УДК 33

ТРУДОВОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Иващенко Михаил Александрович1, Реутов Николай Николаевич2
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, магистрант 2 курса кафедры управления персоналом
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, доцент кафедры управления персоналом

Аннотация
Статья посвящена трудовому и интеллектуальному капиталу в сфере управления персоналом. В статье рассматриваются основные понятия трудового и интеллектуального капитала, их структура, функции, основные ресурсы, источники и формы.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Иващенко М.А., Реутов Н.Н. Трудовой и интеллектуальный капитал как разновидность человеческого капитала // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85555 (дата обращения: 25.09.2018).

Особую роль в инновационном процессе играют креативные человеческие способности. Эти способности включают в себя: смекалку, интеллект, креативность и умение находить оптимальные решения актуальных проблем [3].

Для решения научных, экономических, технических и социальных проблем необходимы обширные знания и налаженная система информации. Человеческие способности являются основополагающим капиталом любого предприятия, фирмы или организации. Начальная роль человеческого капитала проявляется в творческой деятельности [4].

Понятие человеческий капитал широко обсуждается в учебной, научной и прикладной литературе. Человеческий капитал, как экономическая категория является одним из общих экономических ключевых понятий, которые позволяют не только описывать, но и объяснять многие экономические процессы, которые проявляются через интересы и действия людей [1].

Таким образом, человеческий капитал выступает сложным и многозначным явлением.Свое внимание исследователи акцентируют на различных его аспектах,что и обусловливает разницу подходов сущности и содержания данного определения.

Трудовой капитал. Если труд сложный, то и требования выше к знаниям, опыту, ответственности и квалификации работника. По разрядам квалификации работники осуществляют оценку трудового потенциала. В момент проведения производственной аттестации учитывается не только опыт, стаж, сложность и качество работ выполняемых работником, но и сама ответственность, как за оборудование, так и за других работников.

Так, академик по своим расчетам С. Г. Струмилин считает, что квалифицированный труд производительнее раза в 2-3, а соответственно и оплачивается по тарифной сетке в 2-3 раза выше, чем простой труд. Тарифные сетки бывают шестиразрядные, восьмиразрядные и двенадцатиразрядные.

Трудовой капитал выражается в труде квалифицированных специалистов и поэтому их доля зависит от той технологии, которая широко применяется или используется на предприятии. Соответственно, чем больше доля технологий, тем выше требования к трудовому капиталу.

Неотделимой частью трудового капитала является квалификация, которая представляет собой вид и степень профессиональной пригодности работника.Для повышения и поддержания квалификации необходимо инвестирование, которое принесет пользу не только работникам, но и предприятию в целом.Переход на новые технологии или их улучшение требует определенных инвестиций, направленных на повышение или переквалификацию. Об этом свидетельствуют не один опыт, например, в США на повышение квалификации персонала фирмы инвестируют более 30 миллиардов долларов в год. Одна лишь фирма «General Electric» каждый год инвестирует в трудовой капитал более чем 100 миллионов долларов.

В России предприятия часто экономят на расходах персонала. Именно поэтому многие предприятия ликвидировали различные центры производственного обучения и профессиональные технические училища (ПТУ) ограничившись обучением на рабочем месте. В итоге узконаправленная специализация из-за отсутствия должной квалификации способствует увеличению брака, износу оборудования, аварий, простоев и расходов на ремонт.

По мнению экспертов в области экономики ситуация, связанная с трудовыми ресурсами не может быть однозначной. Основываясь на двух этапах, эксперты сделали определенный прогноз. Эти данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Трудовые ресурсы на перспективу.

Доля населения %

2000 год

2001 год

2005 год

2010 год

2015 год

2020 год

2025 год

Трудоспособного возраста 60,1 60,7 63,2 61,7 59,9 57,9 57,2
Старше трудоспособного возраста 20,6 20,7 20,7 22,4 24,8 26,3 27,2
Моложе трудоспособного возраста 19,3 18,6 16,1 15,9 15,3 15,8 15,6
Доля населения %

2000 год

2001 год

2005 год

2010 год

2015 год

2020 год

2025 год

Численность занятых в экономике, млн. человек 64,4 64,7 67,0 69,2 65,1–65,6 61,3–61,8 58,2–59,2
Численность трудоспособного населения, млн.человек 87,3 87,4 89,1 85,3–86,5 80,2–81,1 75,7–75,3 72,2–73,1

В таблице №1 видно, что нестабильный характер имеет динамика демографической нагрузки, которая оказывают непосредственное влияние на трудоспособное население,  т. е. за счет пожилых рост нагрузки будет нейтрализован благодаря сокращению численности детей, что свидетельствует о существенном старении населения, возникновение дополнительных социальных проблем [7].

Данные Минтруда показывают тот факт, что уровень занятости в России по сравнению со странами с переходной экономикой является избыточным, но при этом отражает низкую производительность труда. В России показатель категории высококвалифицированных специалистов составляет – 5%, в США он равен – 43% и в ФРГ – 56%.

Видно, что в одних секторах заметно выделяется избыток занятости, а в других наблюдается присутствие свободных рабочих мест. Причиной неравномерного распределения рабочей силы в том, что система подготовки учебных заведениях и училищах не отвечает экономическим требованиям. Еще одной причиной является дифференциация оплаты труда, которая ведет к прямому оттоку кадров из низкооплачиваемых экономических секторов. Если не будут создаваться системы по подготовке или переподготовке кадров, которые будут отвечать экономическим потребностям, то это может привести к длительной безработице в стране.

Трудовой капитал – это приобретенный или накопленный опыт, практических навыков, умений и образования в течение жизненного периода в той или иной сфере деятельности. Последнее играет особо важную роль в воспроизводстве квалифицированных специалистов (работников). В настоящее время, люди с высоким уровнем образованности могут получить высокооплачиваемую работу. Эта тенденция наблюдается во всех странах. В современном мире выгодно не только получать образование, но и вкладывать в него деньги, поскольку образование отражается не только на производительности труда, но и оказывает огромное влияние на производство в целом.

Сегодня в современном обществе образованию уделяется особое внимание. Следует учитывать то, что средства, которые вкладываются в образование рабочей силы намного эффективнее тех вложений, которые направлены на любой другой фактор производства. Например, рост образованности наци в США обеспечивает 15% прироста национального дохода. Учитывая тот факт, что расходы на образование составляют 6-7% от ВВП, являются высокоэффективными [9].

В России заметно наблюдается кризис системы среднего общего и профессионально образования, это связано с затянувшимся кризисом в целом. Для государства в качестве инвестиций в трудовой капитал должно оставаться увеличение финансирования. Приоритетной задачей государства является увеличение финансирования образования.

Интеллектуальный капитал. Выявить сущность и содержание интеллектуального капитала будет более детально, если его рассмотреть как высшую форму человеческого капитала. Интеллектуальный капитал, как один из разновидностей человеческого капитала, приобрел свою важность относительно не так давно.

Интеллектуальный капитал выражается в запасе определенных знаний, опыте решения проблем, креативных способностей, культуре и мотивации умственного труда, что и способствует повышению доходов отдельного человека, организации или общества в целом. В современном обществе тот, кто владеет информацией и определенными знаниями в той или иной сфере имеет высокую позицию и роль в жизни общества.

Все большее распространение интеллектуальный капитал получает благодаря инвестициям, которые способствуют высокому росту эффективности. От интеллектуальной собственности высокую доходность имеют ученые и высококвалифицированные научные работники. В настоящее время эта сфера является актуальной отраслью с высоким доходом в экономической области, которая развивается весьма быстрыми темпами.

Понятие интеллектуальный капитал также связано с понятием интеллектуальная собственность и являются неразделимыми, идентифицирующими компонентами в новой экономике. Как определение интеллектуальный капитал имеет достаточно общий характер и подразумевает необходимые знания работников компании, которая и способствует обеспечению её конкурентоспособности. По мнению Леонтьева Б. Б. интеллектуальный капитал – это система капитальных устойчивых интеллектуальных знаний и преимуществ данной компании или фирмы на рынке [8]. Так, Иноземцев В. Л. отмечает, что знания и информация, как специфические по своим формам и природе участия в производственном процессе факторы принимают облик интеллектуального капитала в рамках фирм [6].

Источником накопления и образования интеллектуального капитала представлены на рисунке 1.

 

Основные источники интеллектуального капитала

Научные исследования

Технологические разработки

Организационно-экономические разработки

Личная инновационная деятельность

Статьи,монографии, проекты,

доклады, варианты решений, базы данных.

Патенты,проекты, лицензии,

модели,

ноу-хау, программы.

Методики, инструкции, стандарты, сценарии, программы, бизнес–планы.

Интеллектуальная собственность,  специальные знания, авторские права, специальные знания, творческая активность.

Индивидуальный интеллектуальный капитал

Интеллектуальный капитал

 

Рис. 1 Источники и формы интеллектуального капитала

Основной функцией интеллектуального капитала является получение преимуществ над конкурентами, например в технологической или организационной сфере. Развитие интеллектуального капитала основывается на взаимодействии трех капиталов. К ним относится:

  • Человеческий;
  • Структурный;
  • Потребительский.

Интеллектуальный капитал специалиста (работника) фирмы можно разделить на две основных части:

Интеллектуальная собственность или авторские права;

Воплощенные и используемые профессиональные знания человека в бизнесе.

Структура знаний и интеллектуальной собственности специалиста представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура знаний и интеллектуальной собственности специалиста

Интеллектуальная собственность Профессиональные знания
Авторские права

Патенты

Права на дизайн

Программное обеспечение Производственные секреты

Ноу-хау

Знаки обслуживания

Товарные знаки

Образование

Опыт интеллектуальной деятельности Инновационная активность

Профессиональная квалификация

Область, сфера, раздел, сегменты и элементы профессиональных знаний

На предприятиях проводится инновационная деятельность, а также научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), что и способствует накоплению интеллектуальной собственности. В частности, интеллектуальный капитал на предприятии зачастую может определить или выявить качество самой системы его управления. Интеллектуальный капитал позволяет задавать характер и темп обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке [2].

Интеллектуальный капитал и личность специалиста, работника считаются неотделимыми. Он воплощается в объектах производительно используемой интеллектуальной собственности и авторских прав. В инновационной деятельности участвует каждый сотрудник компании, как отдельно, так и в составе творческих проектных групп, формируя персональную интеллектуальную собственность[5].

Таким образом, главной функцией интеллектуального капитала является существенное ускорение прироста массы прибыли за счет формирования и реализации, необходимых систем знаний, отношений и вещей предприятию, которые, направлены на то, чтобы обеспечить его хозяйственную высокую эффективную деятельность.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Добрынин, А. И. Человеческий капитал в транзитивной экономике / А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Е. Д. Цыренова. – СПб.: Наука, 2002. – 239 с.
  2. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал: ключик успеху в новом тысячелетии / Э. Брукинг. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  3. Быченко, Ю. Г. Важнейший показатель человеческого капитала // Человеческие ресурсы. – 2001. – №3. – С. 22-27.
  4. Валентей, С. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. – 2002. – № 2. – С. 62-63.
  5. Иванюк, И. А. Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинг-системах / И. А. Иванюк. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 265 с.
  6. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества / В. Л. Иноземцев – М.: Наука, 2002. – 639 с.
  7. Лаптев, А. П. Здоровье – фундамент деловых успехов // Управление персоналом. 2004. – № 10. – С. 75-80.
  8. Леонтьев Б.Б. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе / Б. Б. Леонтьев. – М.: Издательский центр «Акционер», 2002. – 250 с.
  9. Нойманн, Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире / Ф. Нойманн. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 316 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Иващенко Михаил Александрович.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация