Современная эпоха становления и развития культуры постмодерна отличается сложностью и противоречивостью социокультурных процессов. На фоне глобальных трансформаций и «цивилизационных разломов» происходят принципиальные изменения взаимной связи интеллекта, духовности и ментальности. Время требует активизации интеллектуальных ресурсов и творческого потенциала личности, осмысления новых процессов, происходящих в когнитивно-ментальном континууме.
Продуктивное взаимодействие социального интеллекта и духовности реализуется в пространстве ментальности, регулирующем мотивы, ценности и смыслы личности. На высшем духовном уровне мотивационно-смысловыми регуляторами жизнедеятельности индивидуума выступают нравственные ценности и система аксиологических максим, воспроизводимых в каждой культурной традиции независимо от конкретного исторического периода развития общества.
Современное время принципиально отличается от всех предыдущих эпох: ценностью особого порядка становится интеллект, который признается ресурсом более важным по сравнению с природно-сырьевыми запасами. Новая интеллектуальная формация, на наш взгляд, характеризуется следующими тенденциями:
- Изменение многих социокультурных процессов и формирование интеллектуальных сетей, влияющих на развитие логических компонентов ментальной культуры (совокупность государственных, научных, общественных структур и организаций, направленных на совершенствование мыслительной системы).
- Технологизация интеллектуальных процессов (созданием «фабрик мысли») в целях обеспечения связи интеллектуальных центров (разработки и исследования) с системами управления, а также для проведения исследований «ad hoc».
- Трансформация духовно-интеллектуального пространства, в котором нарастает поляризация глобальных и антиглобальных процессов: в противоположность одномерной упрощенной глобальности как черты массовой бездуховности и потребительства возникают духовность высокого уровня, которую можно рассматривать как альтерглобальное явление.
- Формирование нового типа мышления, способного преодолевать условные разделения между областями знаний, познавать окружающий мир более глубоко, системно и рационально, на сложном логическом уровне.
В развитых странах интеллект относится к категории конкурентных преимуществ человека, страны. По мнению М.А. Холодной, «в настоящее время можно говорить о глобальном интеллектуальном переделе мира, означающем жесткую конкурентную борьбу отдельных государств за преимущественное обладание интеллектуально одаренными людьми – потенциальными носителями нового знания… Интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности, выступает в качестве социального механизма, который противостоит регрессивным линиям в развитии общества» [3, с.10].
В условиях конкурентной борьбы, вызванной необходимостью выживания в быстро меняющемся мире, каждое государство стремится сформировать индивидуальную траекторию модернизации, чтобы в конечном итоге занять в международной системе разделения труда место, наиболее адекватно соответствующее ее уровню развития и потенциалу. Политика модернизации конкретного государства учитывает его общую идеологию развития, имеющиеся конкурентные преимущества и по сути является политикой встраивания в формирующийся мировой порядок. Эффективность модернизационных процессов в равной степени определяется состоянием и уровнем развития общественного интеллекта, научно-образовательного и реального секторов экономики. [1, с.298].
Интеллектуальная продуктивность социальной системы основана на качестве мыслительной деятельности человека, способности разума осуществлять интеллектуальные операции высокой степени сложности, информационной емкости и влиять на реальные процессы. Полнота реализации интеллектуальной сложности личности достигается при максимальной развернутости всех свойств интеллектуальной системы социума. Познавательное взаимодействие субъекта с миром актуализируется в ментальном пространстве, представляющем собой динамическую форму ментального опыта.
Ментальный опыт – это система психический образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности [3].
Концепция ментального опыта М.А. Холодной включает психологически обоснованную модель интеллекта, структурно-содержательные аспекты которой описываются с позиций состава и структуры ментального опыта субъекта. В этой оригинальной модели показано, что психометрический интеллект, измеряющийся уровнем IQ при помощи специальных тестов, является сопутствующим явлением, неким эпифеноменом ментального опыта, в котором отражаются свойства структуры индивидуальных и приобретенных знаний, когнитивных операций.
Согласно определению М.А. Холодной, интеллект по своему онтологическому статусу – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего [3, с. 169].
В структуру интеллекта М. А. Холодная включает подструктуры когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта. Под интенциональным опытом в когнитивной концепции интеллекта понимаются ментальные структуры, лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Основное их назначение – «предопределять субъективные критерии выбора относительно определенной предметной области, направления поиска решения, определенных источников информации, субъективных средств ее представления» [3 с. 174].
Ментальные структуры осуществляют регуляторную функцию в процессе непроизвольной переработки информации, а также произвольную регуляцию интеллектуальной активности человека и тем самым формируют его метакогнитивный опыт.
Интенциональный опыт входит в сферу мотивационно-личностной регуляции познавательной деятельности. Таким образом, в концепции ментального опыта М.А. Холодной вполне обоснованно центральное место отводится мотивационной системе – ментальным структурам, определяющим критерии субъективного выбора (содержания, путей, средств поиска решения, источников информации). На наш взгляд, категория духовности, определяемая как высший уровень саморегуляции и развития личности на основе высших человеческих ценностей, соотносится с понятия «интенциональный опыт» в концепции М.А. Холодной и занимает в структуре ментальной содержательности центральную позицию.
Ментальность представляет собой глубинный уровень индивидуального и общественного сознания, включает бессознательные процессы, является способом выражения умственных способностей человека и интеллектуального потенциала социальной системы в целом.
Интеллектуальная продуктивность, как на персональном, так и коллективном уровне раскрывается не в сфере количественных показателей психометрического интеллекта, а в сфере «креативной адекватности», обусловленной единством и взаимосвязью интеллекта, творческих способностей и духовности личности [2].
Ментальность социальной системы сама по себе не определяет интеллектуальную продуктивность. Примитивные уровни ментальности (бездуховность общества) порождают соответствующий тип практической продуктивности.
От способа ментальной организации общества и направленности менталитета зависит интеллектуальный потенциал социальной системы, способность общества и государственной системы решать конкретные задачи в условиях глобальной нестабильности социально-экономических и политических процессов.
Высокий уровень духовности личности и общества повышают культурокогнитивность социальной системы, которая проявляется в способности создавать, накапливать и передавать эффективный интеллектуальный опыт, мыслительные технологии. Потеря этого опыта способна отбрасывать общество на примитивные уровни интеллектуального развития и, напротив, приобретение данного опыта повышает интеллектуальную продуктивность общества. Духовность в структуре ментального опыта становится и формой идентификации социума, как самостоятельной группы, способной поддерживать свою интеллектуальную идентичность.
Библиографический список
- Глебова М.В. Духовность и активизация интеллектуального потенциала общества как ключевые факторы социально-экономической модернизации России / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Омск, 2015. – с. 228-238.
- Интеллект, ментальность, духовность в глобальном мире: кол. монография, отв. ред. Колмаков В.Ю. Вып.2 – Красноярск: Изд-во «Литера-принт», 2008. – 228 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002 – 272 с.
Количество просмотров публикации: Please wait