ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: НЕМЕЦКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (М. ШЕЛЕР)

Канайкина Даяна Олеговна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Статья посвящена обзору основных положений философско-антропологической концепции М. Шелера, осуществившего в первой половине ХХ века (наряду с Х. Плеснером и А. Геленом), подобно Сократу, антропологический поворот в философии, выразившийся в открытии специфического – антропологического – метода мышления, что стало в последующем своего рода путеводной звездой и отправной точкой для многочисленных рефлексий в разных областях знания.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Канайкина Д.О., Пятилетова Л.В. Образ человека в философской антропологии: немецкая антропологическая школа (М. Шелер) // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85377 (дата обращения: 13.03.2024).

В ХХ веке происходит бурное развитие антропологического знания (разного «толка»), что нашло своё выражение также и в появлении значительных философско-антропологических концепций, оказавших и продолжающих оказывать влияние на формирование представлений человека («коллективного человека») о самом себе [1, 2, 3, 4]. В данном случае речь пойдёт о совершённом в понимании человека метафизическом «прорыве», развитие и конкретизацию которого в различных исследованиях можно наблюдать до сих пор, – о немецкой антропологической школе, представленной концепциями М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена.

Самым значительным (метафизическим) вкладом в развитие образа человека не без основания признаются исследования М. Шелера, который, подобно Сократу, совершил в начале ХХ века антропологический поворот в философии, обозначив исходную точку всякой (возможной) философской рефлексии: все манифестации бытия – внутреннего и внешнего – необходимо рассматривать в антропологической перспективе, обнажающей, в первую очередь, сущность человека, которая детерминирует все его специфические проявления (идеационный мир и мир артефактов).

Фактически М. Шелер говорит о новой научной форме философской антропологии – метаантропологии, способной рассмотреть все уровни манифестированного бытия сквозь призму первичной – человеческой онтологии. Программной в этом отношении является его работа «Положение человека в космосе».

Пирамида форм «живого бытия» увенчана человеческим способом существования: от «чувственного порыва» растений – к инстинктивному поведению животных и, наконец, – к интеллекту человека, способного осознать своё «положение в космосе», более того – обладающего потребностью в осознании своего положения среди других существ и способным сделать это исключительно в сравнении (компаративистски), что становится мощнейшим источником развития философской антропологии как метаантропологии.

Понимание человека, по мнению М. Шелера, не сводится к «количественному различению» накопленных, усиленных эволюцией признаков/характеристик, здесь необходим «качественный» – метафизический – подход: необходимо отвлечься от «витальной» составляющей в определении человека и обратить к исходному принципу человеческого.

М. Шелер называет этот принцип «принципом духа»: это, по сравнению с «предыдущими» ступенями бытия, инверсивная форма жизни, свободная от витального погружения; человек способен «порвать с бытием», выйти за его пределы, что находит выражение во всём – вплоть до саморефлексии, когда «он» сам для себя становится объектом исследования.

«Принцип духа» – в особом типе рефлексии, который М. Шелер называет «идеирующей абстракцией» (способность через один «наличный» (конкретный) пример уловить сущность и смысл бытия).

Идеирующая абстракция становится наиболее доступной только «любящему бытию», поскольку именно любовь центрирует вокруг себя область духовного, открывая «поры» сопричастности и понимания другого (в том числе нечеловеческого способа) бытия, что усиливает «ответный» характер объекта любви, тем самым давая возможность уловить в акте идеации весь «настрой» и палитру бытийной явленности.

Таким образом, М. Шелер (наряду с Х. Плеснером и А. Геленом) открывает в первой половине ХХ века новое измерение философской антропологии, и это не просто раздел философии, наряду с другими, а также это – не «просто» определённое направление в философской мысли, а нечто иное, нечто большее в том смысле, что может быть взято (без преувеличения) любой отраслью науки в качестве инструмента для работы: это специфический (обладающий уникальными характеристиками) метод рефлексии.

На наш взгляд, начало осознанию универсальности антропологической установки (метода рефлексии) и необходимости в ней было заложено именно в традиции немецкой философско-антропологической школы в лице М. Шелера, Х. Плеснера и А. Гелена. Значение произведённого ими «антропологического переворота» в философии сложно переоценить.


Библиографический список
  1. Костарев А.В., Пятилетова Л.В. Феноменология антропологического подхода // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/06/23989 (дата обращения: 12.01.2018).
  2. Заварзина Ю.О., Пятилетова Л.В. Проблема природы и сущности человека в философской антропологии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24365 (дата обращения: 12.01.2018).
  3. Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Образ человека в философской антропологии и метод его конструирования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24466 (дата обращения: 12.01.2018).
  4. Александриди О.А., Пятилетова Л.В. Антропологическая экспертиза как необходимая составляющая общей диагностики одиночества // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80623 (дата обращения: 13.01.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация