УДК 347.77

КОУЧИНГ, ЕГО ЗАРОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ

Костенкова Ольга Михайловна
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
магистрант 2 года обучения, Бизнес-информатика

Аннотация
В данной статье рассматривается сущность понятия коучинг, когда появился этот термин, дано несколько определений. Описаны виды коучинга, приведены примеры. Произведен анализ коучинга в России, выявлено некоторое количество проблем, предложены пути решения.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Костенкова О.М. Коучинг, его зарождение, развитие и внедрение // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/02/85953 (дата обращения: 07.06.2018).

Для развития менеджмента в России будет крайне полезно внедрение такого понятия как коучинг. Понятие становится популярным не только за рубежом, но и в России, хотя и не так давно появилось в нашей стране. Зачем он нужен? В первую очередь коучинг нужен тем, кто хочет реализовать себя, раскрыть свои возможности и достичь большей эффективности в бизнесе.

Данный термин был введен в бизнес-менеджмент в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором, и дословно на русский язык его можно перевести как “наставлять, подготавливать, тренировать”. Но на самом деле это понятие включает в себя нечто большее и существенное.  Вообще нельзя сказать, что оно касается лишь исключительно менеджмента, нет. Коучинг возник на соединении философии, жизненного опыта, психологии и логики.

Есть несколько определений слова «коучинг». Классическое определение коучинга – это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни. [1]. Так же еще одно известное определение термину дал Тимоти Голви: «Это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение» [2]

Клиенты на сеансах коучинга получают новые знания, тем самым повышают качество своей работы. Клиент сам решает – о чем он хочет говорить. Одним из главных умений коуча должно быть умение слушать. Коуч внимательно слушает, задает наводящие вопросы и скорее больше направляет клиента, чем советует. Коучинг больше направлен на то, чтобы клиент самосовершенствовался при общении с коучем, сам осознал то количество возможностей, что могут перед ним открыться, провел анализ своих действий, перспектив и преград.

Наиболее общие этапы коучинга выглядят так:

  1. Постановка задачи; согласование главной цели. Вопрос «Чего ты хочешь?»;
  2. Анализ текущей ситуации, куда входит выяснение ситуации в восприятии клиента. Вопрос «Что происходит?»;
  3. Составление плана действий и сроков реализации плана; разработка идей и возможных действий клиента; наличие вспомогательных ресурсов. Вопрос «Что нужно сделать?»;
  4. Контроль и поддержка в процессе реализации плана. Вопрос «Что ты будешь делать?»:
    4.1.  Определение контрольных точек и инструментов контроля;
    4.2.  Контроль на всех этапах;
    4.3.  Наличие обратной связи на всех этапах и по результатам контроля [3]

Существует достаточно много видов коучинга, среди них можно выделить life-коучинг, бизнес-коучинг и карьерный коучинг.

Life-коучинг – это индивидуальный коучинг, направленный на решение вопросов связанных с личной жизнью человека, заключается в индивидуальной работе с человеком и ориентации его на улучшение жизни во всех сферах [4]. Практически всегда коуч начинает с вопросов: «Ты хотел именно такую  жизнь?», «А что бы ты хотел?», «Давай порассуждаем, как можно придти к желаемому?», «Ты осознаешь – чего хочешь?», «Уверен в том, что именно это тебе действительно нужно для развития?» и т.д.

Бизнес-коучинг – система профессиональных взаимоотношений между специалистом по развитию и росту бизнеса, а также повышение мотивации и клиентом, выражающаяся в поддержке и сопровождении человека до получения им необходимого результата в соответствии с его потребностями. [5]  Бизнес-коучинг очень полезен руководителю любого уровня, поскольку уметь делегировать полномочия и передавать ответственность своим сотрудникам требует умения и мастерства. Обучение руководителей применять на своем рабочем месте навыкам коучинга – это тоже сфера бизнес-коучинга. По сути, руководители и топ-менеджеры, работая с коучем, решают параллельно свои личные задачи и профессиональной реализации и роста, а также способствуют развитию своего предприятия и бизнеса в целом. Бизнес-коучинг на уровне команд и компании в целом направлен на то, чтобы компания легко адаптировалась и развивалась в стремительно изменяющихся внешних условиях, и, как следствие, имела гораздо больше шансов к выживанию и процветанию.

Карьерный коучинг – это технология планирования карьеры и реализация карьерного потенциала человека при поддержке карьерного коуча. [6] Чем больше информации, опыта и знаний, влияния мы приобретаем, тем больше мы начинаем нуждаться в правильной расстановке приоритетов, проверке наших решений и создании карьерного плана. Карьера человека рассматривается как целенаправленное движение в  его собственном направлении самореализации и связано с  другими сферами его жизни. [7]

Стоит отдельно отметить, что в России и странах СНГ понятие коучинга возникло много позже, чем в Соединенных Штатах Америки и Европе. Первая обучающая программа возникла в 1998 году, но стали говорить о коучинге только в 2002 году после первой международной конференции, состоявшейся в Москве и Санкт-Петербурге. Однако тогда далеко не все понимание – что это такое, слишком много нерешенных вопросов оставила та конференция. Понятно, что и в данный момент вопросов так же много, но сейчас термин вошел куда более глубже в жизнь страны, чем тогда. Эксперты в данной области отмечают, что количество высококвалифицированных коучей в России на самом деле не столь малое, как многие могут представлять. Очевидно, что главным «поставщиком» коучей является Москва, следом идет Санкт-Петербург. Однако дело не стоит на месте, и в регионах так же появляются свои специалисты,  но их уровень все-таки несколько ниже, по крайней мере на данный момент. Пик развития коучинга как профессиональной услуги и технологии пришелся на 2006-2007 годы, когда была достаточно стабильная экономическая ситуация, многие компании для своего развития стали применять коучинг вместе с традиционными обучающими программами. Но случился финансовый кризис, пришлось сокращать затраты на обучение и повышение квалификации персонала. [8]

Россия сейчас только повторяет путь, который уже прошли страны с развитой экономикой, поэтому российскому коучингу также предстоит пройти основные этапы развития:

  • Признание

Коучинг признан на всех уровнях менеджмента. Основная ориентация  на руководителей кадров среднего звена, высшего звена и топ-менеджеров

  • Распространение

Когда услуги коучинга станут широко востребованы, появятся частные школы. В Германии в настоящее время более трехсот образовательных центров коучинга – так велик спрос на специалистов. Обучение проводится преимущественно частными институтами. Однако в последнее время появились и первые государственные курсы коучинга, например, совершенно новый профессиональный мастер-курс «Консультирование в сфере труда: коучинг и надзор» в высшей школе во Франкфурте-на-Майне – University of Applied Sciences. Однако, почти нет центров образования в области коучинга, подобных недавно созданной E.C.C. European Coaching Company, которая за 18 месяцев готовит практиков бизнес-коучинга, причем при обучении учитывается также интеркультуральный аспект коучинга. [9]

  • Появление научных исследований, которые станут возможны благодаря многочисленным доказательствам эффективности коучинга
  • В последние лет пять произошел сильный сдвиг научных исследованиях касаемо коучинга, в том числе больше теорий и доказательств о его эффективности. Международный Эриксоновский Университет коучинга
  • Появление профессиональных объединений

Россия пока что только начала свой путь в практике и теории коучинга, находясь на данный момент на втором этапе – «распространение». Но уже сейчас можно сказать, что определились группы клиентов, которые заинтересованы в коучинге. Конечно, в первую очередь это те, кто контактируют с зарубежными коллегами. Далее, представители небольших отечественных компаний и крупных. Отмечено, что руководители заинтересованы в повышении эффективности деятельности менеджеров среднего и высшего звена. Эффективность работы большинства сотрудников не превышает (подчас и ниже) 45%, а материальное стимулирование не дает желаемого результата. В этом случае коучинг помогает обнаружить некие скрытые ресурсы сотрудников, раскрыть потенциал.

Но не будем форсировать события и говорить, что коучинг прочно и надежно вошел в российский бизнес. Тому есть несколько причин:

  • Коучинг – услуга дорогостоящая. Нынче ей пользуются в основном представители высшего менеджмента, т.к. компании предпочитают вкладывать средства в людей, на которых строится бизнес.
  • Большое количество недобросовестных коучей. В данный момент речь не только о мошенниках, но и попросту непрофессионалах.
  • Российский менталитет, в частности наша неготовность платить «за советы» и особенность управления персоналом. Коучинг работает не с отдельными и навыками человека, а в целом с его личностью: эмоции, идеологии, мотивация, жизненные ценности, опытом, страхами. А наш рынок предлагает, в основном, только корректировку профессиональных навыков, так называемых «курсов повышения квалификации», что, кстати, порой путают с коучингом.
  • Отсутствие четкого понимания самого термина «коучинг». Каждая категория людей имеют свое представления о коучинге. Например, управленцы считают, что это стиль управления. Представители консалтинга думают, что это эксперт. Есть и такие, которые вообще считают, что коучинг – отдельная дисциплина.  А пока у нас нет отдельного и конкретного понимания термина – будут проблемы. Соответственно, приходит понимание, что одно лишь внедрение определенного термина уже сыграет свою положительную роль в его становлении.
  • Огромная зависимость внедрения программ от государственного регулирования. Это значит, что все проекты должны получить поддержку со стороны государства.

Проанализировав все написанное, можно предложить несколько способов решения проблем:

  • Ввод системы сертификации коучей;
  • Ввод четкого и конкретного понимания термина  «коучинга» как определенной сферы деятельности. Это можно достичь, например, вводом специальных курсов для студентов высших учебных заведений, общественных групп и предпринимателей;
  • Работникам высшего звена на предприятиях раскрывать потенциал своих сотрудников, стараться развить их лидерские качества и обеспечить возможность повышения квалификации и уровня профессиональных знаний и умений;
  • Наличие государственной поддержки;
  • Развитие и популяризация коучинга в публичной сфере общества;

Коучинг – это интересно, полезно и действительно познавательно, однако далеко не так просто, как может казаться на первый взгляд. Тем более, что у нас нет четкого понимания этого термина, и придти к его осознанию на самом деле будет достаточно сложно. Однако, несмотря на это можно сказать, что за коучингом в России на самом деле большее будущее: коучинг прочно войдет в систему российского менеджмента и будет способствовать его эффективному развитию.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Коучинг [Электронный ресурс] URL: http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Kouching.php
  2. У. Тимоти Голви. Работа как внутренняя игра, – М: Альпина Бизнес Букс, 2005 – с.194
  3. Перспективы развития коучинга в России [Электронный ресурс] URL: http://www.viktorova-ts.ru/page79/page29/index.html (дата обращения 22.02.2018);
  4. Лайф-коучинг | Коучинг бизнесу [Электронный ресурс] URL: http://coachers.ru/life-coaching/ (дата обращения 22.02.2018);
  5. Бизнес-коучинг| Википедия – свободная библиотека [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/бизнес-коучинг (дата обращения 23.02.2018);
  6. Карьерный коучинг – технология планирования карьеры. Карьерный рост как результат карьерного коучинга [Электронный ресурс] URL: http://vprosvet.ru/karernyj-kouching/ (дата обращения 26.02.2018);
  7. Вопросы самореализации и карьерный коучинг [Электронный ресурс] URL: http://www.acprussia.ru/en/node/148 (дата обращения 27.02.2018);
  8. Коучинг в России [Электронный ресурс] URL: http://www.e-xecutive.ru/wiki/Коучинг_в_России (дата обращения 27.02.2018);
  9. Перспективы коучинга в России [Электронный ресурс] URL: http://planetahr.ru/publication/3030 (дата обращения 27.02.2018);
  10. Коучинг в Международном Эриксоновском Университете, Коучинг в Москве [Электронный ресурс] URL: http://erickson.ru/
  11. Центр управления финансами [Электронный ресурс] URL: http://center-yf.ru/ (дата обращения 27.02.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Костенкова Ольга Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация