Коммуникация – составная часть одного из комплекса маркетинга, а также связующее звено между элементами производственной системы, а также между объединением системы и элементами внешней среды [1].
Коммуникации осуществляются, в первую очередь, как для создания, а также поддержания необходимых связей и контактов, во внешней среде, а также, непосредственно, и во внутри внутренней среде организации.
Одним из наиболее важных достижений последних десятилетий является направление к объединению маркетинговых коммуникаций, то есть использованию комплекса коммуникаций (таких как, реклама, прямые продажи и т.д.).
Следует отметить, что становление системы современных маркетинговых коммуникаций усложняется за счет многообразных взаимодействий компаний с потребителями, клиентами как с постоянными, так и с потенциальными, а также конкурентами.
При этом на повышение ценностей товаров и услуг влияет:
- сокращение жизненных циклов товаров и услуг;
- высокая динамика изменения определенных запросов и соответствующих вкусов потребителей;
- снижение результативности массовой рекламы;
- смещение акцентов в деятельности рыночных субъектов [5] [6].
Таким образом, можно отметить тот факт, что повышение ценностей товаров и услуг в формировании системы маркетинговых коммуникаций выражается в объединении каждого элемента в один комплекс маркетинговых коммуникаций, для повышения его эффективности.
Для скоординированной деятельности по продвижению товаров и услуг, и, одновременно, восприятию сигналов рынка соответствует поддержание определенных условий, таких как:
- сопряжение и синхронизация внешних и внутренних коммуникаций;
- система систематизации, обеспечивающая снижение затрат на коммуникационные мероприятия;
- ориентированность при индивидуализированном обращении к потребителю [2].
При обобщении эволюции развития маркетинговых коммуникаций выделяют три периода в развитии общества, такие как доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный (информационный), а также характеристики маркетинговых коммуникаций, каждый из которых соответствует определенному периоду, представленного в таблице 1 [4] [10].
Таблица 1 – Характеристика маркетинговых коммуникаций в разных формациях
Характеристики маркетинговых коммуникаций (МК) | Доиндустриальное | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
общество |
|||
Тип |
Индивидуальные, личные |
Массовые, стандартные |
Персонализированные, прямые |
Охват коммуникаций | локальный | Национальный, ограниченный языковыми барьерами | Глобальный |
Главенствующий тип маркетинга, основные средства МК | Индивидуальный маркетинг | Массовый маркетинг | Персональный маркетинг |
Модель рынка и рыночные структуры | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Совокупность конкурирующих сетей компании |
Главенствующая модель МК | Отсутствовали | Модель односторонних и двусторонних ассиметричных МК | Модель многосторонних, интерактивных МК |
Методика МК | Межличностные (прямые) | Субъект – объектные коммуникации | Субъект – субъектные непрерывные коммуникации |
Тип потребителя | Индивидуальные потребители, наиболее богатые члены общества | Массовые потребители, сегменты однородных потребителей | Сеть персонализированных профессиональных потребителей |
Проведенный анализ литературных источников позволяет утверждать, что маркетинговые коммуникации следует рассматривать в трех основных аспектах, каждый из которых представлен на рисунке 1 [3].
Рисунок 1 – Аспекты маркетинговых коммуникаций
В целом, маркетинговые коммуникации следует рассматривать как процесс взаимодействия субъектов маркетинговой системы, объединяющиеся при работе с разнообразными средствами маркетинговых коммуникаций, такими как реклама, стимулирование сбыта, PR, маркетинг отношений. Преследующие в свою очередь создание текущего, а также и поддержания перспективного (потенциального) спроса на продукты и услуги компаний. [5] [8].
На рисунке 2 представлена классификация маркетинговых коммуникаций.
На сегодняшний день большинство специалистов отмечают тот факт, что каждую коммуникации, индивидуальную, личностную, а также персональную, следует различать по определенным параметрам.
Рисунок 2 – Виды маркетинговых коммуникаций как процесса
Индивидуальные коммуникации следует рассматривать как количественный аспект участвующих в коммуникации сторон.
Только потому, что индивида рассматривают как социума (некую неделимую с точки зрения структуры целостность), или однородную особь, которая наделена определенными качествами характерными для каждого индивида свойств и характеристик.
Персональные коммуникации представляют собой процесс межличностного речевого взаимодействия субъектов коммуникации и их влияния друг на друга.
А личностные коммуникации определяются как случайный обмен информацией между людьми при определенной встрече.
Таким образом, в современных условиях для эффективного воздействия на потребителей не менее важны инновации в маркетинге, прежде всего в маркетинговых коммуникациях, а уже после изменения в продуктах компании [7] [9].
Опыт зарубежных стран показывает, что наибольшего эффекта при выводе продукта на рынок и поддержании интереса к нему у покупателей добиваются компании, использующие нестандартные технологии и методы взаимодействия с потребителями.
Библиографический список
- Ивашкин М.В., Мишурова К.И Реклама как инструмент персонифицированного воздействия на покупателя//Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2016. – № 4(31). – С. 171-178.
- Король А.Н. Инновационные виды маркетинговых коммуникаций [Текст]/Король А.Н. современные проблемы развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: сборник научных трудов: в 2 кн. – Хабаровск, ТОГУ, 2016. – С.78-83(246 с.)
- Король А.Н. Рекламная деятельность: учебное пособие/Король А.Н. – Издательство тихоокеанского университета, 2015. – 139 с.
- Ляпина И.Р., Строева О.А., Проконина О.В. Особенности управления устойчивым развитием и конкурентоспособностью предпринимательских структур //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 9-3 (25). С. 175-178.
- Ляпина И.Р., Торгачёв Д.Н. Коммуникации с потребителем и продвижение товаров в современных условиях //В сборнике: Экономика предпринимательства: теория и практика 2015. С. 23-24.
- Ляпина И.Р., Сибирская Е.В., Строева О.А. Управление эффективностью промышленных предприятий: маркетинговый инструментарий //Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2014. № 5. С. 38-44.
- Романов А.А. маркетинговые коммуникации /Романов А.А., Панько А.В. – М.:Экспо, 2016. – 432с.
- Ромат Е.В. Реклама: учебник для вузов. 7 – е издание./Ромат Е.В. – СПб./Питер, 2016. – 512с./ил.- (Серия «учебник для вузов»).
- Старов С.А. управление брендами./Старов С.А. Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб./Издательство «Высшая школа менеджмента» 2015. – 500с.
- Ульянов А.В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума [Текст]/Ульянов А.В.- М:Экспо, 2016. – 432с.