КАТЕГОРИЯ ДУХОВНОСТИ В СТРУКТУРЕ МЕНТАЛЬНОГО ОПЫТА

Глебова Марина Владимировна
Управление образования администрации города Прокопьевска
кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания, Заместитель начальника отдела образования

Аннотация
В статье рассматривается вопрос взаимосвязи интеллекта, духовности и ментальности в условиях глобальных социокультурных трансформаций. Показана ведущая роль категории духовности в структуре ментального опыта. Высокий уровень духовности личности и общества повышают культурокогнитивность и интеллектуальную идентичность социальной системы.

Ключевые слова: духовность, интеллект, когнитивные процессы, ментальный опыт, мышление, социум


THE CATEGORY OF SPIRITUALITY IN THE STRUCTURE OF MENTAL EXPERIENCE

Glebova Marina Vladimirovna
Department of Education Administration of Prokopyevsk
Ph.D., Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Deputy Head of the Department of Education

Abstract
The article discusses the relationship of intellect, spirituality and mentality in the face of global socio-cultural transformations, the leading role of spirituality category in the structure of mental experience. The high level of spirituality of the individual and society increase the cognitive potential of culture and intellectual identity of the social system.

Keywords: cognitive processes, intellect, mental experience, society, spirituality, thinking


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глебова М.В. Категория духовности в структуре ментального опыта // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78584 (дата обращения: 23.03.2024).

Современная эпоха становления и развития культуры постмодерна отличается сложностью и противоречивостью социокультурных процессов. На фоне глобальных трансформаций и «цивилизационных разломов» происходят принципиальные изменения взаимной связи интеллекта, духовности и ментальности. Время требует активизации интеллектуальных ресурсов и творческого потенциала личности, осмысления новых процессов, происходящих в когнитивно-ментальном континууме.

Продуктивное взаимодействие социального интеллекта и духовности реализуется  в пространстве ментальности, регулирующем мотивы, ценности и смыслы личности.   На высшем духовном уровне мотивационно-смысловыми регуляторами жизнедеятельности индивидуума выступают нравственные ценности и система аксиологических максим, воспроизводимых в каждой культурной традиции независимо от конкретного исторического периода развития общества.

Современное время принципиально отличается от всех предыдущих эпох: ценностью особого порядка становится интеллект, который признается ресурсом более важным по сравнению с  природно-сырьевыми запасами. Новая интеллектуальная формация, на наш взгляд, характеризуется следующими тенденциями:

  1. Изменение многих социокультурных процессов и формирование интеллектуальных сетей, влияющих на развитие логических компонентов ментальной культуры (совокупность  государственных, научных, общественных структур и организаций, направленных на  совершенствование  мыслительной системы).
  2. Технологизация интеллектуальных процессов  (созданием «фабрик мысли»)  в целях обеспечения связи интеллектуальных центров (разработки и исследования) с системами управления, а также для проведения исследований «ad hoc».
  3. Трансформация  духовно-интеллектуального пространства, в котором нарастает поляризация глобальных и антиглобальных процессов: в противоположность  одномерной упрощенной глобальности как черты массовой бездуховности и потребительства возникают духовность высокого уровня, которую можно рассматривать как альтерглобальное явление.
  4. Формирование нового типа мышления, способного преодолевать условные разделения между областями знаний, познавать окружающий мир более глубоко, системно и рационально, на сложном логическом уровне.

В развитых странах интеллект относится к категории конкурентных преимуществ человека, страны. По мнению М.А. Холодной, «в настоящее время можно говорить о глобальном интеллектуальном переделе мира, означающем жесткую конкурентную борьбу отдельных государств за преимущественное обладание интеллектуально одаренными людьми – потенциальными носителями нового знания… Интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности, выступает в качестве социального механизма, который противостоит регрессивным линиям в развитии общества» [3, с.10].

В условиях конкурентной борьбы, вызванной необходимостью выживания в быстро меняющемся мире, каждое государство стремится сформировать  индивидуальную траекторию модернизации, чтобы в конечном итоге занять в международной системе разделения труда место, наиболее адекватно соответствующее ее уровню развития и потенциалу.  Политика модернизации конкретного государства учитывает его общую идеологию развития, имеющиеся конкурентные преимущества и по сути является политикой встраивания в формирующийся мировой порядок. Эффективность модернизационных процессов в равной степени определяется состоянием и уровнем развития общественного интеллекта, научно-образовательного и реального секторов экономики. [1, с.298].

Интеллектуальная продуктивность социальной системы основана на качестве мыслительной деятельности человека, способности разума осуществлять интеллектуальные операции высокой степени сложности, информационной емкости и влиять на реальные процессы. Полнота реализации интеллектуальной сложности личности достигается  при максимальной развернутости всех свойств интеллектуальной системы социума. Познавательное взаимодействие субъекта с миром актуализируется в ментальном пространстве, представляющем собой динамическую форму ментального опыта.

Ментальный опыт – это система психический образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности [3].

Концепция ментального опыта М.А. Холодной включает психологически обоснованную модель интеллекта, структурно-содержательные аспекты которой описываются  с позиций состава и структуры ментального опыта субъекта. В этой  оригинальной модели показано, что психометрический интеллект, измеряющийся уровнем IQ при помощи специальных тестов, является сопутствующим явлением, неким эпифеноменом ментального опыта, в котором отражаются  свойства структуры индивидуальных и приобретенных знаний, когнитивных операций.

Согласно определению М.А. Холодной, интеллект по своему онтологическому статусу – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего  [3, с. 169].

В структуру интеллекта М. А. Холодная включает подструктуры когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта. Под интенциональным опытом в когнитивной концепции интеллекта понимаются ментальные структуры, лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Основное их назначение – «предопределять субъективные критерии выбора относительно определенной предметной области, направления поиска решения, определенных источников информации, субъективных средств ее представления» [3 с. 174].

Ментальные структуры осуществляют регуляторную функцию в процессе непроизвольной переработки информации, а также произвольную регуляцию интеллектуальной активности человека и тем самым формируют его метакогнитивный  опыт.

Интенциональный опыт  входит  в сферу мотивационно-личностной регуляции познавательной деятельности. Таким образом, в концепции ментального опыта  М.А. Холодной вполне обоснованно центральное место отводится мотивационной системе – ментальным структурам, определяющим критерии субъективного выбора (содержания, путей, средств поиска решения, источников информации). На наш взгляд, категория духовности, определяемая как высший уровень саморегуляции и развития личности на основе высших человеческих ценностей, соотносится с понятия «интенциональный опыт»   в концепции М.А. Холодной и занимает  в структуре ментальной содержательности центральную позицию.

Ментальность представляет собой глубинный уровень индивидуального и общественного сознания, включает бессознательные процессы, является способом выражения умственных способностей человека и интеллектуального потенциала  социальной системы в целом.

Интеллектуальная продуктивность, как на персональном, так и коллективном уровне раскрывается не в сфере количественных показателей психометрического интеллекта, а в сфере «креативной адекватности», обусловленной единством и взаимосвязью интеллекта, творческих способностей и духовности личности [2].

Ментальность социальной системы сама по себе не определяет интеллектуальную продуктивность. Примитивные уровни ментальности (бездуховность общества)  порождают соответствующий тип практической продуктивности.

От способа ментальной организации общества и направленности менталитета зависит  интеллектуальный потенциал социальной системы, способность общества и государственной системы решать конкретные задачи в условиях глобальной нестабильности социально-экономических и политических процессов.

Высокий уровень духовности личности и общества повышают культурокогнитивность социальной системы, которая проявляется в способности создавать, накапливать  и передавать эффективный интеллектуальный опыт, мыслительные технологии. Потеря этого опыта способна отбрасывать общество на примитивные уровни интеллектуального развития и, напротив, приобретение данного  опыта повышает интеллектуальную продуктивность общества. Духовность в структуре  ментального опыта становится и формой идентификации социума, как самостоятельной группы, способной  поддерживать свою интеллектуальную идентичность.


Библиографический список
  1. Глебова М.В.  Духовность и активизация интеллектуального потенциала общества как ключевые факторы социально-экономической модернизации России / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Омск, 2015. – с. 228-238.
  2. Интеллект, ментальность, духовность в глобальном мире: кол. монография, отв. ред. Колмаков В.Ю. Вып.2 – Красноярск: Изд-во «Литера-принт», 2008. – 228 с.
  3. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002 – 272 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Глебова Марина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация