ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ НА НАКОПЛЕНИЕ ВАГОНОВ ОТ КОЛИЧЕСТВА ПОСТУПАЮЩИХ ГРУПП ВАГОНОВ

Светашев Александр Александрович1, Пулатов Рустамбек Алишерович1
1Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта

Аннотация
В статье приведен анализ процесса накопления вагонов на состав поезда в сортировочном парке станции, показано влияние остатка вагонов после накопления состава на затрату вагоно-часов на накопление. Перечислены оперативные меры, способствующие сокращению затрат вагоно-часов на накопление вагонов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Светашев А.А., Пулатов Р.А. Исследование вопроса определения затрат на накопление вагонов от количества поступающих групп вагонов // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/03/86058 (дата обращения: 14.03.2024).

При накоплении составов до определенной величины может образоваться избыток вагонов, который в виде остатка переходит в накопление следующего состава: m0- средняя величина остатка (число вагонов). 
В частном случае остатка может не быть, тогда между накоплением смежных составов образуется перерыв, равный величине i. Это снижает затрату вагоно-часов накопления, так как уменьшается величина среднего остатка m0. Средний остаток можно интерпретировать как суммарный среднесуточный остаток вагонов, «размазанный» равномерно по всему периоду суток, то есть он простаивает 24 часа в сутки. Его величину можно определить по статистическим данным:

, ваг.,

где  – среднесуточная затрата вагоно-часов накопления всех остатков, ваг.ч.
Среднюю величину замыкающей группы можно разбить на две части: среднюю величину поступающей группы и среднюю величину остатка (m3mгр m0). Часть замыкающей группы mгр не имеет простоя под накоплением, поскольку в момент её поступления на путь назначения накопление заканчивается и можно приступать к формированию состава. Другая часть замыкающей группы, m0 простаивает под накоплением следующего состава.
Введем коэффициент α, выражающий величину остатка через значения mгр, то есть m= αmгр, где . Учитывая, что в сутки накапливается Nф составов, суточную затрату вагоно-часов на накопление можно рассчитать по выражению:

где- сумма натуральных чисел от 1 до n-1. Подставляя в эту формулу значения  и  =, получим:

 (1)

Средняя величина поступающей группы mгр  с учетом повышенного значения замыкающей группы на среднюю величину остатка будет . Подставляя это значение в формулу (1), получим:
. (2)
Таким образом, величину среднесуточных затрат вагоно-часов на накопление для каждого назначения плана формирования можно определить по данной формуле в зависимости от значений m, n, α. При этом параметр накопления () получит выражение:
 (3)
Из этой формулы следует, что параметр накопления для отдельного назначения зависит только от двух факторов: среднего числа групп вагонов, участвующих в накоплении одного состава данного назначения  и отношения средней величины остатка к средней величине группы вагонов: , то есть . На рис.1 приведен график этой функции при различных значения α, который может служить номограммой для определения параметра накопления. Промежуточные значения параметра c, попадающие, между кривыми определяются посредством интерполяции.
Обращает на себя внимание график зависимости при α = 1. В этом случае параметр накопления равен постоянной величине c=12 независимо от значения n. Исследованиями статистических данных установлено, что в большинстве случаев средняя величина остатка в той или иной степени тяготеет к средней величине группы вагонов, то есть значения α приближается к 1. Поэтому при расчете плана формирования в качестве общего параметра накопления для всех назначений станции целесообразно использовать c=12. График показывает, что с увеличением числа групп в составе n параметр накопления c при α < 1 (m0 mгр) – увеличивается, а при α > 1 (mmгр – уменьшается.
Строгое равенство α = 0 (m0=0) практически невозможно, так как невозможно обеспечить стопроцентное безостаточное накопление в течение какого–либо периода в несколько суток и более. Линия α = 0 на графике показывает теоритическую границу зоны значения α. Задача оперативного управления поездообразованием сводится к минимизации среднего остатка за счет увеличения случаев безостаточного накопления, увеличению продолжительности перерывов в накоплении и уменьшению конкретных значений остатка вагонов. 
Как правило, процесс накопления является трудно управляемым, то есть на него в целом невозможно повлиять с целью ускорения накопления и сокращения простоя вагонов на станции. Это обусловлено тем, что сортировочные станции работают по принципу конвейера, когда всякая задержка может привести к сбою в работе. Поэтому маневровый диспетчер должен заблаговременно знать о подходе замыкающих групп и рационально планировать работу маневровых локомотивов по расформированию и формированию поездов [4, 5].
Тем не менее непрерывно меняющаяся эксплуатационная обстановка может в отдельных случаях складываться благоприятно доля сокращения простоя вагонов под накоплением, что несомненно приводит к росту эффективности использования подвижного состава и роста экономических показателей работы железнодорожного транспорта [2]. На практике сложились оперативные приемы управления эксплуатационной работой, способствующие этому сокращению. В основном они заключаются в следующем:
1. Ускоренный подвод к техническим станциям поездов, имеющих в своем составе замыкающие группы вагонов. 
2. С целью обеспечения безостаточного накопления составов, включение в состав формируемого поезда всех накопленных вагонов сверх нормы состава. Для этого маневровый диспетчер должен согласовать с диспетчерским аппаратом возможность пропуска такого поезда по соответствующим участкам. 
3. Регулирование поступления групп местных вагонов на техническую станцию таким образом, чтобы крупные группы вагонов подводились на конкретную нитку графика в конце периода накопления. 
4. При планировании составообразования время отправления формируемых поездов выбирается таким образом, чтобы в процессе накопления простой крупных групп вагонов был как можно меньше, за счет увеличения простоя мелких групп. При этом следует планировать работу так, чтобы перерывы при безостаточном накоплении были как можно дольше [1, 3].
В результате применения подобных мер достигается снижение затрат вагоно-часов на накопление вагонов, а значит и сокращение простоя вагонов на станции. При систематическом их применении уменьшается параметр накопления.
Приведенные статистические данные установили, что средняя величина остатка в той или иной степени стремится к средней величине группы вагонов, α приближается к 1. Поэтому при расчете плана формирования в качестве общего параметра накопления для всех назначений станций целесообразно использовать = 12


Рис.1. График зависимости параметра накопления от числа поступающих групп в период накопления состава при разных значениях 


Библиографический список
  1. Кудрявцев В.А., Светашев А.А. Структура составообразования на сортировочной станции и затрата вагоно-часов на накопление составов // В сборнике: транспорт России: проблемы и перспективы 2013 Материалы международной научно-практической конференции. 2013. С. 121-123.
  2. Гуламов А.А., Мерганов А.М., Рахматов З.Н. Тариф как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики //Міжнародний науковий журнал Інтернаука. 2017. № 5. С. 115-119.
  3. Панков А.Н., Кудрявцев В.А., Кукушкина Я.В., Светашев А.А. О составообразовании на сортировочных станциях // Железнодорожный транспорт. 2016. № 3. С. 45-50.
  4. Шапкин И.Н., Обухов А.Д. Онтологическая модель нештатаных ситуаций на сортировочной станции // Транспорт: наука, техника, управление. 2018. № 2. С. 19-23.
  5. Обухов А.Д. Совершенствование технологии работы сортировочных станций в современных условиях на основе факторного анализа // Бюллетень транспортной информации. 2015. № 1 (235). С. 28-33.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мерганов Аваз Мирсултанович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация