УДК 32

РОЛЬ ТЕЛЕСЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА РОССИИ

Нестерова Анна Юрьевна
Московский государственный университет М.В. Ломоносова
Факультет Мировой Политики, Магистерская программа "Международные связи с общественностью"

Аннотация
Россия является одним из ведущих игроков на мировой политической арене. Однако ее образ и репутация среди зарубежных граждан и международных организаций в настоящее время основаны больше на устоявшихся стереотипах и редко соответствует действительности. Мировая практика свидетельствует о том, что именно культура и средства массовой коммуникации способна стать ключевым фактором развития государств, городов и территорий. Поэтому, при планировании и производстве контента отечественных телеканалов России следует учитывать их транслируемость за рубеж, а значит материал должен быть тщательно подобран.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нестерова А.Ю. Роль телесериалов как средства массовой коммуникации в формировании имиджа России // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/05/86453 (дата обращения: 09.06.2018).

Россия является одним из ведущих игроков на мировой политической арене. Однако ее образ и репутация среди зарубежных граждан и международных организаций в настоящее время основаны больше на устоявшихся стереотипах и редко соответствует действительности. В Российской Федерации акцент во внешней политике до сих пор делают на использование инструментов жесткой силы, иногда исключая из внимания мягкую, которая является необходимым инструментом в ведении внешнеполитической деятельности любой крупной державы в 21 веке. В России на данный момент отсутствуют специальные государственные институты и организации, которые бы занимались как публичной дипломатией, так и созданием имиджа, бренда страны.

Актуальность данной темы обусловлена преображением  России на мировой арене, а также возрастающей ролью средств массовой коммуникации и необходимости использования имиджевого подхода в управлении страной.

Одним из направлений имиджеологии, достаточно новой научно-прикладной дисциплины, возникшей на стыке психологии, социологии, философии, культурологии и ряда других наук, является имиджеология территорий, в том числе и стран. В условиях дестабилизации экономической и геополитической ситуаций на международной арене – несмотря на активную и повсеместную глобализацию – возрастает необходимость в исследованиях, выявляющих и диагностирующих сильные и слабые стороны национального имиджа для его последующего модулирования в соответствии с целями, определяемыми руководством страны.

Среди подходов к исследованию имиджа страны в российской научной традиции выделяются культурологические исследования, в частности в контексте изучения кинофильмов. Однако в уже опубликованных работах на данную тему нередко наблюдается большая популярность понятие «образа», а не «имиджа». Это может быть связано как с тем, что слово «образ» в русском языке носит более культурологический, абстрактный характер, нежели более утилитарно-практический «имидж», так и с тем, что методы и материалы культурологического исследования страны имеют больше общего с политической философией, нежели с практическим политическим исследованием.

Если же подходить к такому, казалось бы, культурологическому материалу, как художественные фильмы и сериалы (в последнее время все чаще конкурирующие с полнометражными работами по качеству, производственным бюджетам и целевой аудитории) как к средству формирования образа страны телеканалами, вещающими на русском языке за рубежом, то можно выявить черты современной России и типажи ее жителей. При допущении, что телевидение сегодня носит абсолютно управляемый характер, политическое значение этих результатов будет иметь двойную ценность. С одной стороны, станут заметны предпочтения каналов в выборе материалов для международных трансляций, а значит – речь будет идти о преднамеренно создаваемом имидже. С другой стороны, поскольку эфирную сетку каналов определяют в первую очередь рейтинги, то получится выявить наиболее востребованные имиджи России и современного россиянина среди русскоговорящих телезрителей зарубежья.

Телевидение является на сегодняшний день самым мощным из всех СМИ каналом политической коммуникации, а также важнейшим фактором, влияющим на общественное сознание. Особенно- в странах постсоветского пространства, имеющих массового русскоязычного зрителя и прямой доступ к российскому телевидению.

Можно утверждать, что основная роль отечественного телевидения в настоящее время не столько информационная, сколько идеологическая. Не случайно поэтому прессу и телевидение так часто упрекают в манипулировании общественным сознанием и, общественным мнением как внешним выражением сознания.

Говоря о телевидении как средстве массовой коммуникации, стоит уделить особое внимание такому телевизионному жанру, как сериалы. Создатели сериалов используют массу коммуникативных приёмов и методик для передачи заложенных смыслов. Сейчас данный вид телепродукции очень востребован аудиторией из самых различных слоев населения – это даёт повод предположить, что сериалы уже стали в определенной мере предметом для национальной или другой идентификации личности, частью культурного кода. Сериал как коммуникация – это влияние на массовую аудиторию с помощью любимых героев и похожих жизненных ситуаций на экране. Сериалы удобны тем, что в отличие от различных идеологических передач действуют мягко- это не прямое идеологическое воздействие: имидж Российского общества формируется через историю героев, жизненные драмы и через ценности и идеалы героя и общества. Серийный жанр позволяет показать, что  можно продемонстрировать большой срез жизни как по охвату персонажей, так и по времени развития страны (может охватывать несколько поколений), дает возможность показать трансформацию  ценностей общества и героев. Телесериалы  обеспечивают не разовое воздействие, а через долговременное вовлечение зрителя ненавязчиво способствуют формированию имиджа российского общества у зарубежного зрителя.

Психологи и психоаналитики, объясняют необыкновенную популярность сериалов тем, что на нынешнем этапе развития, массовая аудитория приспосабливается к движению в будущее. Момент жизни «сейчас» волнует аудиторию больше, чем меланхолия о прошлом.

Современный внешнеполитический имидж Российской Федерации характеризуется как сугубо негативный. Несмотря на то, что в начале 1990-х гг. ХХ в. Россия как правопреемница СССР перешла на путь демократического развития с активным развитием рыночных отношений, инерция ее восприятии в качестве вероятного врага не только остается, но и усиливается из-за стратегии страны, направленной на проведение независимой внешнеполитической доктрины. Множество стереотипов, основанных на отождествлении СССР и Российской Федерации, влияют на имидж государства.

Мировая практика свидетельствует о том, что именно культура и средства массовой коммуникации способна стать ключевым фактором развития государств, городов и территорий.

Поэтому, при планировании и производстве контента отечественных телеканалов России следует учитывать их транслируемость за рубеж, а значит материал должен быть тщательно подобран в зависимости от того, какой имидж Россия хочет сформировать и у граждан стран- партнеров.

Поделиться в соц. сетях

0


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Нестерова Анна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация