолимпийцев, информационные провокации (отравление Скрипалей, сбитый самолёт над Украиной) и т.п..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Радикальное изменение курса экономики страны, превращение её из «сырьевого придатка» в страну с высокотехнологичной инновационной экономикой – это стратегическое решение, это прерогатива Президента РФ.

Предлагаемое объединение крупных инвестиций для одновременного решения двух задач (роста ВВП и устранения технологической отсталости) даёт значительный синергический эффект.

Такая структурная Реформа не потребует ни «копейки» бюджетных средств РФ.

И самая главная – социальная миссия ИПК это не кратковременная PR- акция, а работа на десятилетия для сотен тысяч и миллионов человек, составляющих цвет нации.


Библиографический список
  1. «Росвнедрение и Научно – технологическая долина МГУ – пилотный проект САМОФИНАНСИРОВАНИЯ   науки и инноваций». [Электронный ресурс]. URL:  http://www.slideshare.net/ssuserb7058c1/ss-54881010
  2. Росвнедрение. Научно обоснованная СТРАТЕГИЯ научно-технологического развития России: массового внедрения инноваций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/ssuserb7058c1/ss-59414571
  3. «Апанасенко А.И., Апанасенко Р.А. Росвнедрение и его инновационно-внедренческие фонды как начало крупномасштабного реформирования в сфере инноваций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 URL:http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69489»).
  4. Стимул к переменам. Евгений Примаков. Президент Торгово-промышленной палаты РФ, академик. Российская газета – Федеральный выпуск №5152 (73) [Электронный ресурс]. URL:https://rg.ru/2010/04/08/innovacii.html   (дата обращения: 20.05.16.).
  5. Росвнедрение. Учимся у Google. – Инновационный прорыв. Апанасенко А.И.,  к.т.н. [Электронный ресурс]. URL: country2man.livejournal.com/19832.html.   (дата обращения: 20.05.16.)
  6. «РосВнедрение-Challenge для России и её Президента» [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/ssuserb7058c1/ss-59076425).).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Апанасенко Роман Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация