ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТВНОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Синьков Дмитрий Александрович
Байкальский государственный университет
г. Иркутск, Кафедра криминалистики, судебных экспертиз и юридической психологии, магистрант

Аннотация
Проведен анализ основных факторов распространения преступлений при применении компьютерной информации. В рамках представленной статьи проанализированы ключевые аспекты, касаемо проблематики повышения эффективности расследования преступлений в сфере компьютерной информации. Также исследуется сравнение российской и мировой практики в заданном вопросе.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Синьков Д.А. Повышение эффектвности расследования преступлений в сфере компьютерной информации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/08/84253 (дата обращения: 29.03.2024).

Научный руководитель – Кряжев Владимир Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент

 

Профилактика, расследование и предотвращение преступлений в сфере компьютерной информации осуществляется с применением правовых, программно-технических и организационно-технических норм. Правовое поле регулирует нормы, которыми устанавливается ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. С использованием данных норм защищаются авторские права программистов (разработчиков, распространителей и владельцев программного обеспечения). [1, с. 25-31]

Распространение компьютерной информации ограничивается рамками законов в сфере международного права. При помощи правовых инструментов контролируется деятельность разработчиков как распространителей компьютерной информации. Организационно-технические нормы позволяют организовать охрану вычислительных центров, куда стекается и откуда распространяется компьютерная информация.

Несмотря на грамотную кадровую политику центров обработки компьютерной информации, существуют как внутренние риски совершения преступлений в сфере компьютерной информации нанятым персоналом, так и риски вирусных атак с кражей данных и порчей хранящейся на вычислительных серверах информации.

Защита систем, где хранится и обрабатывается компьютерная информации, подразумевает наличие системы контроля доступа. Профилактика от распространения вирусов минимизирует риски совершения преступлений в сфере компьютерной информации, однако полностью не исключает этого.

В рамках политики по защите компьютерных данных программисты и владельцы центров обработки информации используют разные инструменты, в частности, резервное копирование данных, программы для защиты от кражи данных, охранные сигнализации и кодовые системы доступа к управлению вычислительным оборудованием. В настоящее время на уровне государства принята программа по развитию специальной службы, цель ее функционирования – профилактика преступлений в сфере компьютерной информации и расследование уже совершенных преступлений.

В настоящее время борьба с компьютерной преступностью в России ведется под воздействием факторов, которые снижают как эффективность профилактических мер, так и расследование преступлений в сфере компьютерной безопасности. По мнению исследователя Щеголаева Н.А., такими факторами являются: отсутствие совершенной правовой системы, которая бы отвечала интересам граждан в сфере защиты компьютерной информации, отсутствие организационно-технического обеспечения, которое бы отвечало интересам власти и его граждан в сфере защиты компьютерной информации. [1]

В настоящее время на борьбу с компьютерной преступностью выделяется небольшой объем финансирования, что не позволяет осуществлять полноценную профилактику преступлений и внедрять эффективные методики расследования совершенных преступлений. Техническая, организационная и правовая база требует не только постоянных финансовых вливаний, но и их увеличения в сфере активизации преступных элементов, действия которых направлены на кражу, перехват и распространение компьютерной информации, которая противоречит правовым нормам России и международного права. [2, с. 6-14]

Последствия совершения компьютерных преступлений в сфере компьютерной информации в достаточной мере не осознаются федеральными и региональными властями, институтами правовой защиты гражданского населения.

Правоохранительные органы не располагают достаточной информационно-технической и программной базой для расследования преступлений в сфере компьютерной безопасности. Все структуры правоохранительных органов действуют по-разному, при обнаружении факта совершения преступления.

Отсутствие четкого алгоритма взаимодействия подразделений полиции и других структур ведет к тому, что большая часть преступлений остается нераскрытой, оперативники не могут получить достаточно данных для того, чтобы квалифицировать преступление, опираясь на его признаки. Кроме того, кадровый состав суда, прокуратуры и полиции не имеет достаточного уровня подготовки для профилактики таких преступлений и их эффективного расследования.

В России действует единая система учета совершенных преступлений, однако она морально устарела, не отвечает специфике совершения преступлений в сфере компьютерной информации. Средства и технологии информации в настоящее время недостаточно защищены от действий преступных элементов. Порою пренебрежительность и незнание владельцев компьютерной информации ведет к привлечению внимания к ним преступных элементов.

На мировом уровне уже приняты совершенные законы и внедрены единые системы безопасности, которые позволяют проводить специалистам работу по профилактике преступлений в сфере компьютерной информации, эффективно расследовать преступления и отслеживать преступные действия не только для защиты государственных, но и гражданских интересов. С целью повышения эффективности профилактики преступлений в сфере компьютерной информации, расследования преступлений и защиты интересов граждан предлагается применить несколько необходимых мер. Во-первых, разработать и внедрить проект, который бы предусматривал постоянное функционирование и отслеживание потоков компьютерной информации.

Такая система могла бы выявлять при помощи алгоритмов попытки совершения преступлений, а также устанавливать слежение за активными элементами, которые ведут подозрительную деятельность. Эта система могла бы использоваться и для профилактики преступлений. [3, с. 22]

Правоохранительная система и судебная система могут взаимодействовать более эффективно, если будут разработаны единые регламенты взаимодействия между структурами. Кроме того, требуется обеспечить подразделения и спецслужбы необходимой программно-технической базой. [2]

В связи с активизацией преступных элементов за рубежом требуется разработать и внедрить стандарты, которые бы стали регулировать порядок взаимодействия российских правоохранительных органов и органов других стран. В связи с тем, что обеспечение компьютерной безопасности возложено не только на специальные подразделения и полицию, но и на владельцев, носителей и хранителей компьютерной информации, необходимо наладить взаимодействие между социальными фондами, банками, владельцами серверов и оборудование путем регламентирования норм взаимодействия. Координированные действия заинтересованных в обеспечении компьютерной безопасности структур позволили бы проводить профилактику преступлений, отслеживать действия подозрительных лиц и эффективно взаимодействовать при обнаружении признаков совершения преступления. [4, с. 463]

Кроме того, требуется наделить полномочиями в сфере обеспечения компьютерной безопасности лиц, прошедших квалифицированную подготовку. В настоящее время этой работой занимается до 70% специалистов, которые слабо разбираются в специфике распространения компьютерной информации. Это недопустимо для эффективной работы специальных подразделений в сфере обеспечения компьютерной безопасности.

На базе государственных учреждений требуется создать специальные факультеты, где могла бы вестись подготовка специалистов в области компьютерной безопасности. Программами обучения необходимо предусмотреть не только качественную теоретическую подготовку, но и практическую подготовку еще до момента поступления на службу. Учитывая специфику и рост преступлений в сфере компьютерной информации, необходимо предусмотреть постоянное функционирование системы переподготовки специалистов в сфере профилактики и расследования преступлений в сфере компьютерной безопасности.

Это одна из главных задач, которая в настоящее время стоит перед государством, но не выполнена в связи с недостатком финансирования и недостаточной оценкой юридических последствий от совершения таких преступлений. [5, с. 116-127]

Обращаясь к правовым нормам  в сфере профилактики и расследования преступлений в области компьютерной информации, следует отметить несовершенство правовой системы. Так, в УК содержатся статьи, предусматривающие уголовную ответственность за получение неправомерного доступа к информации, за распространение вредоносных программ, за нарушения в сфере правил эксплуатации электронно-вычислительных машин.

Этими статьями ограничивается правовая ответственность лиц за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. Согласно УК, преступлением в сфере компьютерной информации является получение неправомерного доступа к электронно-вычислительным машинам и их сетям, эти действия для квалификации преступления должны подразумевать нанесение такого вреда, как порча, блокировка и незаконное копирование информации.[6, с. 28]

Что касается международной практики в сфере профилактики и расследования компьютерных преступлений, то она сводится к организации симпозиумов и встреч в рамках ООН, которая формирует рекомендации и рекомендует к применению стандарты взаимодействия субъектов, заинтересованных в обеспечении безопасности компьютерной информации.

Таким образом, к настоящему времени не сложилось общемировой и российской практики по взаимодействию правоохранительных структур, которые являются ответственными за обеспечение безопасности компьютерной информации. Единого плана по развитию отрасли защиты пока не принято. С единым планом действий можно было бы оперативно и качественно наладить работу системы по обеспечению компьютерной безопасности.

Сюда следует отнести внеправительственные мероприятия, разделение ответственности между подразделениями позволит усилить контроль за работой специалистов, заинтересованных в обеспечении компьютерной безопасности с позиции экономики, политики и промышленности. Правительству требуется провести встречи с субъектами-носителями и распространителями компьютерной информации для того, чтобы на этой базе подготовить новые проекты законов в сфере обеспечения компьютерной безопасности.[7, с. 168]

Требуется разработка проектов по защите от совершения преступлений в сфере компьютерной информации на уровне промышленности, которая убеждена в том, что реализации поставленной задачи нельзя достичь без специальных промышленных продуктов. Требуется развивать международное сотрудничество и разработать единый регламент взаимодействия правоохранительных структур разных стран. Требуется провести работы по унификации законодательных актов и внедрить их в систему международного права.

Требуется разработать и постоянно совершенствовать стандарты по координации взаимодействия разных государственных органов. А в рамках Интерпола можно осуществить первый проект стандартизации взаимодействия национальных структур в сфере обеспечения компьютерной безопасности. [3]

Материально-техническая база системы правосудия и обеспечения правопорядка устарела и не позволяет эффективно бороться с преступниками в сфере компьютерной безопасности. Таким образом, должна быть принята программа финансирования и модернизации материально-технической базы правоохранительных структур, которые специализируются, как только на преступлениях в сфере компьютерной информации, так и на обеспечении общего правопорядка.

С совершенствованием материально-технической базы можно было бы ввести единую систему учета преступлений в сфере компьютерной информации. Ее анализ мог бы быть использован для разработки профилактических мер в сфере обеспечения компьютерной безопасности. К настоящему времени не разработано единой специфики расследования преступлений в сфере обеспечения компьютерной безопасности, что осложняет ведение оперативно-розыскной деятельности.

Знание специфики совершения таких преступлений могло бы улучшить результаты оперативно-розыскной деятельности. Поэтому требуется получение качественных знаний специалистами, как в рамках профессиональной подготовки, так и в рамках программа переподготовки специалистов соответствующих подразделений. [8, с. 866]

Основными научными дисциплинами в рамках преподавания программ для специалистов в сфере обеспечения безопасности компьютерной информации могли бы стать психология и кибернетика, информационные технологи и психолингвистика. Реализация данного подхода в данное время является затруднительной, поскольку нет достаточного оснащения и необходимой базы для обучения специалистов.

Учитывая тот факт, что повысить эффективность расследования преступлений в сфере компьютерной информации необходимо срочно, следует на базе подразделений обеспечения правопорядка в самом широком смысле использовать последние достижения в сфере информационных технологий.

Для эффективного расследования таких преступлений необходимо разработать единую тактику и стратегию. К данной работе следует привлекать высококвалифицированных специалистов. При осуществлении агентурной работы следует пересмотреть качественный состав субъектов, с целью установления конфиденциального и эффективного сотрудничества. [9]

В арсенал оперативной техники следует включить современные технические приборы и устройства (компьютеры и программное обеспечение). Для личного состава правоохранительных структур необходимо предусмотреть разработку и принятие программ подготовки. С целью выполнения долгосрочной стратегии следует предусмотреть возможности для организации переподготовки специалистов в сфере обеспечения компьютерной безопасности.

Данными программами должна преследоваться не только качественная теоретическая подготовка специалистов, но и практическая работа по освоению современной компьютерной техники и программных средств. Без соблюдения этих требований итоги оперативно-розыскной деятельности по фактам преступлений в сфере компьютерной безопасности останутся неудовлетворительными.

Таким образом, повышению эффективности расследования преступлений в сфере компьютерной безопасности будет способствовать усовершенствование правовой, технической базы и  внедрение программ подготовки специалистов в сфере обеспечения компьютерной безопасности. [10, с. 114—116]


[1] Щеголева Н.А., Шашкова А.А.Информационное общество и государство: специфика взаимодействия (правовой анализ) // Среднерусский вестник общественных наук. — 2010. — № 4. — С. 134—140

[2] Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю. Эффективная реализация уголовной ответственности: проблемы теории и правоприменительной практики // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 8. С. 87-94.

[3] Матмуратов Б.Д. К вопросу об объекте посягательства и предмете хищения компьютерной информации// Вестник Каракалпакского филиала Академии наук Узбекской ССР. Нукус, 2012. № 3. С. 58-62.


Библиографический список
  1. Гладких В.И. Компьютерное мошенничество: а были ли основания для криминализации? // Рос. следователь. – 2014. – № 22. – С. 25-31.
  2. Гарбатович Д.А. Проблемные аспекты эффективности норм, предусматривающих ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации // Библиотека криминалиста. – 2013. – № 5. – С. 6-14.
  3. Сафонов О.М. Уголовно-правовая оценка использования компьютерных технологий при совершении преступлений: состояние законодательства и правоприменительной практики, перспективы совершенствования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2015. – 22 с.
  4. Россинская Е.Р. Криминалистика. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 463 с.
  5. Подольный Н.А. Отдельные проблемы расследования преступлений, совершённых с применением компьютерных технологий // Библиотека криминалиста. – 2013. -№ 5. – С. 116-127.
  6. Жмыхов А.А. Компьютерная преступность за рубежом и ее предупреждение [Текст]: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2013. – 28 с.
  7. Крылов В.В. Расследование преступлений в сфере информации [Текст]. — М., 2015. — 168 с.
  8. Ляпунов Ю.И., Пушкин А.В. Преступления в сфере компьютерной информации. Уголовное право. Особенная часть [Текст] / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. — М., 2016. — 866 с.
  9. Сорокин А.В. Компьютерные преступления: уголовно-правовая характеристика, методика и практика раскрытия и расследования. [Электронный ресурс] / Режим доступа — http://kurgan.unets. га/~ргосиг/ту_раде.Мт, 2015
  10. Щеголева Н.А.Право на участие в управлении делами государства: понятие и ограничения // Среднерусский вестник общественных наук. — 2011. — № 3. — С. 114—116.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Синьков Дмитрий Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация