ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В XX ВЕКЕ

Полиэктова Дарья Борисовна
Российский государственный социальный университет
магистр кафедры государственно-правовых дисциплин, факультет юриспруденции

Аннотация
В статье рассматриваются особенности исторического развития конституционно-правовой охраны материнства и детства в XX веке, а также раскрывает основное понятия конституционно-правовой защиты материнства и детства.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Полиэктова Д.Б. Особенности исторического развития конституционно-правовой охраны материнства и детства в XX веке // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85618 (дата обращения: 13.03.2024).

Охраной материнства и детства принято называть систему общественных и государственных мер, которые направлены на укрепление семьи, поощрение материнства, обеспечение здоровья ребенка и матери, а также создание благоприятных условий для воспитания детей, их нравственного, интеллектуального и физического развития.

Становление и развития системы охраны материнства и детства относится к развитию социалистического государство, а точнее после Октябрьской Революции. Именно в этот период, Коммунистическая партия начала вести активную деятельность, направленную на защиту жизни и здоровья детей в то сложное время. Особенностями становления охраны материнства и детства стало использование принципиально новых форм защиты, а именно открытие домов матери и ребенка, дома ребенка, детских садов, яслей, детских консультаций и молочной кухни.

Одним из первых законодательных актов, регулирующий охрану материнства и детства, ста Декрет 1919 г «Об учреждении Совета защиты детей», который устанавливал обеспечение детей всем необходимым для нормальной жизни, а именно медицинской помощью, едой, одеждой и помещением для проживания [2].

Следующим шагом в осуществления охраны материнства и детства являются мероприятия, направленные на объединение всех учреждений, которые заботятся о матери и ребенке в дородовой и послеродовой период, а также учреждений, которые занимаются уходом за детьми, в одну государственную организацию. Так, Указ Народного комиссариата от 31.01.1918 г., поручил Департаменту защиты матери и ребенка создать сеть учреждений, деятельность которых была бы направлена на воспитание здоровых и физически сильных граждан в Советской республике [3].

Следующим этапом в развитии системы охраны материнства и детства является издание указа «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» от 8 июля 1944 года. По возможности на освобожденных территориях восстанавливалась сеть учреждений по охране материнства и детства и уже к концу 1950 года их число превысило довоенный уровень[4].

Вопросы охраны материнства и детства продолжали оставаться и дальше в центре внимания, так к 1980 году в стране функционировало около 12 тыс. детских поликлиник, 10 тыс. женских консультаций, было развернуто около. 14 млн. мест в детских дошкольных учреждениях.

Зарождалось осуществление конституционных мер по защите материнства и детства, так в ст. 42 Конституции СССР, закреплялось положение, которое гарантировало права граждан на охрану здоровья, особая защита подрастающего поколения, а ст. 53 устанавливает, что государство осуществляет заботу о семье, с помощью учреждения и развития сетей детских учреждений, выплаты пособий на рождение ребенка, предоставление льгот и выплат многодетным семьям, и др. виды помощи семье» [5].

В последующем времени в СССР гарантировалось проведение социальных мероприятий по моральной, материальной и правовой поддержке материнства и детства, а также по охране труда работающих матерей. Был установлен перечень профессий, к которым не допускались женщины с целью сохранения их здоровья, также труд женщины на производстве допускался только с учетом физиологических особенностей женского организма.

Беременных женщин переводили на легкую работу с сохранением заработной платы, а также предоставляли отпуск по беременности и родам, которые оплачивались из средств социального страхования.  На время отпуска по беременности и родам за женщиной сохраняется место ее работы.

Начиная с 1 ноября 1981 г. в соответствии с социальной программой, утвержденной XXVI съездом КПСС, поэтапно, по районам страны, для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее 1 года, а также женщин, обучающихся с отрывом от производства, вводится частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, с оплатой отпуска в р-нах Дальнего Востока, Сибири и северных р-нах страны в размере 50 руб. в месяц, а в остальных р-нах — 35 руб. в месяц. Предусмотрено также право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и 2 лет, с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности [6].

Несмотря на сложное положение в стране, забота государства о защите института материнства и детства продолжает быть актуальной, продолжают издаваться законодательные акты, регулирующие данную отрасль, а также утвердилось положение в Конституции СССР, где в ст. 35 говорится, что в СССР мужчина и женщина имеют равные права и осуществление этих прав реализуется путем предоставления женщинам возможности получения образования и профессии, а также создание таких условий труда, при которых женщина могла бы совмещать труд с материнством. Также женщинам предоставляется моральная и материальная поддержка материнства и детства, правовую защиту, льготы и отпуска по беременности и родам, а также постепенное сокращение рабочего времени для женщин, воспитывающих малолетних детей [7]

Также законодательство запрещало использовать женский труд на вредных и тяжелых условиях труда, а также привлекать беременных к сверхурочной работе, в выходные дни и в ночное время. Устанавливаются пособии по беременности и родам, пособия на детей для малообеспеченных семей, многодетным семьям, одиноким матерям и семьям, имеющим детей-инвалидов. Молочная кухня реализовывалась путем выдачи бесплатной молочной смеси, детского питания и донорского молока многодетным и малообеспеченным семьям до двух лет. В свою очередь для больных детей до трех лет жизни, проходивших лечение в больнице, бесплатно выдавались медикаменты. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20 октября 1987 г. листок нетрудоспособности по уходу за ребенком выдается на срок до 14 дней.

Уже в конце 70-х и 80-х в СССР были введены следующие положения:

-          100% оплата отпуска по беременности и родам независимо от трудового стажа;

-          ежемесячные выплаты на детей в малообеспеченных семьях;

-          увеличение размеров единовременных пособий при рождение детей;

-          увеличение размером пособий для детей инвалидов;

-          введение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1 года;

-          снижение на 50% оплаты за содержание ребенка в дошкольном учреждении для семей, имеющих 4 детей и более;

-           освобождение от платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении семьи, в которых общий доход не превышает 60 руб. в месяц на человека, и др [8].

Еще одним важным нормативно-правовым актом является Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 июля 1987 г. «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который предусматривал положения, обеспечивающие улучшение профессиональной и лечебной помощи воспитанникам и выпускникам школ-интернатов и детских домов, а также выполнение оздоровительных и профилактических мероприятий за счет укомплектования данных специализированных учреждений врачами, медсестрами, проводящими регулярную диспансеризацию. В соответствии с постановлением были значительно увеличены нормы расходов на питание детей в указанных учреждениях.

Не только государственные органы занимались улучшением жизни работающих матерей, но профсоюзные органы и администрации предприятий вносили свой вклад в охрану материнства и детства. Так, были разработан рекомендации о принятии на работу беременной женщины по 60 отраслям народного хозяйства. Также по просьбе беременных и женщин, имеющих ребенка в возрасте до восьми лет, могли рассчитывать на установление неполной рабочей недели. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки [9].

Беременные женщины и дети находились под медицинским и диспансерным наблюдением, которые проводились в сроки, установленные врачами различных специальностей и позволяющие своевременно выявлять и предупреждать развитие патологий во время беременности, отклонения в состоянии здоровья, и в свою очередь проведение своевременных оздоровительных мероприятий и профилактических действий.

Интересным фактом является, то, что на 27 съезде КПСС было принято решение определить дальнейшие совершенствование и развитие системы охрана материнства и детства, что показывает нам глубокую заинтересованность в осуществлении защитных механизмов данного института. На данном съезде была принята программа «Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетки и на период до 2000 года», которая предусматривала улучшение материнства и детства, как приоритетное направление государства в системе здравоохранения. Положения данной программы предполагали полную перестройку родильных домов, поликлиник для женщин и детей, детских стационаров, повышения профилактической деятельности, а также усиления пропаганды здорового образа жизни [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие конституционно-правовой защиты материнства и детства происходило постепенно, в зависимости от положения в стране. Подмечается тенденция, что именно после революции, государство берет на себя функцию охраны материнства и детства, что в последующем закрепилось в Конституции и послужило дальнейшему развитию конституционно-правовой защиты материнства и детства.


Библиографический список
  1. Коротун А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 10. – С. 197 – 204.
  2. Постановление СНК РСФСР от 4.01.1919 Об учреждении Совета защиты детей
  3. Дети ГУЛАГа. 1918—1956 / составители: Виленский С. С., Кокурин А. И., Атмашкина Г. В., Новиченко Ю. И. — М.: МФД, 2002. — С. 27—28 — (Россия. XX век. Документы)
  4. Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной полити­ки. М., 1993
  5. Конституция СССР (1936)/Редакция 4.04.1940
  6. Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2015. № 1
  7. Нагаев В.В. Охрана прав материнства и детства: социально-правовые комментарии. – М.: ЮРКНИГА, 2016. – 368 с.
  8. Платонова А.П. Детство и его социальная защита в условиях реформирования Российского общества: дис… канд. социол. наук: 22.00.05. – М., 2015
  9. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик // Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4081.htm (дата обращения: 01.01.2018)
  10.  Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года (утв. Постановлением ЦК КПСС, СОВМИНА СССР от 19.11.1987 n 1318


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Аболмасова Алина Эдуардова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация