ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЭКОНОМИКИ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОМ РАЗРЕЗЕ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Смирнов Владимир Михайлович1, Рязанцева Маргарита Васильевна2
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, доктор экон. наук, доцент, заместитель декана факультет «Анализ рисков и экономическая безопасность»
2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом и психология»

Аннотация
В условиях увеличения скорости глобальных изменений, особенно технологических, одной из важнейших задач государства на рынке труда является разработка инструментов, обеспечивающих согласование запросов и потребностей государства, бизнеса, общества и системы образования квалифицированными кадрами. Одним из инструментов является прогнозирование, прогнозные модели, позволяющие определить потребности экономики в профессионально-квалификационном разрезе. С другой стороны, государство, используя соответствующие стратегии, способно оказывать влияние на формирование спроса и предложения в квалифицированных кадров.
В данной статье обобщены зарубежные подходы к прогнозированию рынка труда, а также ряд других стратегий, обеспечивающих регулирование рынка труда в средне- и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: кадровые стратегии, прогнозирование, региональная экономика, рынки труда, управление персоналом, человеческий капитал


FORECASTING THE NEEDS OF THE ECONOMY IN LABOR RESOURCES IN THE PROFESSIONAL QUALIFICATION SECTION: A REVIEW OF FOREIGN EXPERIENCE

Smirnov Vladimir Mikhailovich1, Ryazantseva Margarita Vasilevna2
1Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of economic sciences, Associate professor, Deputy Dean of the Risk Analysis and Economic Security Faculty
2Financial University under the Government of the Russian Federation, Сandidate of technical sciences, associate professor at the Personnel Management and Psychology Department

Abstract
The world economic faces with the increasing speed of global changes, especially technological. That is why government should change the policy on the labor market and develop tools that could impact match skills demand and supply. One of such tools is forecasting models that allow to determine the skills needs of the economy. Using appropriate strategies formal institutes can influence and change skills demand and supply. This article summarizes foreign approaches to labor market forecasting, as well as a number of other strategies that ensure the regulation of the labor market in the medium and long term.

Keywords: HR strategy, human capital, labor market, personnel management, professional development


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнов В.М., Рязанцева М.В. Прогнозирование потребностей экономики в трудовых ресурсах в профессионально-квалификационном разрезе: обзор зарубежного опыта // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/79358 (дата обращения: 19.03.2024).

Мировая экономика переживает бурное развитие «четвертой промышленной революции» и обусловленные появлением digital и green экономики стремительные изменения на глобальном и национальных рынках труда. Новая экономика требует и новых навыков.  Для ответа на запросы мирового сообщества относительно того, того, какие навыки и компетенции будут востребованы в ближайшем будущем,   с начала 60-х годов прошлого века стали разрабатываться и активно использоваться  методологические практики построения современных прогнозов на рынке труда в целом, и прогнозов потребностей экономики в квалифицированных кадрах в профессионально-квалификационном разрезе.   Проблема согласования запросов и потребностей государства, бизнеса, общества и системы образования в определении эффективных пропорций и обеспечении высокого качества подготовки специалистов, которые с высокой степенью вероятности будут востребованы в будущем с учетом перспективной структуры экономики, является одной из глобальных проблем современности [1].

Зарубежный опыт прогнозирования  и планирования  потребностей экономики  в трудовых ресурсах,  являлся и продолжает оставаться объектом пристального изучения российских ученых. Несмотря на значительное число публикаций по теме,  исследование зарубежного опыта не потеряло актуальности по ряду причин. Зарубежные организации (прежде всего Европейский центр по развитию профессионального образования (Cedefop), Институт исследований в области занятости Варвика)  постоянно актуализируют и  совершенствуют созданные модели прогнозирования. Постоянно совершенствуется система показателей международной статистики, международные классификаторы. Разрабатываются национальные рамки образования и др. До настоящего времени не создана национальная модель прогнозирования потребностей национальной экономики в профессионально-квалификационном разрезе. Необходимы некоторые институциональные изменения, которые смогли бы обеспечить лучшее понимание потребностей рынка труда, взаимодействие его участников, социальных партнеров.

В данной статье представлены результаты системного анализа международной практики прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах в профессионально-квалификационном разрезе.

В ходе нашего исследования был решен комплекс задач:

1. Проведен  анализ современного состояния международного опыта прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах в профессионально-квалификационном разрезе с позиций развития рынка труда в различных типах экономик.

2.      Исследованы алгоритмы и математические модели макроэкономической методики прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах.

3.      Обобщены  системы ключевых показателей, используемых в зарубежных моделях прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах в профессионально-квалификационном разрезе, учитывающих особенности рынка труда и различные модели развития экономик, и определены используемые в международной практике наиболее эффективные критерии выделения разноуровневой квалификации рабочей силы.

4.      Исследована практика влияния (механизм обратной связи)  общественных организаций, отраслевых, профессиональных ассоциаций и объединений работодателей на формирование рынка труда в квалификационном разрезе в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также возможности учета этого влияния на этапе прогнозирования.

5.      Обобщены используемые в международной практике стратегические подходы к формированию значимой для экономики профессионально-квалификационной структуры предложения и спроса на национальном рынке труда.

6.      Изучен мировой опыт использования сценарного анализа и экономико-математического моделирования в практике прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах в профессионально- квалификационном разрезе.

7.      Проанализирована нормативно-правовая  база, регулирующая систему прогнозирования рынка труда в международной практике, дана  оценка основных тенденций правоприменительной практики в области подготовки кадров и подготовлены  предложения по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей систему формирования государственного задания образовательным учреждениям и систему прогнозирования рынка труда в России, и разработана структура баланса потребностей рынка труда и выпусков из системы образования в новых экономических условиях.

8.      Разработана динамическую модель прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах в рамках теории системной динамики.

Объектом исследования являлись социально-экономические отношения, определяющие закономерности формирования спроса и предложения на национальных рынках труда.

Предметом исследования  – совокупность международных практик прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах в профессионально-квалификационном разрезе.

Методология исследования была  основана на общих и специальных методах научного познания: методе исторического исследования, методах эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, сбор и изучение данных), текущего и перспективного анализа и синтеза теоретического и практического материала. В рамках системного подхода в работе использовались методы сравнительного, логического, функционально-структурного и сценарного анализа и математического моделирования.

Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные концепции и научные гипотезы, представленные в трудах зарубежных и отечественных ученых в области краткосрочного и долгосрочного моделирования, социально-экономического моделирования и прогнозирования, сценарного анализа и динамического моделирования рынка труда.

Исходными данными явились:

1  Методологические материалы по моделированию ситуации на рынке труда таких зарубежных организаций как Центр политических исследований (Мельбурн, Австралия), Кембридж Эконометрикс (Великобритания), Института исследований в области занятости Университета Варвика (Великобритания), McKinsey Global Institute, Европейского центра по развитию профессионального образования (Cedefop) [1,2,3].

2  Аналитические материалы и нормативно-правовые документы Европарламента, Европейской комиссии,  Европейского центра по развитию профессионального образования (Cedefop), Европейского фонда профессионального образования (ETF), Всемирного банка,  Правительств,  Министерств и агентств занятости таких стран как Великобритания,  Германия, Швеция, США, Франция, Китай, Конфедераций профсоюзов Швеции, Германии, Франции, Китая, США, Торговой палаты США, Всемирного экономического форума, а также российских министерств и ведомств и др. [4,5,8,9].

3. Статистические данные: Евростата, Международной организации труда, Организации содействия экономическому развитию (OECD), Бюро статистики труда США, Европейского центра по развитию профессионального образования (Cedefop), Европейского фонда профессионального образования (ETF), Банка Швеции, Всемирного экономического форума и др. [1,4,6,7]

4. Данные национальных и европейских онлайн ресурсов по трудоустройству: O’Net, Skill Panorama и др.

В исследовании были  использованы сайты российских министерств и ведомств социально-экономического блока и аналитических агентств; экспертные разработки российских и зарубежных ученых, а также собственные аналитические материалы авторов.

В процессе исследования был выполнен  комплексный анализ теоретико-методологических основ формирования системы прогнозирования рабочей силы, условий, ограничений и алгоритмов их формирования, в частности, изучены и проанализированы особенности применения наиболее известных  прогнозных моделей (Модель MONASH, Cambridge E3ME, INFORGE, ORANI и ORANI-G). Анализ  практики прогнозирования, исследование  институциональных особенностей   и стратегических подходов, определяющих особенности систем прогнозирования, а опыт также математического и системно-динамического моделирования прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах был выполнен в соответствии с типами экономик: США, Германия, Китай, Швеция, Франция.

Зарубежные модели прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах (рабочей силе), существующие как в высокоразвитых странах, так и ряде быстроразвивающихся экономик используют во многом схожие процедуры, которые условно  можно подразделить на несколько этапов, последовательность и детальность которых определяется не столько накопленным опытом прогнозирования, сколько имеющимся объёмом исходной информации, её точностью и объективностью. Условно можно выделить три основных этапа прогнозирования рабочей силы:

а) проектирование спроса на квалифицированную рабочую силу,

б) проектирование предложения квалифицированной рабочей силы,

в) балансировка спроса и предложения.

Существуют два различных класса методов прогнозирования образовательных условий. При первом методе образовательное содержание определенной профессии определяется в соответствии с типичной идеализированной структурой (этим методам следуют французские планировщики). В этих примерах образовательная структура производится как прямая функция от производительности труда или от общей производственной функции, где коэффициент использования труда связывает производство с квалифицированной рабочей силой:

Прогнозы  предложения рабочей силы разрабатываются по трем блокам:

  1. Демографические прогнозы по возрастным группам. Эти проекции производятся в соответствии со стандартными демографическими моделями, или, по простым временным экстраполяциям.
  2. Оценка количества выпускников по уровню образования. Оно производится в соответствии со стандартной моделью социального спроса.
  3. Определение участия в рабочей силе. Это достигается путем простого применения конкретных показателей участия в рабочей силе (по полу, возрасту и уровню образования) к выпускникам.

На  заключительном этапе прогнозирования  осуществляют  корректировку, чтобы приравнять предложение к спросу или добиться их баланса.

Для учета многообразия и высокого уровня изменчивости факторов, определяющих спрос и предложение квалифицированных кадров в профессионально-квалификационном разрезе (технологические, демографические изменения, глобализацию экономики и рост конкуренции и др.), в современных моделях прогнозирования используется сочетание количественных и качественных методов. Проанализированы  наиболее известные на российском рынке методики  моделирования и прогнозирования состояния рынка труда.

В ходе нашего исследования было исследовано  влияние общественных организаций на формирование и прогнозирование рынка труда, стратегические подходы к формированию профессионально-квалификационной структуры предложения и спроса на национальных рынках труда и сформулированы предложения по адаптации зарубежного опыта к российской практике прогнозирования рынка труда.

Проанализированы формы участия общественных организаций (профсоюзов, торговых палат и др.) в разных моделях социального партнерства и социального диалога

Анализ роли профсоюзов, показал, что обобщенной задачей  их деятельности, как представителей работников на всех уровнях социального партнерства, является повышение зарплаты своих членов и улучшение условий работы, а так же получение дополнительных преференций (выплат и льгот) от работодателя. Как правило, на  рынке труда профсоюзы действуют по двум направлениям:

-  содействуют растущему  спросу на труд соответствующей квалификации;

-  стремятся  к ограниченному предложению квалифицированного  труда.

Важнейшим направлением деятельности профсоюзов является борьба за усиление государственного регулирования трудовых отношений, в том числе и в профессионально-квалификационном разрезе. Очевидной составной частью такого нормирования является законодательство о минимальной заработной плате.  Его целью является   установление минимального уровня зарплаты, превышающий  равновесный. Одновременно с этим повышаются средние уровни зарплат  на фоне сокращения численности нанимаемых работников. В отдельных случаях профсоюзы  становятся монополистами на рынке труда, через заключение соглашений, которыми обязывают работодателей принимать на работу только членов профсоюзов.

Как показало исследование, занятость населения в зарубежных странах, во многом зависит от модели трудовых отношений или сложившихся отношений на рынке труда квалифицированной рабочей силы. Эта зависимость тесно связана и с разными формами государственного устройства различных стран. При всей схожести развития экономики и социальной сферы стран с рыночной экономикой политика занятости в каждой из этих стран, взятых отдельно, привела к формированию разных моделей рынка труда.

Вместе с тем, формирование профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на национальных рынках труда определяется множеством факторов. Основываясь на  концептуальной модели формирования спроса и предложения профессиональных навыков, разработанной Cedefop, можно выделить следующие элементы:

Во-первых, спрос на труд во многом определяется уровнем экономической активности, который в свою очередь зависит от структуры экономики, направлений экономического развития. Будущий  спрос на профессии и квалификации  зависит  от макроэкономической ситуации в национальных  и мировой экономике. Существующие тенденции  спроса в профессионально-квалификационном разрезе определяются демографическими изменениями, расширением доступа к образованию,  научно-техническом прогрессом и изменениями климата. Хотя влияние этих факторов в сфере занятости, профессий и квалификации во всех секторах в странах ЕС в период до 2025 года будет ощущаться по-разному.

Основные тенденции – это рост занятости в сфере услуг, рост спроса на специалистов высокого уровня квалификации, растущий спрос замещения (несмотря на растущий спрос на специалистов высокой квалификации, 47 процентов вакансий будут требовать среднего уровня квалификации и ниже), изменения в содержании работы и выполняемых задачах, которые обусловлены влиянием технологических изменений.

Во-вторых, спрос на рабочую силу определяется уровнем оплаты труда, степенью его дифференциации по отраслям и профессиям.

На изменение спроса оказывает влияние уровень занятости и изменение спроса на те или иные профессии/квалификации, замещение спроса на профессии/квалификации, открытие новых рабочих мест, обусловленных новыми квалификационными требованиями, открытие новых рабочих мест, обусловленных появлением новых профессий.

Предложение профессионально-квалификационной структуры на национальном рынке труда определяется также рядом факторов. Во-первых, демографической ситуацией, а также численностью экономически активного населения по возрасту и полу. Во-вторых, количеством и профессионально-квалификационной структурой выпускников системы высшего образования. Также предложение на рынке труда зависит и от численности занятых, имеющих определенный профессиональный статус, но желающих изменить сферу занятий, место работы. На предложение оказывают влияние качество рабочих мест, условия труда, уровень и конкурентоспособность заработной платы, количество отработанного времени в расчете на одного занятого, возможность частичной занятости, территориальное расположение организаций, развитость инфраструктуры в месте расположения работодателя, фактора миграции.

Кроме того, на  предложение оказывают влияние качественные характеристики самих работников: уровень образования, квалификации, наличие соответствующих «hard and soft skills» (профессиональные и личностные компетенции), например, лидерских и коммуникативных навыков, уровень личной производительности и ответственности.

В рамках проекта были исследованы  и обобщены стратегические подходы к формированию профессионально-квалификационной структуры предложения и спроса на национальных рынках труда в разных странах. Показано, что несмотря на некоторые различия, используются схожие институциональные меры (партнерские связи между государственными и коммерческими агентствами по трудоустройству, создание разветвленной системы профориентации; информирование молодежи о необходимых на рынке труда вакансиях, обучение и переобучение, привлечение работодателей в процесс обучения и стажировки  молодежи, субсидирование рабочих мест).  Как следует из результатов исследования, наиболее популярной как в мире (65 процентов респондентов), так и в рассматриваемых типах экономик является стратегия инвестирования в переобучение уже имеющихся сотрудников. Второй по популярности стратегией является стратегия, направленная на поддержание трудовой мобильности и ротации на рабочем месте. Отражены различия в подходах разных страны в разных типах экономик (Германия, США, Китай, Швеция, Франция).  Проанализированы причины несоответствия между спросом и предложением на рынке труда и причины дефицита кадров. Обобщены  основные тенденции в изменении спроса на квалифицированные кадры.

Основными драйверами спроса на рынке труда являются технологические изменения, глобализация  и конкуренция, структура экономики и ситуация на национальном рынке труда, демографические факторы (спрос замещения).

Основные тенденции – это рост занятости в сфере услуг, рост спроса на специалистов высокого уровня квалификации, растущий спрос замещения (несмотря на растущий спрос на специалистов высокой квалификации, 47 процентов вакансий будут требовать среднего уровня квалификации и ниже), изменения в содержании работы и выполняемых задачах, которые обусловлены влиянием технологических изменений.

Мировой опыт сценарного анализа для прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах рассмотрен с целью определения  эффективного приложения для построения и развития кадровой политики с учетом ограничений, накладываемых демографическими, образовательными и производственными процессами экономики будущего. Определены концепции и базовые принципы сценарного анализа. Описан агентно-ориентированный подход к моделированию процессов на рынке труда, позволяющий учитывать инвестиции в человеческий капитал, факторы мобильности трудовых ресурсов   в процессе моделирования. По нашему мнению, данный подход является наиболее перспективным в силу совей гибкости.

Проанализировано использование функций-агрегаторов в процессе экономико-математического  моделирования спроса на квалифицированные кадры.  Для повышения точности описания предложения высококвалифицированного труда широкое распространение получили вложенные CES агрегаторы, когда типы труда H и L определяются в свою очередь CES агрегаторами по различным возрастным группам, опыту работы и т.д.

Разработана  динамическая модель прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах в рамках теории системной динамики. Системная динамика оперирует сложными обратными связями, состоящими из многих причинно-следственных отношений между последовательными переменными и задержками, существующими в системе для предсказания поведения системы во времени. Для создания системно-динамической модели. описаны  контуры обратной связи (причинно-следственные петли): структурные отношения, влияющие на спрос рабочей силы, контур обратной связи простой системы обучения работника, контур обратной связи простой системы обучения работника с двумя уровнями и др.

Для повышения точности описания предложения квалифицированного труда в разработанной модели  используются CES агрегаторы (класс функций постоянной эластичности замещения CES (Constant elasticity of substitution), наилучшим способом отображающие всю информацию, содержащуюся в исходном множестве гетерогенных элементов). Уровни занятости неквалифицированных и квалифицированных работников, соответственно lu и ls определяются CES агрегаторами по различным возрастным группам, опыту работы и т.д., приводя к появлению нового параметра, определяющего величину эластичности замещения внутри агрегируемых групп.

С помощью разработанной модели выполнен расчет зависимости уровня заработной платы в отрасли/регионе от ВВП. Моделирование  осуществлено в  среде InsightMaker.  

Результатами данной работы стали:

Выявлены основные элементы, описывающие процессы прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах, описаны алгоритмы и численные методы прогнозирования потребности национальных экономик в квалифицированных кадрах.

На основе анализа зарубежного опыта разработана адаптированная для России система ключевых показателей прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах в профессионально-квалификационном разрезе с учетом текущего и перспективного рынка труда и развития системы высшего и среднего профессионального образования.

Сформирована блок-схема прогностического моделирования ежегодных дополнительных потребностей экономики в квалифицированных кадрах в профессионально-квалификационном разрезе.

Построена математическая модель для целей прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах в рамках подхода теории системной динамики.

Разработан алгоритм построения программно-вычислительного комплекса прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах в рамках подхода теории системной динамики.

Разработана модель анализа влияния различных режимов макроэкономического регулирования на динамику потребности экономики в квалифицированных кадрах в рамках подхода теории системной динамики.

Подготовлены предложения по совершенствованию системы формирования контрольных цифр приема для системы образования на основе прогнозных потребностей экономики и оптимизированных цифр приема на подготовку кадров системой высшего образования.

Подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты, обеспечивающие функционирование системы стратегического планирования в Российской Федерации в части оптимизации прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах.

Анализ документов стратегического планирования, разрабатываемых в ходе реализации положений закона «О стратегическом планирование в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о недостаточном внимании к прогнозированию и стратегическому планированию развития человеческого потенциала России. В июне 2016 года в закон были внесены изменения в соответствии с которыми к числу документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания на федеральном уровне была добавлена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Это представляется чрезвычайно важным и своевременным, так как фактор научно-технического прогресса играет важную роль в обеспечении экономического роста. Но без должного внимания уже на этапе целеполагания осталось развития человеческого потенциала, который является наиболее важным и перспективным фактором искомого экономического роста. В связи с вышесказанным считаем необходимым и целесообразным внесение дополнений в закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в части дополнения пункта 1 части 3 статьи 11 подпунктом «д», следующего содержания «д) стратегия развития человеческого потенциала Российской Федерации», а также изменения пункта 1 части 4 статьи 11 следующим образом: «1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, – стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, стратегия развития человеческого потенциала субъекта Российской Федерации».

Область применения – результаты анализа, разработанные рекомендации, система ключевых показателей, блок-схема прогностического моделирования, математическая модель  и алгоритм  могут быть использованы в практической деятельности Министерства экономического развития РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства образования и науки РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, Федерации независимых профсоюзов, при совершенствовании системы прогнозирования российского и региональных рынков труда в профессионально-квалификационном разрезе, при разработке нормативно-правовых документов, регламентирующих стратегическое развитие страны,  функционирование  института социального партнерства, отдельных крупных работодателей.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2016 года.


Библиографический список
  1. Рязанцева М.В., Смирнов В.М. Зарубежный опыт социального партнерства на рынке труда и в профессиональном образовании. // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2016. – № 9(71).С. 212-130.
  2. The Future of Jobs Employment, Skills and  Workforce Strategy for the  Fourth Industrial Revolution.  World Economic Forum. 2016. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs/ (дата обращения: 25.11.2016).
  3. European commission. High-performance apprenticeships & work-based learning: 20 guiding principles // [Электронный ресурс] URL: https://ec.europa.eu/epale/sites/epale/files/et_2020_wg_vet_20_guiding_principles_publication_finalised.pdf (дата обращения – 15 декабря 2016 г.)
  4. Government And Social Partner Cooperation In VET. From Dialogue To Partnership. // [Электронный ресурс] URL:http://www.etf.europa.eu/web.nsf/pages/EV_2016_Government_and_social_partner_cooperation_in_VET._From_dialogue_to_partnership?opendocument (дата обращения – 16 января 2017 г. )
  5. The Bruges Communiqué on enhanced European Cooperation in Vocational Education and Training for the period 2011-2020. // [Электронный ресурс] URL: http://www.cedefop. europa.eu/en/ publications-and-resources/key-documents (дата обращения – 15 декабря 2016 г.)
  6. Global Labor Market  Update //Электронный ресурс: http://www.kellyservices.ca/?hid=AD (дата обращения: 25.11.2016)
  7. Better Skills, Better Jobs, Better Lives. A Strategic Approach to Skills Policies OECD 2012. С. 14. //Электронный ресурс: http://innclub.info/wp-content/uploads/2012/05/1_Skills_strategy.pdf (дата обращения: 25.11.2016)
  8. Matching Skills and Labour Market Needs.  Building Social  Partnerships for Better  Skills and Better Jobs. Global Agenda Council on Employment. 2014. // [Электронный ресурс] URL: https://www.weforum.org/search?utf8=✓&query=Matching+Skills+and+ Labour+Market+Needs.++Building+Social++Partneships+for+Better++Skills+and+Better+Jobs&cx=005374784487575532108%3Azwr8u4lxoba&cof=FORID%3A11&op.x=0&op.y=0&op=Search (дата обращения – 15 декабря 2016 г.)
  9. Skills, qualifications and jobs in the EU: the making of a perfect match? Evidence from Cedefop’s  European skills and jobs survey. Luxembourg: Publications Office. Cedefop reference series; No 103. 2015 // [Электронный ресурс] URL: http://dx.doi.org/10.2801/606129 (дата обращения – 30 сентября 2016 г.)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Рязанцева Маргарита Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация