ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Анискина Елена Викторовна
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
магистрант

Аннотация
В статье проведен анализ результатов перехода традиционных форм взаимодействия преподавателя с обучаемыми в новую фазу развития системы образования, призванную облегчить труд преподавателя и максимально индивидуализировать учебный процесс. Приведена статистика компьютеризации и информатизации современного образования. Большое внимание в статье уделяется центральным проблемам внедрения технических средств и информационных технологий в процесс обучения, а также вопросам, касающимся меры включения электронных аналогов в педагогическую сферу.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Анискина Е.В. Информатизация образования в РФ на современном этапе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85225 (дата обращения: 18.04.2024).

В настоящее время компьютер играет большую роль в жизни человека как в профессиональном плане, так и в образовательном. Система образования медленно создает новые образовательные возможности, которые в современном мире дают, прежде всего, информационные технологии. Поэтому в наших условиях информатизация образования должна идти в «революционном» варианте – не на догоняющих, а на опережающих скоростях.

В России набирают темпы федеральные и неправительственные программы информатизации образования, в каждом регионе действуют свои программы компьютеризации и развития телекоммуникаций.

Важно, что за последние года произошел перелом в сознании педагогического сообщества: появилось понимание, что информационные технологии в российском образовании это не научная фантастика, а реальность.

Федеральные программы развития образования в Российской Федерации в первом десятилетии XXI века дали мощный толчок развитию ИКТ и информационной среды в образовании, создали элементы общероссийской единой информационной образовательной среды. Это отразилось на других сферах экономики и на положении России в международных рейтингах. Так, в международном рейтинге развития ИКТ Россия переместилась с 70-го (2007 год) на 38-е место (2011 год); в рейтинге развития Интернета в странах мира – заняла 31-е место (2012 год) и 24-ю позицию (из 61 стран-участниц) по уровню интенсивности использования Интернета. Обеспечение модернизации образовательного процесса привело к значительному увеличению расходов на образование, что во многом связано с изменением информационной составляющей образовательной среды. На сегодняшний день по данным электронного мониторинга «Нашей новой школы», в который включено 44 598 образовательных учреждений, в среднем по России показатель «Доля учреждений, у которых есть хотя бы один мультимедийный проектор (от общего количества общеобразовательных учреждений)» составляет 91,76 %, показатель «Доля учащихся, которые обучаются в учреждении, обеспеченном хотя бы одним мультимедийным проектором (от общей численности учащихся)» составляет 98,3 %. Средние значения показателей «Доля учреждений, у которых есть хотя бы одна интерактивная доска (от общего количества общеобразовательных учреждений)» и «Доля учащихся, которые обучаются в учреждении, обеспеченном хотя бы одной интерактивной доской (от общей численности обучающихся)», по Российской Федерации составляют 74,70 % и 90,34 % соответственно. В среднем по России выход в сети Интернет на скорости не менее 129 Кб/с имеют 69% образовательных учреждений и 59,35% учащихся. Выход в сеть Интернета на скорости не менее 2 Мб/с обеспечен в среднем в 25,86 % Концепция – 03 6 образовательных учреждений России для 38,98 % учащихся. Более 40 % образовательных учреждений имеют выход на скорости не менее 2 Мб/с в Нижегородской области, Республике Татарстан, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Санкт-Петербурге, Москве, Свердловской области, Челябинской области, Ярославской области, Астраханской области. Общее количество компьютерных классов в образовательных учреждениях России составляет 63 120 единиц. Общее количество компьютеров равно 1 406 656 единиц. В среднем в России на одно образовательное учреждение приходится 1,4 компьютерных класса, на один компьютер 9,5 учащихся.

Но специальные исследования показали, что в 60% московских школ для занятий информатикой используются устаревшие компьютеры. Что уж тогда говорить о компьютерных классах в провинциальных городах России? Компьютеры для школьных занятий, как правило, покупаются по принципу жесткой экономии. На экранах устаревших компьютеров практически невозможно добиться четкого и стабильного изображения – такие модели давно запрещены медиками для использования в школах, но этот запрет практически нигде не выполняется. В результате, как показали обследования школьников, дети после занятий на компьютерах в школе устают сильнее, чем после обычных уроков. В некоторых школах уже началась программа замены устаревших моделей компьютеров. Так же, официальный сайт мэра Москвы сообщает, что советник руководителя Департамента информационных технологий Москвы Андрей Белозеров заявил об установке точек доступа к Wi-Fi во всех классах школ Москвы к 2019 году. Они будут установлены в рамках проекта «Московская электронная школа».

В предыдущие десятилетия наработан колоссальный опыт создания и использования электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий обучения в образовательном процессе, созданы и успешно действуют федеральные и региональные коллекции образовательных ресурсов, структурированные по отношению к федеральному перечню учебников и дополненные региональной проблематикой. Многие педагогические работники успешно используют электронные образовательные ресурсы в учебном процессе, передавая свой положительный опыт коллегам. При этом стоит заметить, что при всех успехах, достигнутых педагогами при использовании электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, не удалось добиться эквивалентности электронных и бумажных учебных материалов. Зачастую электронных аналогов учебников просто не существует по различным причинам – это и отсутствие стандартов на формирование учебно-методических комплексов, и соблюдение прав авторов учебников, и отсутствие возможности провести экспертизу, а также неподготовленность материалов к переводу в электронный вид.

В апреле 2003 года был создан Федеральный совет по информатизации общего образования. Этот совет является государственно-общественным, т.к. половина его состава – это представители негосударственных структур. Цель деятельности Федерального совета – координация всех программ и проектов, направленных на информатизацию российского образования.


Библиографический список
  1. Андерсен Бент Б. Мультимедиа в образовании: специальный учебный курс. Информационные технологии в образовании. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.:ил.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.-112с.
  3. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебное пособие. – Оренбург, 2006. – 235с.
  4. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2010. – 224 с.
  5. Российское образование. Федеральный портал. Москва.  URL: http://www.edu.ru/news/it/vo-vseh-klassah-shkol-moskvy-k-2019-godu-ustanovya/
  6. Информационное агентство России ТАСС. Статья «XXI век: компьютеры учат детей». URL: https://chrdk.ru/tech/xxi-vek-kompyutery-uchat-detei


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Анискина Елена Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация