СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Петелько Дмитрий Александрович
Кубанский государственный университет

Аннотация
Современный общественный строй ученные не редко называют обществом потребления. Связанно это с устоявшимися мировыми законами рынка и возросшего значения массового потребления. Новые социальные связи, порождённые таким обществом, прямо влияют на развитие личности и ее самоактуализацию.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Петелько Д.А. Символическое потребление как основание самоактуализации молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86879 (дата обращения: 18.04.2024).

Говоря о молодежи и связанных с ней социальных процессов, мы всегда берем во внимание особые черты, присущие конкретно этой социальной группе, например: высокий уровень мобильности, активная жизненная позиция и так далее. Эти черты обуславливают и высокую степень важности тех или иных социальных явлений для молодежи. Одним из них является самоактуалтзация, о которой будет идти речь далее.

Самоактуализация является не только важным аспектом социальной жизни, но и процессом актуализации своих возможностей. Это обуславливает ее актуальность для человека на большинстве этапов его жизни, на каждом со своими особенностями. Ведь каждый человек в малом возрасте не имеет достаточного опыта для эффективной самоактуализации, поэтому молодёжи ищет для этого самые простые способы. Таковым для них является символическое потребление.

С точки зрения молодежи, процесс потребления упрощает дорогу к самоактуализации, ведь вместо колоссальных трудозатрат и качественных категорий, можно перевести все в плоскость количественную. С таким подходом самоактуализация не проявлением самосознания, а простым накоплением и самовыражением средствами мифологизированных объектов потребления. Молодежи больше не требуется саморазвитие в какой-либо из популярных молодежных областей, достаточно просто приобрести товар, символизирующий его. Так появляется возможность получения ранее не доступных качеств для человека без особенных временных затрат.

Проблема такой самоактуализации в том, что она лишь мнимая, так как не происходит становления новых качеств человека, его роста. При этом, реальные действия направлены на формирования своего общества посредством потребления, но игнорируются любые попытки достичь реальной самоактуализации через труд и реальные достижения на каком-либо поприще. Важным также является отметить то, что труд в данном контексте направлен не на наращивание материальных благ и карьерных перспектив, а на саморазвитие.

Благодаря этому, у личности на первый план выходит именно культурологическая составляющая потребления, а не экономическая. Такой подход к потреблению и самоактуализации порождает и их прямую связь с модой, которая становится индикатором ранжирования предметов потребления. Это взаимодействие порождает факт того, что личности способные позволить себе «престижное» потребление начинают диктовать менее обеспеченным слоям населения образ потребления. На выходе же мы получаем невозможность самоактуализации за счет достижении реальных целей, ведь личность имеет лишь стремление к адаптации модным требованиям, и реалиям потребительских практик, при этом зачастую не имеющих отношения к их ценностям и стремлениям.

Процесс самоактуализации становится проблемным в условиях общества потребления, отсюда и подавленность молодежи. Происходит это потому, что она стремится к реальным целям посредством потребления, как средства достижения иллюзорной цели. При этом если реальная самоактуализация кроме достижения цели дает личности и удовлетворение, то потребительская самоактуализация ненасытна. Она лишь способствует развитию все больших потребностей и желаний, зачастую, не имеющих реальной значимости.

Если говорить о теоретических аспектах влияния общества потребления на самоактуализацию молодежи, то мы приходим к следующему выводу: все потребности общества, в том числе и самоактуализация постепенно стираются, заменяясь аналогами, выраженными в ряде товаров и услуг, чему способствуют СМИ, реклама и массовая культура. Экстраполяция этих выводов на российскую молодежь, можно увидеть, что она их безусловно подтверждает, по причинам ее активного принятия глаболизационных тенденций. В связи с этим, именно молодежь больше всего подвержена влиянию общества потребления, его ценностей и стандартов.

Процесс обновления всех сфер общественной жизни породил немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Из-за этого нам требуется к осмыслению ценностной проблематики общества потребления. В современном мире отсутствует степень разумного ограничения потребностей, механизм контроля над их ростом. Такое бесконтрольное потребление входит в повседневную жизнь личности и при помощи СМИ и интернета закрепляется как культурная норма, формируя новую поведенческую модель.

Сегодняшние условия российского общества определяют направление развитие личности в выборе жизненного пути, с ориентацией на рыночную экономику. Это ярко выраженно в выборе профессии, определенного рода деятельности и социального круга общения. Само же общество потребления воспринимается в негативном ключе, зачастую не понимая его сути. Это порождает новые практики среди молодежи, а именно практики отказа от массового потребления. При этом подобные группы молодежи упускают индивидуальный аспект практик потребления, не зависимых от популярности брендов. В этом ключе, потребление уникальных товаров и услуг является не меньшим потреблением, чем массовых. Это неосведомленность лишь способствует распространению ложной самоактуализации, формированию элитарных трендов потребления, регулируемых модой. На сегодняшний день мода диктует человеку быть индивидуальным, но, индивидуальность, согласно этой позиции, заключается в обладании как можно большим количеством нестандартных вещей и увлечений.

На выходе мы получаем вполне определенную картину взаимодействия молодежи, символического потребления, самоактуалиции, культуры и моды. В попытках самоактуализации, молодежь, не имеющая должно опыта, а соответственно и инструментов для реализации себя, занимается поиском этих самых средств в максимально простой форме. Находясь в рамках культуры потребления и соответственно моды на него, молодежь избирает самый простой путь к самоактуализации – потребление тех или иных символов, присущих тем или иным предметов. Значимость предметов зарождается и регулируется уже в культуре, при помощи все тех же потребителей символов, подверженных влиянию моды. Предмет же потребления получает все нужные для решения вопроса самоактуализации свойства благодаря внутрикультурным ценностям.

Таким образом молодежь, выбирающая путь самоактуализации по средствам символического потребления, конечно добиваются своей цели, однако их «актуальность» является мнимой и зыбкой. Молодежь же избравшая более тернистый путь помимо самоактуализации получает немаловажный опыт и навыки, которые позволят им достигать и больших высот. Однако состояние сегодняшнего общества лишь упрочивает потребительскую культуру, от чего путь настоящего личностного роста и саморазвития становится все менее интересен молодежи.


Библиографический список
  1. Бауман З. Идентичность в глобализирующемся мире // Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. С. 234.
  2. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион, 2004. С. 13
  3. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. С. 118.
  4. Воронина Н.И. Города и люди: культурная идентичность. С. 61.
  5. Воронина Н.И. Города и люди: культурная идентичность. Саранск: Красный Октябрь, 2008. С. 59.
  6. Голофаст В.Б. Люди и вещи // Социол. журн. 2000. № 5. С. 58—65.
  7. Дайксель А., Брандмейер К., Глитерлинк Э.М. Товарный знак в Европе и России. Вопросы теории и истории. СПб.: Славия, 2002. С. 8.
  8. Кунде Й. Уникальность теперь… или никогда. Бренд — движущая сила компании в новой экономике ценностей. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. С. 20.
  9. Родькин П.Е. Визуальная политика. Фирменный стиль России. М.: Совпадение, 2007. С. 19.
  10. Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М.: Вагриус, 1999. С. 23.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Петелько Дмитрий Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация