ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ МОСКОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Рогов Дмитрий Олегович
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
студент магистратуры

Аннотация
В статье описаны основные преимущества транспортно-пересадочных узлов как объектов транспортной инфраструктуры, отражена текущая ситуация в области развития системы ТПУ в г. Москве, уделено внимание перспективным проектам, которые появятся в столице в ближайшие несколько лет. Также приведены технические характеристики и показатели работы нового ТПУ «Солнечная» (открытие в 2017 г.), подведены итоги проекта по благоустройству исторического центра города (организация транспортного обслуживания на Площади Тверская Застава, Славянской площади). Далее приводятся примеры трех крупных проектов ТПУ («Рассказовка», «Парк Победы», «Рязанская»), которые в перспективе будут играть важную роль в развитии Московского транспортного узла. В заключении был отражен план строительства ТПУ в г. Москве до 2020 года согласно Постановлению Правительства Москвы № 413-ПП «О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве».

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рогов Д.О. Транспортно-пересадочные узлы Московской агломерации. Текущее состояние и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86915 (дата обращения: 19.04.2024).

В современном понимании транспортно-пересадочный узел – это общественное пространство, которое объединяет внутри себя различные виды транспорта (наземный общественный, метро, железную дорогу и Московское центральное кольцо), а также обеспечивает район необходимой социальной инфраструктурой [1].

Для ТПУ нет стандартного набора объектов: местоположениеи функционал каждого из них определяется специалистами Института Генплана г. Москвы на основе таких факторов как потребности конкретного района, загруженность транспортной сети и потребности жителей.

В первой половине 2018 года в России планируется утвердить Правила проектирования транспортно-пересадочных узлов [2]. На данный момент документ полностью разработан, и в скором времени им можно будет пользоваться в рамках градостроительного проектирования (стоит отметить, что свод правил, посвященный конкретно ТПУ, разрабатывается впервые). Правила описывают градостроительные требования к размещению ТПУ, формирование пересадочных узлов различных типов, их структуру и состав, требования к организации транспортного обслуживания на территории ТПУ, требования к проектированию отдельных элементов транспортно-пересадочного узла. Также приводится классификация, функциональные характеристики, а также основные параметры ТПУ (они разделены на четыре группы по пассажиропотоку: федерального значения, агломерационного, районного значения и локального).

Преимущества ТПУ:

  • разделение пешеходных и транспортных потоков;
  • сокращение времени пересадки с одного вида транспорта на другой;
  • комфортная зона пересадки;
  • отказ от личного транспорта в пользу общественного;
  • организация торговых зон;
  • доступность для маломобильных пассажиров;
  • удобная навигация;
  • создание новых рабочих мест;
  • благоустроенная территория.

Плоскостные ТПУ (перехватывающие парковки) – это самый простой вид транспортно-перехватывающих узлов. Они менее затратные в исполнении и позволяют облегчить сложную транспортную ситуацию в достаточно короткие сроки. Их основная задача – принимать личный транспорт жителей столичного региона, которые едут на работу в центр города.

Капитальные ТПУ – это объекты транспортной инфраструктуры, которые требуют больше времени на создание, чем некапитальные. Для их строительства необходимо подготовить территорию, градостроительную документацию, а также привлечь инвестиции. В капитальных ТПУ пассажиры могут пересесть с одного вида транспорта на другой не выходя из помещения или по крытым пешеходным галереям (такой принцип пересадки получил название «сухие ноги»). В составе капитальных ТПУ могут размещаться разнообразные объекты (магазины, офисы, пункты полиции, медпункты и др.).

Например, если это спальный район, то там целесообразно строить социальные объекты, а если это новый район, там можно рассмотреть возможность строительства жилья. Коммерческие площади и зоны пересадки следует разграничивать, оборудовать распределительные залы (расчет площадей необходимо производить в зависимости от пассажиропотока).

По состоянию на второй квартал 2017 года

на 55 строящихся станциях метро закладывается основа для создания ТПУ. Технологическая (транспортная) часть этих узлов финансируется за счет бюджета г. Москвы, а коммерческие площади будут возведены за счет инвесторов. Общая площадь перехватывающих парковок, автовокзалов, автостанций, распределительных уровней и пешеходных переходов по этим объектам составит 258,7 тыс. квадратных метров. В составе этих ТПУ планируется построить 9,3 млн квадратных метров недвижимости, в том числе более 2,8 млн квадратных метров жилья, более 6,1 млн квадратных метров офисов, а также почти 340 тыс. квадратных метров развлекательных и торговых комплексов.

В настоящее время власти Москвы разрабатывают документацию по 134 капитальным ТПУ, по 14 коммерческим проектам в составе ТПУ уже определены инвесторы [3].

Рис. 1. Зоны размещения ТПУ в г. Москве

Одним из самых значимых событий в области строительства транспортно-пересадочных узлов в Московском регионе стало открытие 29 июня 2017 года ТПУ «Солнечная». Данный ТПУ является капитальным и представляет собой крытый пешеходный мост, который заменил старый, отслуживший свой срок и уже не отвечающий современным требованиям. Еженедельно узлом пользуются порядка 100 тыс. человек, большинство из которых – жители района Солнцево и работники расположенного поблизости инновационного центра «Сколково». В здании нового ТПУ (»2000 квадратных метров) есть просторная зона ожидания для пассажиров, в которой установлены современные системы теплоснабжения, освещения, кондиционирования, видеонаблюдения, пожарной безопасности, а также электронное табло с информацией о времени прибытия транспорта. В ТПУ обеспечен комфортный доступ для маломобильных граждан, установлены лифты, а в ближайшее время начнут функционировать торговые павильоны и другие объекты сопутствующих услуг.

Во время строительства ТПУ был также проведен капитальный ремонт железнодорожных платформ станции «Солнечная». В частности, было установлено современное светодиодное освещение, система видеонаблюдения, навесы (покрытие более 50% площади платформ).

Предполагается, что после открытия ТПУ «Солнечная» пассажиропоток в этом районе должен вырасти в 1,5 раза – с 3,7 до 5,5 млн человек в год [4].

 

Рис. 2. ТПУ «Солнечная» (рендер и построенный объект)

Также в сентябре 2017 года завершилось благоустройство исторического центра столицы. Площадь Тверская Застава превратилась в современный транспортный узел: здесь теперь находятся не только станции метро и вокзал, но и снова ходят трамваи. В большой транспортный узел превратилась и Славянская площадь. На ней установили крытые павильоны, информационные табло, точки доступа к Wi-Fi и зарядные станции для мобильных устройств. Теперь в любую точку центра от станции метро «Китай-город» можно добраться за 20 минут на общественном транспорте [5].

Рис. 3. Организация движения на пл. Тверская Застава

Что касается приоритетных проектов, то в настоящий момент на базе станции метрополитена «Рассказовка» (открытие запланировано на I полугодие 2018 года) строится транспортно-пересадочный узел, который станет одним из крупнейших в столице. В его составе появится многофункциональный центр с магазинами и развлекательной зоной, а также зал ожидания, диспетчерская, зона отдыха водителей. Также в состав ТПУ войдет администрация поселения Внуковское.

По классификации данный ТПУ относится к сложным, объединяющим три вида транспорта – метро, автобусы и линию скоростного трамвая, которая пройдет от железнодорожной платформы «Мичуринец» через административно-деловой центр в Коммунарке к железнодорожной станции «Бутово». В составе технологической части ТПУ «Рассказовка» обустроят перроны посадки-высадки пассажиров и переходы между остановками различных видов транспорта. В составе коммерческой части ТПУ возведут жилые площади, паркинг на 650 машин, детский сад на 320 мест и школу на 750 учеников. Строительство данных объектов планируется завершить в 2020 году [1].

 

Рис. 4. ТПУ «Рассказовка» (рендер)

ТПУ «Парк Победы»
объединит Арбатско-Покровскую и Калининско-Солнцевскую линии метро, а также потоки наземного общественного транспорта. В районе проходят троллейбусные, автобусные маршруты и несколько направлений маршрутных такси, а также открылась станция Московского центрального кольца (МЦК) «Кутузовская», которая также войдет в состав транспортно-пересадочного узла.
ТПУ позволит пассажирам, прибывающим на любом виде транспорта, сразу попасть в общественную зону с удобной навигацией, благоустроенной территорией, развитой транспортной и социальной инфраструктурой, что обеспечит комфортные и безопасные условия пересадки.
Удлиненные перроны высадки-посадки пассажиров наземного транспорта разместят в разных частях ТПУ, и каждый из них сможет принимать несколько автобусов одновременно. На перронах и на выходе из метро установят навесы, которые защитят пассажиров от непогоды.

Часть площадей ТПУ отдадут под торговые помещения, предприятия бытового обслуживания и бизнеса. Также на территории будет возведен многофункциональный центр, в состав которого войдут банк, офисы, магазины, апартаменты, диспетчерская и подземный паркинг. Это, в свою очередь, позволит создать новые рабочие места [1].

 

Рис. 5. ТПУ «Парк Победы» (рендер)

Еще один крупный транспортно-пересадочный узел (ТПУ «Рязанская») появится на базе станции метро «Нижегородская» Третьего пересадочного контура.
Данный проект реализуется в три этапа. В первую очередь построят технологическую часть и распределительные залы будущего ТПУ. Пассажиры смогут пересесть на электрички Горьковского направления железной дороги, на Московское центральное кольцо, а впоследствии – на наземный общественный транспорт и автомобили (строительство перехватывающей парковки). Платформу «Карачарово» Горьковского направления железной дороги планируется перенести ближе к пересечению с Московским центральным кольцом (400 м), что создаст условия для комфортной пересадки пассажиров пригородных электричек. Удобной будет и пересадка на метро, так как ТПУ строится по принципу «сухие ноги» (пассажирам не придется выходить на улицу, чтобы поменять один вид транспорта на другой). Затем планируется строительство офисного здания (45 этажей), торговых площадей и паркинга на 500 машиномест. На заключительном этапе (2019 г.) планируется построить многоуровневую развязку с разворотной эстакадой на Рязанском проспекте и дорогу с двухсторонним движением для въезда и выезда с Рязанского проспекта на территорию ТПУ, а также четырехполосную дорогу к ТПУ от Третьего транспортного кольца [1].

 

Рис. 6. ТПУ «Рязанская» (рендер)

В качестве примеров прочих значимых проектов для Московского региона можно привести ТПУ «Селигерская» на базе строящейся одноименной станции метро Люблинско-Дмитровской линии, ТПУ «Лефортово» на базе одноименной станции метро Третьего пересадочного контура, ТПУ «Дмитровская» на Дмитровском шоссе, ТПУ «Пятницкое шоссе» на базе одноименной станции метро Арбатско-Покровской линии, ТПУ «Технопарк» на территории бывшего завода им. Лихачева, ТПУ «Ховрино» на базе одноименной станции метро Замоскворецкой линии, ТПУ «Хорошевская» на базе одноименной станции метро Третьего пересадочного контура [1].

Всего в столице до 2020 года планируется построить 251 ТПУ (согласно Постановлению Правительства Москвы от 6 сентября 2011 года № 413-ПП «О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве») [6]. Среди них будут плоскостные (101 ед.) в виде перехватывающих парковок, на которых можно оставить автомобиль и пересесть на метро, и капитальные (150 ед.), в состав которых войдут многофункциональные центры, гостиницы, социальные и иные объекты, необходимые жителям конкретных районов.


Библиографический список
  1. Транспортно-пересадочные узлы // Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы URL: https://stroi.mos.ru/tpu (дата обращения: 20.05.2018).
  2. Строительство ТПУ в Москве // РИА Недвижимость URL: https://realty.ria.ru/news_infrastructure/20171123/1509432058.html (дата обращения: 20.05.2018).
  3. Строительство ТПУ в Москве // РИА Недвижимость URL: https://realty.ria.ru/news_infrastructure/20170726/408786029.html (дата обращения: 20.05.2018).
  4. Официальный сайт Мэра Москвы URL: https://www.mos.ru/news/item/27226073/ (дата обращения: 20.05.2018).
  5. Официальный сайт Мэра Москвы URL: https://www.mos.ru/news/item/34869073/ (дата обращения: 20.05.2018).
  6. Постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2011 года N 413-ПП О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве (с изменениями на 19 марта 2018 года) // Профессиональные справочные системы Техэксперт URL: https://www.mos.ru/news/item/34869073/ (дата обращения: 20.05.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Рогов Дмитрий Олегович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация