МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Грибина Галина Александровна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В современном мире человеку сложно постоянно поддерживать нормальное функционирование психики, при часто меняющихся условиях жизни и иных трудных ситуациях. Поэтому всем нам приходится прибегать к механизмам психологической защиты, с целью минимизации личных переживаний и разгрузки эмоционального фона. Для того чтобы это происходило более эффективно и мы могли предугадать исход событий, следует изучить данные механизмы и усвоить их на примерах поведения героев из художественной литературы.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Механизмы психологической защиты в художественной литературе // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85549 (дата обращения: 13.03.2024).

Психика представляет собой форму активного отражения субъектом объективной реальности, при взаимодействии высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая регулятивную функцию в их поведении. Психология отвечает за формирование идеального образа реальной действительности, которое помогает взаимодействовать организму с окружающим миром. Защита  –  это активная борьба Я против опасности или несознательный психологический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Вытесненные желания, идеи или чувство, соединяясь с реальной либо воображаемой угрозой наказания, стремятся прорваться в область сознания. Болезненные чувства тревоги, депрессии, стыда или вины становятся сигнальными аффектами, понуждающими отказаться от желания или влечения. Защита действует бессознательно, и индивид не распознает механизмы, заставляющие его отказаться от опасных влечений и желаний. Действия защитных механизмов способны разрушать и искажать различные аспекты реальности.

Впервые термин «защита» был использован Фрейдом в работе «Защитные невропсихозы» (1894), но долгое время понятия «защита» и «вытеснение» применялись им как взаимозаменяемые. Термин «защитный механизм» впервые появляется в классической работе Анны Фрейд «Я и защитные механизмы» (1936), где описано десять форм активности – или методов деятельности Я, – выполняющих защитную функцию. Механизмы защиты могут проявляться в различных формах поведения как по отдельности, так  совместно. С точки зрения Бренера (1981), защите может служить любой аспект функционирования Я, а сама защита столь сложна, что обозначение отдельных защитных механизмов является редукционистским и вводит в заблуждение. И все же многие психоаналитики считают полезным использовать представление о защитных механизмах для описания защит против угроз Я.

Основные механизмы защиты: смещение, вытеснение, проекция, отрицание, изоляция.

Смещение – перенос активности действия с недоступного объекта, на действие с доступным объектом, смена фокуса в поведении. С помощью этого механизма разряжается напряжение, однако желаемая цель не достигается, это обусловлено недоступной потребностью. Данный механизм проявился в жизнедеятельности героя психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Перед совершением своего поступка Родион Раскольников находился в долгих раздумьях и расчетах. Накануне убийства ему снится сон, в котором мужики убиваю лошадь, а он наблюдает со стороны. Получается что, его запланированные действия перенеслись в сновидения, потому как в реальной жизни он был не готов их осуществить.

Вытеснение – универсальный способ сглаживание внутреннего конфликта путем изгнания или выключения из сознания неприятного чувства или опыта, которые уже переживал организм. Человек быстрее забывает травмирующую информацию и то плохое, что причинил себе сам или окружающим, тем самым втесняя её из памяти. Так Лев Николаевич Толстой, говорил: «Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью

Проекция – бессознательное предписание собственных чувств, влечений и желаний другому лицу, осознание их, как социально неприемлемые. В произведении А. П. Чехова «Черный монах» главный герой Коврин, являясь по истине, гением своего времени, не может сам себе в этом признаться и одарить себя, таким званием. Для того чтобы разрешить внутренний конфликт он прибегает к силе воображения и создает образ – галлюцинацию Черного монаха. Он приходит к нему, ведет с ним незаурядную беседу, в результате которой Коврин признает от него свое превосходство. Таким образом, если бы он сам признал свое величие, то это привело бы к психической катастрофе, поэтому он присвоил это действие другому лицу.

Отрицание – непринятие информации, которая тревожит, заметное искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении. В романе Э. М. Ремарк “Черный обелиск” главная героин Изабелла старается постоянно игнорировать происходящие события реального времени. Она иллюзорно воспринимает окружающую обстановку, отдавая предпочтение только что возникшему чувству, ее внимание рассеянно. Так она отрицает осознание целостности и стабильности.

Изоляция – обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. Разрушение связи межу эмоциональной окраской и событием, сознание блокирует неприятные эмоции. Плюшкин – герой произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» является отличным примером механизма изоляции. Будучи пожилым человеком, он разорвал все отношения с людьми и предпочел остаться один в окружение кучи бесполезных предметов. Плюшкин просто собирал ненужные вещи, которые, по сути, не использовал. Его внутренний мир опустошен и для снятия тревоги он заполняет пространство этими предметами, полностью живя только ради них.

Главная функция механизмов психологической защиты – устранение внутри личности конфликтов, чувств, которые заставляют переживать и страдать. То есть они служат для стабилизации внутреннего психологического состояния человека, сохранение целостности личности. Порой это достигается различными путями и следственно приводит к различным результатам. Так при успешной активации данных механизмов человек решает проблему, как было с Ковриным из произведения А.П. Чехова. Наоборот, при неуспешном исходе, ведет к большему обострению противоречия и размыванию границ собственного Я, как было с героиней романа Э.М. Ремарк Изабеллой. Каждому человеку следует проанализировать своё поведение и психологические установки нашего мозга, чтобы как можно благоприятнее разрешать жизненные ситуации, при этом оберегая психологическое здоровье.


Библиографический список
  1. Субботина, Л. Ю. Психологические защиты [Текст] / Л. Ю.Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 112 с.
  2. Гоголь, Н.В. Мертвые души Т.5. Собрание сочинений в девяти томах / Н.В. Гоголь – М.: Русская книга, 1994.
  3. Ремарк Э. М. Черный обелиск. Пер. с нем. В. О. Станевич. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000.
  4. Чехов, А.П. Сочинения Т.8. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах / А.П. Чехов. – М.: Наука, 1986.
  5. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание Т.3. Собрание сочинений в 15-ти томах / Ф.М. Достоевский. – Л.: Наука, 1989.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация