ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Тохиров Тохиржон Исломжонович
Таджикский технический университет имени академика М.С.Осими
ассистент кафедры автомобили и управление на транспорте политехнического института

Аннотация
В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества работы предприятий регионального пассажирского автотранспорта. Много внимания уделено вопросам создания системы управления качеством на автотранспортном предприятии и совершенствованию управления на основе маркетингового подхода.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тохиров Т.И. Повышения эффективности функционирования регионального пассажирского транспорта // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86972 (дата обращения: 19.04.2024).

Процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена  предопределяют формирование системы экономических отношений, при которой качество становится основным критерием конкурентоспособности и эффективности экономической деятельности. Экономическая ситуация в Таджикистане требует переходу к более эффективным методам хозяйствования, которые включают новые управленческие технологии. В то же время удовлетворение клиентов рынка услуг и потребительских товаров отводится на второй план.

Определяющим фактором успешной работы предприятий становится маркетинговая деятельность, так как именно маркетинг предоставляет производителю необходимую информацию о потребностях и нуждах потребителей. На предприятиях автомобильного транспорта управленческие мероприятия представляют собой обособленные системы, и каждый процесс имеет свой результат, часто не связанный с конечным результатом деятельности. Поэтому единственной системой, объединяющей все управленческие и технологические процессы, направленной на получение добавленной ценности, становится система управления качеством предприятия, ориентированная на нужды потребителя и включающая потребителя в технологическую цепочку.

При этом маркетинговая деятельность предприятий также используется в системе управления качеством, поскольку она направлена на изучение рыночных возможностей и потребностей, а система управления качеством формирует процесс непрерывного улучшения и самооценки как обязательного условия динамичного развития и стратегического видения руководства предприятия.

Многие теоретические, методологические и практические аспекты использования преимуществ системы управления качеством в маркетинговой деятельности пассажирских автотранспортных предприятий еще недостаточно изучены, а имеющиеся построения моделей маркетинга транспортных услуг оторваны от реалий современного управления предприятием. Поэтому необходимость совершенствования маркетинговой деятельности транспортного предприятия на основе концепций управления качеством становится определяющим фактором для эффективной деятельности предприятия на рынке.

Маркетинг как совокупность сложившихся в мировой практике методов изучения рынков, выявления идей, новых потребностей покупателей и их материализации в виде новых товаров и услуг, маркетинг как инструмент организации системы сбыта товаров, проведения рекламных мероприятий и т.д. представляет значительный интерес для автотранспортных предприятий.

Известно, что не существует универсальной формы организации работы предприятий на основе принципов и методов маркетинга, равно как нет и единой схемы построения самой маркетинговой работы, эффективной для всех предприятий. Конкретные формы и содержание такой деятельности существенно различаются в зависимости от характера деятельности предприятия и внешних условий, в которых она протекает.

Главное в маркетинговом подходе к управлению – это целевая ориентация всех мероприятий, слияние в единый технологический процесс исследований рынка, производства и реализации  транспортной услуги, обеспечивающая повышение эффективности функционирования предприятия в рыночной экономике. Поэтому-то автотранспортные предприятия и должны использовать принципы и методы современного маркетинга.

Использование маркетинга как средства повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия становится возможной, если оно располагает в своей деятельности достаточной экономической свободой, позволяющей оперативно откликаться на изменения рыночной конъюнктуры, маневрировать ресурсами, производственными и иными возможностями для достижения поставленных целей.

В современной экономике Таджикистана автотранспортные предприятия, с одной стороны, получили широкие свободы, а с другой – вынуждены искать пути для расширения своего выхода на рынок. В этих условиях использование маркетинга становится для них настоятельной необходимостью. Однако, надо сказать, что его рациональное использование сопряжено с известными трудностями не только организационного, но и психологического плана. Необходима перестройка логики мышления и психологии поведения, как руководящего звена автопредприятия, так и трудовых коллективов.

Изучение практики работы отечественных предприятий транспорта свидетельствует о возрастании интереса к концепции маркетингового управления. Однако чаще всего интерес к маркетингу проявляют те предприятия, которые озабочены проблемами выхода на внешний рынок. И в сознании большинства руководителей понятие «маркетинг» прочно связано с внешнеэкономической деятельностью.

По нашему мнению маркетинговый подход является основным, прежде всего потому, что в основу работы автотранспортного предприятия кладется наиболее эффективный с точки зрения сбыта услуги принцип: сначала узнать, какие услуги, с какими потребительскими свойствами, по какой цене, в каких количествах и в каких местах хочет приобрести потенциальный покупатель, а потом уже думать об организации производства или продажи. В этом случае автотранспортное предприятие в своей деятельности ориентируется на производство услуги, которая, безусловно, будет пользоваться спросом.

Однако спрос – это не что иное, как платежеспособная потребность покупателя, потребность в решении какой-либо из проблем, выдвинутых жизнью. Таким образом, автотранспортное предприятие выходит на рынок и предлагает не просто услуги (ибо услуга – не более чем экономическая категория), а средство решения проблем пассажиров. Именно этот принцип является ведущим в маркетинге, и именно поэтому маркетинг столь эффективен по сравнению с прежними методами производства и реализации, когда автотранспортные предприятия производили услуги, которые могли и старались навязать покупателям.

Преимуществом маркетингового подхода является то, что он позволяет прогнозировать изменения спроса, целенаправленно формировать рынок для будущих услуг, организуя в сознании покупателей прямую связь между решением их проблем и предлагаемыми услугами.

Ориентация на потребителя является основным признаком маркетинговой стратегии управления автотранспортным предприятием. Основными объектами изучения и воздействия выступают потребитель, конкуренты, конъюнктура самого рынка и характеристики услуги. Главной задачей является гибкое и постоянное реагирование на изменения условий сбыта.

Маркетинг как составная часть системы стратегического управления автотранспортным предприятием включает в себя целый ряд этапов и форм управленческой и исследовательской деятельности, находящихся в строгом соподчинении.

Два основных аспекта маркетинговой деятельности – это маркетинговые исследования, а также выбор и реализация стратегии маркетинга. Указанные два аспекта выступают, с одной стороны, как этапы маркетинга, но с другой -это два вида маркетинговой деятельности, которые не только следуют друг за другом, но и осуществляются одновременно: предприятие претворяет в жизнь стратегию, принятую на основе предшествующих исследований, и одновременно продолжает проводить исследования с целью поиска новых стратегических решений или расширения сферы действия уже имеющихся стратегических альтернатив.

В зарубежной и отечественной теории и практике нет единого мнения относительно содержания и последовательности реализации концепции маркетинга. Применительно к деятельности автотранспортного предприятия нам представляется целесообразным выделение следующих последовательных этапов маркетинговой деятельности:

- определение краткосрочных и долгосрочных аспектов собственного и конкурентного предложения услуг и спроса на них;

- формирование целей деятельности автотранспортного предприятия и определение мер, реализация которых должна  привести к достижению целей;

- создание собственного характерного облика предлагаемой услуги и обоснование ее преимуществ, дифференциацию рынка и подборку подходящих целевых групп потребителей, чьи потребности могут быть удовлетворены предложением предприятия;

- комплектование предложения, определение формы сбыта услуг;

- подбор и комплектование инструментов продвижения в систему интегрированных маркетинговых коммуникаций;

- осуществление маркетингового контроля.

Удачно разработанная и реализованная маркетинговая стратегия является гарантией будущего успеха предприятия услуг на рынке.

Важным фактором повышения эффективности работы регионального пассажирского автотранспортного предприятия является высокий уровень качества предлагаемых потребителю услуг.

Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий.

Для пассажирского автотранспортного предприятия главными проблемами являются создание, внедрение и постоянное совершенствование системы управления качеством.

Система управления качеством представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Общее руководство качеством – те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение его в рамках системы управления качеством [2].

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции.

Система управления качеством транспортного предприятия должна обеспечивать управление  качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции:

  • обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятия;
  • устанавливать ответственность руководства;
  • обеспечивать неразрывность  деятельности по  качеству с деятельностью по снижению затрат;
  • обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;
  • обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю;
  • устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы;
  • устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы [1].

Система управления качеством может быть эффективной только при условии, что она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, влияющими на качество предоставляемых услуг.

Система управления качеством обслуживания представляет собой совокупность взаимосвязанных технических, организационных и социальных мероприятий, которые регламентированы нормативами и стандартами, разработанными транспортным предприятием, а также другими нормативно-техническими документами (например технико-экономические характеристики предприятия и т.д.).

Система управления качеством обслуживания состоит из ряда элементов, взаимовлияющих друг на друга. В соответствии с принятой в этой области терминологией, элементами системы управления качеством являются:

мероприятия, технические средства, процессы и нормативно-технические документы, которые формируют и обеспечивают внедрение и функционирование.

Например, в сфере пассажирского автотранспорта эти элементы могут быть объединены в следующие группы: элементы, относящиеся к качеству транспортной обеспеченности и доступности территорий; элементы, формирующие оперативный контроль за качеством транспортных услуг во всех их разновидностях; элементы, относящиеся к административно-управленческому аппарату, технологии процессов, информационному обеспечению.

Основные функции управления качеством транспортного обслуживания находят отражение в нормативах, действующих на уровне отрасли или предприятия. К их разработке нельзя подходить формально, механически перенося опыт промышленности или торговли. Подход должен быть конкретным, необходимо учитывать специфику транспортной отрасли (всего транспортного комплекса, отдельных видов деятельности, в частности).

Для комплекса транспортных услуг подошли бы следующие нормативы: организация и контроль за качеством транспортной обеспеченности и доступности территорий; контроль качества эксплуатационной работы транспорта (уровень технической надежности, уровень безопасности движения, уровень экологичности транспорта и др.); контроль качества транспортного обслуживания (уровень соблюдения скорости и сроков доставки, уровень полноты удовлетворения спроса и др.); порядок и способ оценки качества транспортного обслуживания. Он устанавливает показатели, порядок, права и обязанности руководителей звеньев, а также порядок оценки качества труда отдельных работников, объектов и видов деятельности; подбор и квалификация кадров, регламентация требований при назначении исполнителей и формировании среднего руководящего звена, уровня их образования, деловых качеств. Этот норматив касается деятельности звеньев, связанных с повышением квалификации кадров; внедрение достижений научно-технического прогресса в перевозочную деятельность. Его цель – широкое внедрение новых технологий и технических средств в транспортное обслуживание с тем чтобы с меньшими трудовыми затратами добиваться больших результатов; организация контроля за качеством транспортного обслуживания.

На рынке городского пассажирского транспорта функционируют несколько субъектов, каждый из которых имеет свои цели: муниципальные органы управления; автотранспортные предприятия; пассажиры. Цели и интересы каждого из них не совпадают, а иногда даже противоречат друг другу.

Можно выделить социальные и экономические цели субъектов рынка.

К примеру, для муниципалитетов и пассажиров приоритетными являются социальные цели, а для автотранспортных организаций – экономические. В реальных условиях одновременное достижение целей всех субъектов городского рынка пассажирских перевозок является сложной задачей. К примеру, достижение цели обеспечения максимального качества обслуживания пассажиров важно для всех участников рынка пассажирских перевозок. Пассажиры заинтересованы в лучшем обслуживании, автотранспортные предприятии, с одной стороны, заинтересованы в привлечении большего числа пассажиров, а с другой – это связано с ростом затрат и, следовательно, возможностью снижения стоимости бизнеса.

Органы местных органов управления, с одной стороны, заинтересованы в улучшении транспортного обслуживания населения города, а с другой – возникает необходимость значительных инвестиций в городской общественный транспорт.

Что касается минимизации тарифов, то нужно отметить, что пассажиры наиболее заинтересованы в этом. Местные органы власти, с одной стороны, также стремятся к установлению низких тарифов на проезд в городском общественном транспорте, а с другой стороны, сдерживание тарифов ведет к росту необходимых дотаций городскому пассажирскому транспорту.

Таким образом, существуют противоречия основных целей участников рынка пассажирских перевозок, которые необходимо решать наиболее эффективным способом.

Для обеспечения достижения своих целей местные органы управления должны реализовать ряд мероприятий: создать рациональную транспортную систему города; разработать нормативную базу регулирования системы городского пассажирского транспорта; эффективно координировать интересы производителей пассажирских услуг и пассажиров; развивать инфраструктуру общественного транспорта; контролировать аварийную безопасность путем лицензирования деятельности перевозчиков, контроля за дисциплиной на дорогах, своевременным проведением ремонтных дорожных работ и т.д.; контролировать экологическую безопасность городского общественного транспорта; поддерживать социально значимые маршруты; обеспечивать доступность услуг общественного транспорта всем категориям пассажиров; сформировать рациональную маршрутную сеть; оптимизировать количество предприятий общественного транспорта; осуществлять отбор перевозчиков и определять объемы их работ [3].

Для автотранспортных предприятий приоритетной является экономическая цель: получение максимальной прибыли. Однако они не могут оставить без внимания и социальные цели, так как, во-первых, деятельность транспортного предприятия контролируется органами власти, а во-вторых, чтобы не потерять своих пассажиров, предприятие должно поддерживать определенный уровень качества обслуживания.

Автотранспортные предприятия для получения максимальной прибыли должны осваивать наиболее эффективные маршруты (с меньшей протяженностью и большим пассажиропотоком) и устранять нерациональные маршруты; оптимизировать подвижной состав на пассажирских маршрутах; минимизировать простои технически исправного подвижного состава; обеспечивать комфортабельность условий поездки для пассажиров; обеспечивать регулярность движения городского общественного транспорта; планировать количество подвижного состава, занятого пассажирскими перевозками; рационально использовать энергетические и топливные ресурсы; рационально организовывать перевозочный процесс; обеспечивать аварийную и экологическую безопасность.

Следует также выделить группу социальных факторов повышения эффективности автотранспортного предприятия. Особое внимание к социальным факторам объясняется следующим.

Необходимость поиска общих точек соприкосновения экономических и социальных проблем, возникающих в процессе трудовой деятельности человека в рамках определенного предприятия, важно потому, что экономические явления следует анализировать и проектировать с учетом интересов работников и в связи с конечными результатами производственно-финансовой деятельности.

При проектировании решений, направленных на повышение эффективности любого, в т.ч. автотранспортного предприятия, чаще всего исходят из той посылки, что все работники, безусловно, разделяют эту цель и подчиняют ей свои прочие интересы. Однако существуют факторы, дополняющие, уточняющие, ограничивающие или даже замещающие цель повышения эффективности предприятия для конкретного работника (группы работников).

К примеру, стремясь сохранить хорошие взаимоотношения и не нанести обиды сотрудникам, работники могут отказаться от жесткого соблюдения тех процедур, которые обеспечивают высокую конкурентоспособность предприятия. Так, менеджер по перевозкам может сознательно ослабить контроль за деятельностью водителей, исходя из желания не вступать с ними в конфликт и дать возможность работы «на стороне» и т.п. Или интересы работников могут быть направлены, прежде всего на свою заработную плату, и эта заинтересованность часто более сильная, чем заинтересованность в прибыли фирмы, доходах ее собственников и т.п.

Компромиссы между целями руководителей, управляющих различными службами (производство, финансы, маркетинг и т.д.) также могут отрицательно сказаться на общей цели: достижении или поддержании конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, мотивы поведения работников, их индивидуальные социальные цели могут расцениваться как существенные факторы повышения эффективности работы автотранспортного предприятия.

Обобщая, можно сказать, что наиболее значимыми факторами повышения эффективности работы автотранспортных предприятий являются факторы внешней среды, более чем на 50% обуславливающие результативность деятельности предприятия; уровень профессионализма управленческих работников и водителей автотранспортных предприятий; качество управленческих решений в области ценообразования; степень непосредственной заинтересованности работников в повышении уровня конкурентоспособности предприятия (социально-психологический аспект проблемы).


Библиографический список
  1. Всеобщее  управление  качеством: Учебник  для  ВУЗов / Глудкин  О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Под ред. Глудкина О.П. – М.: Радио и связь, 1999г. – С.600.: ил.
  2. ISO 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
  3. Мескон  М.Х. Основы  менеджмента: Пер. с  англ. / М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури – М.: Дело, 1998, – С.704.
  4. Василев В.М. Силаев А.И. Совершенствование методов оценки деятельности пассажирских АТП по повышению  качество городских автобусных перевозок // резервы повышения экономической эффективности работы АТП: Межвуз. науч. сб/с ПИ – Саратов, 1984. с 32-36.
  5. Сангинов О.К. «Пассажирский автомобильный транспорт и социально экономическое развитие горного региона». Душанбе: Ирфон. 1999г. 70с.
  6. Таджикистан в цифрах 2017. Статистический сборник. / Душанбе. 2017. С. 160.
  7. Государственная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Республики Таджикистан на 2010–2025 годы»: приложение к постановлению Правительства Республики Таджикистан. Душанбе, 2009.
  8. Тохиров Т.И. Анализ состояния экономической безопасности автотранспортной системы региона. Вестник НГУЭУ. 2013. № 2. С. 172-179.
  9. Тохиров Т.И. Показатели и индикаторы экономической безопасности автотранспортной системы. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 4. С. 36-38.
  10. Тохиров Т.И. Анализ функционирования автотранспортной системы региона при выполнении международных перевозок. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 549-557.
  11. Тохиров Т.И. Принципиальное положение автотранспортной системы региона в условиях рыночной экономики (Таджикистан). Финансовый бизнес. 2017. № 1 (186). С. 61-66.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тохиров Тохиржон Исломжонович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация