УДК 101.8

ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ К.МАРКСА

Титова Александра Сергеевна
Поволжский государственный технологический университет
студент

Аннотация
Статья рассказывает о том, что такое марксизм. Повествование ведется от 3 лица. Аудитория: все заинтересованные этой проблемой.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Титова А.С. Понимание философии К.Маркса // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85686 (дата обращения: 25.09.2018).

Маркс считал, что культура является следствием политики и экономики, а рассматривал ее скорее с социальной стороны. Тип культуры соответствовал типу конкретной исторической формации, основанной на определенных общественных, экономических, политических или социальных отношениях. Причем культура, по мнению Маркса, развивалась по стадиям, т. е. закончилась, например, рабовладельческая стадия, и, соответственно, закончилось развитие культуры данного периода. Каждая новая стадия (или период) должна быть более прогрессивной с более высокими смысловыми и ценностными показателями.

Несмотря на такой формационный подход, марксова концепция культуры весьма логична и понятна. В центре ее – человек, который сам творит мир вокруг себя, используя имеющийся материальный базис. Через труд, который играет важную роль в жизни человека, люди преобразуют свои материальные условия жизни.

Культура помогает охватить все сферы общественной деятельности человека. В ее руках помимо творений искусства, музыки, философии, шедевров литературы, религиозных доктрин и политической практики, сосредоточены также те вещи, которые созданы людьми в процессе их быта, отношения, которые складываются в обществе, стили поведения и пр.
По мнению «марксистов», только в лоне культуры человек получает полное развитие и обретает себя как целостную личность. Это происходит, благодаря созданию многообразия предметов человеческго бытия. В процессе создания, или, как было сказано ранее, в процессе человекотворчества, которое опирается на взаимоотношения человека и природы, индивид рассчитывает на свои возможности и учится реально оценивать свои силы. Иными словами, производя мир культуры, предметный или духовный, человек производит себя самого, таким образом, он саморазвивается.

Марксистская концепция – это деятельная (трудовая) концепция культуры. Ее основной двигатель – труд, который становится источником производимых благ и богатства самой культуры. Концепция работает также благодаря двум сферам: материальной и духовной, с помощью которых культура реализуется.

Еще одно условие, на которое стоит обратить внимание – отношение Маркса и Энгельса к понятию «труд». Ранее мы выяснили, что труд является несущим звеном человеческой жизни. И, пожалуй, самое главное заключается в том, что в этой концепции и в марксизме вообще труд не воспринимается как только физическое действо. Наоборот, и Маркс, и Энгельс видят в этом понятии нечто гораздо большее. Имеется в виду умственная деятельность, идеи и новаторства, эстетика воспитания поколений, управление социумом. Все это тоже труд, требующий гораздо больше усилий, нежели напряжение мускул. Естественно, физический труд имеет свое место во всей философии марксизма, но с историческим развитием человечества он отходит на второй план, уступая место труду умственному.

Помимо пользования природой, животные также оказывают на нее влияние, через свою деятельность. Конечно, масштабы изменений гораздо меньшие, чем при вмешательстве человека. Марксисты считают, что животные тоже способны к созиданию, но человеческий труд очень сильно отличается от действий животного. Энгельс приводит в пример стадо коз, которое уничтожало растительность в определенной местности. Он указывает, что действия коз случайны, в то время как человек, если он уничтожает траву, действует планомерно, намеренно расчищая территорию для новых насаждений или посевов. Все действия человека осознано ведут к определенной цели, в то время как у животных (насекомых), например, у пчел, действия к созданию улья и меда заложены биологически, на уровне инстинктов. Человек же, помимо заложенных генетических факторов, имеет способность мыслить, что и приводит к способности проецировать мысли на конкретные предметы и, с помощью труда, создавать свой окружающий мир.
Исходя из того, что мы рассмотрели два разных вида труда, стоит вернуться к двум видам производства. Так как труд и производство тесно связаны друг с другом, а материальное и духовное производство не имеют прямой зависимости, то следует сделать вывод, что различия возникают из-за того вида производственного труда, который используется тем или иным производством. То есть, духовному производству соответствует умственный труд, материальному – физический. Марксисты даже указали общие элементы труда:

1.Сам труд.
2.Предмет труда
3.Средства труда.

Естественно, эти элементы будут различны для каждого способа производства. В духовной сфере предмет – это человек, его средства – другие люди, т. е. человек через плоды своей работы воздействует на других людей. В материальной же сфере предметом являются вещи, созданные человеком, а средства – это то, с помощью чего эти вещи создаются (техника).

При духовном производстве существует элемент творчества и новизны со стороны производителя, а со стороны потребителя – элемент сотворчества. При материальном производстве акцент ставится на репродуктивные элементы, т. е. производителю нужно воспроизвести некое однотипное количество товара для его успешной реализации потребителю. Здесь же можно сказать и о ценности товара. В духовной сфере самое главное – неповторимость продукта деятельности. Если отсутствует уникальность – это ведет к снижению потребительской стоимости. В материальном производстве такой фактор более второстепенен. На первый план же выходят создание необходимых средств для жизни человека.

Из вышеизложенного ясно, что духовное производство для Маркса и Энгельса имеет большое значение, несмотря на то, что ведущим они все-таки считают материальное производство. Все потому, что последнее является необходимостью. И тут приходит на ум экономическая сторона этого вопроса, а именно предметы роскоши и предметы первой необходимости.

Можно рассмотреть это на конкретном примере.
Итак, предметами роскоши являются те предметы, без которых человек сможет прожить. Они не связаны с основными потребностями. И, в широком смысле, духовное производство или лучше сказать высокое искусство можно отнести именно в эту группу. В то время как предметы первой необходимости, основные средства для жизни, это в большей степени продукты материального производства.

Конечно, существуют и в материальном производстве продукты, которые относятся к предметам роскоши. Но в нашем случае, если этот пример рассматривать по отношению к данной концепции, все становится на свои места. И, как было замечено в начале главы, культура вытекает из экономики.

Еще одна теория Маркса, которая помогает нам раскрыть понятие культуры, носит название «Трудовая теория стоимости». Поскольку у нас уже есть и потребители, и производители, и товар появляется новый, необходимый элемент в этой цепочке – стоимость. Вступает в силу закон спроса и предложения. Создается продукт, который направлен на удовлетворение потребностей человека и имеет свою цену. Чем более полезен продукт, тем, соответственно выше его стоимость. Это актуально для предметов материального производства. Предметы культуры тоже имеют свою цену, вот только они не обязательно должны быть полезны. Главная их ценность – объединение людей в процессе их деятельности.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Карл Маркс и современная философия. – М.: ИФРАН, 2012. - 105 c.
  2. Борисов, С. В. Наука глазами философов. Что было? Что есть? Что будет? Учебное пособие / С.В. Борисов. – М.: Флинта, Наука, 2015. – 368 c.
  3. Коваль, С.Н. Кэмпо. Мастер Дошин-Со. История, философия и техника / С.Н. Коваль, Ю.Е. Холин. – М.: Краснодар: Северный Кавказ, 2011. – 128 c.
  4. Островский, Э. В. Основы философских знаний / Э.В. Островский. – М.: Юнити, Культура и спорт, 2010. – 256 c.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Титова Александра Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация