УДК 342.951

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН К ВЫПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО РАССМОТРЕНИЮ ХОДАТАЙСТВ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ СДЕЛОК И (ИЛИ) УСТАНОВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА ИЛИ ГРУППЫ ЛИЦ НАД ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, ИМЕЮЩИМИ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ СТРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Соболева Виктория Андреевна1, Ясунос Елизавета Александровна1
1Смоленский государственный университет, студентка 2 курса факультета экономики и управления

Аннотация
Данная статья посвящена возможному варианту использования технологии блокчейн в деятельности ФАС России по рассмотрению ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Проанализировав возможный вариант применения технологии блокчейн, мы выявили как достоинства, так и недостатки такого применения, которые и изложены в нашей работе.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соболева В.А., Ясунос Е.А. Использование технологии блокчейн к выполнению Федеральной антимонопольной службой России функции государственного управления по рассмотрению ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/06/86701 (дата обращения: 07.06.2018).

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представляет собой один из федеральных органов исполнительной власти. Его главная задача – следить за тем, чтобы в стране надлежащим образом исполнялось антимонопольное законодательство. Такие законодательные нормы ограничивают свободу предпринимательской деятельности в том, что касается раздела рынков и механизмов поддержания цен, защищая тем самым интересы потребителей.

Другие направления деятельности антимонопольной службы – контроль соблюдения законов, касающихся рекламы, осуществления иностранных инвестиций в тех областях, которые имеют ключевое значение для обороноспособности страны, контроль закупки товаров и услуг для муниципальных нужд.

Федеральная антимонопольная служба имеет несколько десятков различных функций. Одной из них является функция государственного управления по рассмотрению ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В законодательстве РФ под хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства понимается хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а именно: выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические или геофизические процессы и явления, размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, предоставление услуг в области шифрования информации, производство вооружения и военной техники и т. д [2].

Под контролем иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение понимается возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение [2].

Таким образом, ФАС России контролирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) в форме приобретения указанными лицами в собственность, владение или пользование имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в том числе на фондовых биржах, или действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами [2].

Главным документом, контролирующим исполнение этой функции,  является Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утвержденный Приказом ФАС от 18 августа 2011 года № 597.

Административный регламент закрепляет следующий порядок реализации данной функции. Процедура начинается с приема и регистрации ходатайства о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В состав ходатайства должны входить документы, перечень которых  закреплен в пункте 2.6 Регламента.

Следующим этапом происходит назначение исполнителя.  Руководитель структурного подразделения ФАС в течение одного рабочего дня назначает ответственного исполнителя. Далее происходит проверка предоставленных документов на соответствие требованиям Регламента. К требованиям Регламента относят:

  • содержание в ходатайстве полного перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Государственная тайна, коммерческая тайна, служебная тайна или иная охраняемая законом тайна, содержащаяся в документах и материалах, не может служить основанием отказа в их предоставлении ФАС России;
  • ходатайство подается в ФАС России в двух экземплярах;
  • сведения и документы представляются на бумажном носителе, в прошитом виде и заверяются печатью лица, подающего ходатайство;
  • заявление, документы и материалы должны быть представлены на русском языке и т.д [1].

При несоответствии документов требованию Регламента отправляется запрос заявителю, если он предоставляет необходимые документы, то происходит дальнейшее рассмотрение ходатайства. Если заявитель не предоставляет необходимые документы, то ходатайство возвращается без рассмотрения. Также происходит проверка фактов отнесения хозяйственного общества к стратегически значимым. Если факт не подтверждается, то делается запрос хозяйственному обществу, которое предоставляет документы, необходимые для подтверждения факта стратегической значимости.

Далее ходатайство рассматривается по существу. При этом возможны три исхода:

  • возврат ходатайства в связи с тем, что сделка осуществляется в отношении хозяйственного общества, не являющегося стратегом;
  • возврат ходатайства в связи с отсутствием  права заявителя на совершение такой сделки;
  • рассмотрение ходатайства в соответствии с Регламентом ФАС России по рассмотрению ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

После рассмотрения ходатайства соответствующее решение направляется заявителю.

В Административном регламенте Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства обозначен обширный перечень документации, которую необходимо предоставить органам ФАС России для рассмотрения ходатайств [1]. Именно здесь встает вопрос об использовании технологии блокчейн.

Данную технологию можно внедрить для выполнения задачи по проверке наличия всей необходимой документации и регистрации заявления в органах ФАС России. При введении технологии блокчейн проверка документов соответствию формальным основаниям будет производиться автоматически. Схема работы блокчейна будет выглядеть следующим образом. Заявитель отправляет в ФАС заявление о рассмотрении ходатайства в электронном виде, к нему должны быть приложены все прописанные в Регламенте документы. Система сверяет перечень переданных заявителем документов с перечнем, закрепленном в Регламенте, и выносит решение. Если заявителем были предоставлены все документы, то заявление регистрируется системой автоматически и ответственное лицо начинает рассмотрение по существу. Если документов, переданных в ФАС не достаточно, то заявление не регистрируется и возвращается заявителю для того, чтобы он приложил необходимые документы.

Внедрение технологии блокчейн, несомненно, принесет немалую пользу.

Во-первых, блокчейн позволяет снизить расходы на ведение документооборота, путем сокращения штата сотрудников, ответственных за выполнение этой функции. В целом блокчейн-технологии позволят серьёзно оптимизировать издержки корпоративного и государственного управления и обмена информацией.

Во-вторых, это безопасность. Любую централизованную базу данных можно взломать. Технология блокчейн обеспечивает безопасность и сохранность данных, препятствием к фальсификации данных является мощный алгоритм шифрования с использованием хеш-функций. При изменении данных в одном блоке хеш-функция изменяется и по значению хеш-функции с легкостью можно будет найти блок, подвергнутый изменениям.

В-третьих, технология блокчейн обеспечивает взаимодействие без посредников. Это как уменьшает затраты на использование услуг посредников, так и исключает возможность подделки документов при посредничестве. Блокчейн позволяет напрямую обмениваться данными, подлинность которых проверяет каждый контрагент.

В-четвертых, это возможность создания приватной системы, которая полностью контролируется только ее организаторами и не доступна для других лиц. Например, ФАС России может стать таким организатором. Только определенный круг лиц сможет вносить сведения о новых ходатайствах и просматривать сведения о предшествующих. Приватная система в ФАС является огромным преимуществом, так как некоторые предоставляемые документы представляют собой государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, доступ к которой будет иметь только строго ограниченный круг лиц.

В-пятых, технология блокчейн сокращает время проведения сделки.  На проверку документов, предоставленных в ФАС России, ответственным за это лицом, без внедрения технологии блокчейн, уходит 14 дней. Внедрение данной технологии намного ускорит проверку документов и сократит затраченное время нескольких часов или минут.  Это позволит обрабатывать больше информации.

Но наряду со всеми достоинствами технологии блокчейн у нее существуют и недостатки.

Во-первых, это отсутствие необходимого правового обеспечения по созданию электронных документов и архивов. Необходима серьезная работа юристов для правового сопровождения технологии блокчейн.

Во-вторых, для использования технологии блокчейн необходимо иметь мощное и дорогостоящее техническое обеспечение, так как компьютеры, выполняя обработку информации, потребляют большое количество энергии.

Таким образом, внедрение технологии блокчейн в деятельность органов государственной власти, в том числе в Федеральную антимонопольную службу сложная, но перспективная задача. Необходима долгая и кропотливая работа специалистов для разработки безопасной и слаженной системы на базе технологии блокчейн, которую можно будет использовать в органах государственной власти.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // http://base.garant.ru/12160212/ (дата обращения 03.05.2018)
  2. Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утвержденный Приказом ФАС от 18 августа 2011 года № 597  // http://base.garant.ru/12192502/ (дата обращения 27.04.2018)
  3. «Блокчейн – что это понятным языком» // http://bestinvestpro.com/blokchejn-chto-eto-ponyatnym-yazykom/ (дата обращения 27.04.2018)
  4. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: Юстицинформ. 2007. – 416 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ясунос Елизавета Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация