УДК 342

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН К ВЫПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ ЛИБО ВХОДЯЩИМ В ГРУППУ ЛИЦ ЮРИДИЧЕСКИМ ИЛИ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ПРИНЯТЫХ НА СЕБЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 12 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29.04.2008 №57 –ФЗ «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА, ИМЕЮЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ СТРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

Бекасова Екатерина Николаевна1, Толкачева Юлия Михайловна1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный университет», студент 2 курса, специальность “Экономическая безопасность”, факультет “Экономики и управления”

Аннотация
В статье рассмотрено использование технологии блокчейн к выполнению Федеральной антимонопольной службой России функции государственного управления по осуществлению проверки выполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств. А именно применение технологии блокчейн при осуществлении документооборота. Ее преимущества и перспективы использования в данной сфере. Рассмотрены особенности смарт-контрактов и отмечены их преимущества.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бекасова Е.Н., Толкачева Ю.М. Использование технологии блокчейн к выполнению Федеральной антимонопольной службой России функции государственного управления по осуществлению проверки выполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.04.2008 №57 –ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/06/86692 (дата обращения: 07.06.2018).

В Российской федерации  принят Административный регламент ФАС по исполнению государственной функции по осуществлению проверки выполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”.

Данный регламент определяет сроки и последовательность действий ФАС, а также порядок ее взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами, иностранными инвесторами и иными лицами, при проведении проверки выполнения иностранным инвестором либо юридическим или физическим лицом, входящим в группу лиц с иностранным инвестором, обязательств, принятых на себя в соответствии с заключенным соглашением об обеспечении выполнения обязательств при осуществлении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение.[1, п. 1.2]

Сделки по приобретению голосующих акций в организациях, имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, нуждаются в предварительном согласовании. Это относится и к сделкам, которые влекут установление контроля иностранного инвестора или группы лиц, в которую он входит, над стратегическими хозяйственными обществами. ФАС России контролирует реализацию инвесторами принятых на себя обязательств. Служба проводит как плановые, так и внеплановые проверки.

ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства” регулирует отношения, которые  связанны с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в том числе на фондовых биржах, или действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

Документарные проверки проводятся сотрудником структурного подразделения ФАС России, ответственного за проведение контроля выполнения проверяемыми лицами обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 Закона N 57-ФЗ.

Документарная проверка осуществляется путем анализа правовых актов проверяемого лица, договоров, заключенных проверяемым лицом, финансовых, отчетных документов проверяемого лица, иных документов, необходимых для проведения проверки выполнения проверяемым лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 Закона N 57-ФЗ.[ 2 ]

ФАС уже реализует пилотный проект по обмену документами на основе блокчейн совместно со Сбербанком. Внедрение блокчейн-технологий позволит повысить эффективность и безопасность обмена документами.

В настоящее время уже рекомендовано госорганам и бизнес-организациям переходить на технологию блокчейн при осуществлении документооборота.

ФАС также активно сотрудничает с Госдумой, министерством финансов, ЦБ РФ и в рамках АНО «Цифровая экономика».

Председателем Правительства РФ были даны поручения профильным министерствам о возможности использования этой технологии на государственном уровне. Блокчейн обладает многими преимуществами, которые позволят в будущем существенно снизить бюрократизацию и повысить скорость доступа к достоверной информации. По своей сути технология никак не связана с юриспруденцией, но в процессе ее изучения специалисты пришли к выводу о серьезном потенциале ее внедрения в экономический сектор государства, а в дальнейшем и в другие отрасли.

Блокчейн (происходит от английского слова blockchain – “блочная цепь”)- это технология распределенных баз данных (реестров), которая  основана на постоянно продлеваемой цепочке записей. Она устойчива к фальсификации, пересмотру, краже и взлому информации.

Смысл технологии блокчейн сводится к созданию автономных и децентрализованных баз данных обо всех подтвержденных сделках, совершенных по отношению к различным активам. Также система обладает высокой степенью безопасности, связанной с использованием специальных алгоритмов со средствами криптографии. Кроме этого блокчейн устойчив к внешним манипуляциям со стороны третьих лиц.  И наконец, автоматизация и прозрачность системы позволяют без труда получить доступ к необходимой информации.

Суть дефиниции “блокчейн” или “технология блокчейн”, то есть установление ее объема и содержания с указанием на отличительные признаки, не определена. Г.Ф. Ручкина отмечает, что нормы законодательства формализуют определенную сферу экономических отношений, а также способны оказывать как позитивное, так и негативное влияние на уровень развития экономики государства. Необходимо определить содержание данного понятия, так как оно может послужить теоретической основой для дальнейшего формирования правового регулирования в сфере применения данной технологии на практике. [ 3, С. 27 – 42]

Создание системы публичных блокчейнов открыло возможность для появления новой технологии – «смарт-контракты» или умный контракт. Сам по себе смарт-контракт является децентрализованной системой, которая обеспечивает всем сторонам, участвующим в переговорах, безопасное проведение сделки, проверку и соблюдение всех условий, сводит на ноль возникновение конфликтных ситуаций, значительно экономит время, и избавляет от необходимости нанимать посредников. Выполнение умного контракта происходит на компьютере, а для описания контракта и его результата используется программирование и криптографические инструменты. Смарт-контракты представляют повышенный интерес со стороны банков и государственных структур, благодаря тому, что умные контракты значительно превосходят стандартные системы в скорости и безопасности.

Благодаря децентрализованной системе и криптографии, исключается возможность мошенничества. Программный код подтверждает совершение сделки и далее автоматически определяет, как поступить с указанным активом: послать участнику сделки, вернуть хозяину или что-то посложнее. Во время проведения сделки, в реестре находится копия этого контракта, что предоставляет достоверность и защищенность и не дает ни одной из сторон поменять уже оговоренные условия.

Свой путь умные контракты начали в далеком 1994, когда Ник Сабо определил смарт-контракт в качестве компьютерного протокола, который, используя математические алгоритмы, сам производит реализацию сделки и осуществляет полный контроль ее выполнения. Но тогда его идеи не нашли широкого распространения, так как осуществление смарт-контрактов было возможно лишь с помощью централизованного контроля. С созданием технологии блокчейн (цепочки блоков) в 2008 году удалось применить на практике идею смарт-контрактов. Первой, кто поддержал технологию умных контрактов, была система «Биткоин». Благодаря сети биткоина появилась уникальная возможность автоматической и моментальной передачи активов от одной стороны к другой. Во время проведения сделки, ноды (компьютер, подключенный к биткоин, узел сети) проверяли заданные условия сделки, и если все сходилось, то подтверждали легитимность сделки. Но система биткоин использовала эту технологию только в передаче денег.

Главное преимущество смарт-контрактов – это автоматическое обеспечение безопасности выполнения сделки, что исключает привлечение третьих лиц к сделке. Из чего следует, что смарт-контракт не только передает информацию, но и одновременно является гарантом выполнения условий сделки всеми сторонами – за несоблюдение условий сделки он может в автоматичном режиме наложить санкции на нарушителя.

Смарт-контракт состоит из основных объектов:

  1. подписанты – это все стороны договора, которые участвуют в подписании контракта;
  2. предмет договора – непосредственное  содержимое умного контракта, к этой части системы, программа имеет полный и свободный доступ без участия человека;
  3. условия – это обязательный математический алгоритм действий того, как обязаны выполняться пункты договора.

Ученые выделяют достаточно большой список преимуществ смарт- контрактов. Рассмотрим несколько из них.

•        Полная автономность: пользователь, который использует умный контракт может заключать сделки безопасно, тем самым избегая услуг таких посредников как: юристы, брокеры или другого гаранта.  Смарт-контракты, исключая посредника, защищают пользователя от их манипуляций, и все это благодаря тому, что исполнение контракта происходит автоматическим образом, а не одним или группой возможно пристрастных лиц.

•        Доверие: при использовании умного контракта данные и документы пользователя зашифрованы и хранятся в децентрализованном реестре. Исключается вариант кражи, а также потери документа третьими лицами.

•        Резервная копия: благодаря блокчейну, у всех участников сети (нодов) имеется зашифрованная копия данных пользователя, которые продублированы миллионы раз.

•        Безопасность: исключается возможность угрозы взлома и похищения активов пользователя.

•        Экономия ресурсов: исключается оплата определенных услуг, например, услуг нотариуса для заверения договора между сторонами. Поскольку пользователю для совершения сделки, используя смарт-контракт, не нужны посредники. Все происходит в автоматическом режиме, исключая бумажную рутинную работу и высвобождая как денежные, так и временные ресурсы.

•        Точность: стандартные системы используют ручной ввод и заполнение множества различных форм, отчетов, что, в свою очередь, ведет к ошибкам и торможению процесса. В смарт-контрактах, благодаря автоматизации, все происходит значительно быстрее и намного дешевле, и исключаются возможности ошибок.

На данный момент широко распространено использование смарт-контрактов в криптовалюте, для подтверждения транзакций между пользователями. Криптовалюта – это цифровая (виртуальная) валюта, использующая криптографические технологии для защиты транзакций.

Умные контракты находятся на совсем раннем этапе развития, они постоянно дорабатываются и совершенствуются и, на деле, пока не используют весь свой потенциал. Многие успешные корпорации и государства инвестируют большие объемы средств и человеческих ресурсов на создание устройств смарт-контрактов для того, чтобы в будущем они вошли во многие сферы жизни человечества.

Госсектор является сложным и механизмом, оставаясь при этом централизованной системой. От развитости этой системы зависит эффективность государственного управления как такового, равномерное покрытие государственными услугами потребностей населения и предпринимателей. Порою на сложностях во взаимодействии человека и госаппарата, его непрозрачности вырастают целые индустрии посредников (помощь в регистрации ООО, заполнение справок ГАИ и т.д.). Из того, что больше посредников следует, что дороже и сложнее услуга. Организационные структуры госаппарата часто фрагментированы и почти всегда разрозненны, что делает сложным обмен информацией между департаментами и ведомствами. Часто посредники в цепочке получения госуслуг невидимы получателю.

Многие страны проводят исследования и решают проблемы людей, привыкших к быстрым и удобным продуктам  — активно реформируют систему оказания государственных услуг. Некоторые мобилизуют разделенные IT департаменты в единые системы  («agencies»); другие начинают использовать альтернативные глубокие данные и «dark analytics» для быстрого анализа корреспонденции и запросов со стороны населения.

Технология блокчейна может помочь в борьбе с коррупцией. Ее уже начали использовать некоторые страны в тестовом режиме на государственном уровне.

В странах, где без особых сложностей могут  быть  измены публичные записи в государственном реестре, коррупция является острой проблемой. Технология блокчейн может стать решением этой серьезной проблемы. Она уже применяется в Грузии.

В ее блокчейн-системе хранится порядка 200 тысяч записей о правах на земельные участки, вдобавок с одной стороны она надежно защищена от несанкционированного доступа, а с другой — любой желающий может просмотреть интересующую его запись. Это первый случай использования децентрализованной сети на государственной службе.

Также правительства разных стран применяют технологии распределенного реестра в здравоохранении, в управлении земельной и другой собственностью, в документообороте.

В ближайшем будущем  ожидается, что блокчейн-технологии позволят серьёзно оптимизировать издержки как корпоративного, так  и государственного управления и обмена информацией. Экосистема блокчейна разрастается динамично и на данный момент  состоит из большого количества суперплатформ, сотен приложений и сервисов.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению проверки выполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”.
  2. Приказ ФАС России от 28.06.2012 N 436 “Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению проверки выполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства” (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26265).
  3. Ручкина Г.Ф. Экономическое право как инновационная технология российской правовой науки // Вопросы экономики и права. 2011. N 6. С. 27 – 42.
  4. Бабина К.И., Тарасенко Г.В. Проблемы правового регулирования криптовалюты в российском законодательстве // Право и экономика. 2018. N 1. С. 26 – 29.
  5. Банковское дело: Учебник для СПО / Под ред. Е.Ф. Жукова, Ю.А. Соколова. М.: Юрайт, 2017. Ч. 1. 312 с.
  6. Баракина Е.Ю. Понятие “технология блокчейн” и его применение в национальной платежной системе Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Банковское право. 2018. N 1. С. 53 – 58.
  7. Закиров Р.Ф. Использование современных IT-технологий как средство достижения основных задач судопроизводства // Вестник гражданского процесса. 2018. N 1. С. 211 – 219.
  8. Куракин А.В., Карпухин Д.В., Шилина А.Р. Проблемы правового регулирования использования криптовалюты в Российской Федерации // Современное право. 2018. N 1. С. 92 – 97.
  9. Ручкина Г.Ф. Банковская деятельность: переход на новую модель осуществления, или “Финтех” как новая реальность // Банковское право. 2017. N 4. С. 55 – 62.
  10. Савельев А.И. Некоторые правовые аспекты использования смарт-контрактов и блокчейн-технологий по российскому праву // Закон. 2017. N 5. С. 94 – 117.
  11. Савельев А.И. Некоторые правовые аспекты использования смарт-контрактов  и блокчейн технологий в российскому праву. //Закон. 2017. № 5. С. 94-117.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бекасова Екатерина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация