УДК 821.161.1

АКТУАЛЬНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РАССКАЗЕ М.А. БУЛГАКОВА «ХАНСКИЙ ОГОНЬ»

Апраксина Анастасия Сергеевна
Северо-Кавказский федеральный университет
магистрант

Аннотация
Данная статья посвящена выявлению в рассказе М.А. Булгакова «Ханский огонь» актуальных для литературного процесса 20-х годов XX века изобразительных средств, используемых для реализации авторской концепции действительности.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Апраксина А.С. Актуальность содержания и выразительных средств в рассказе М.А. Булгакова «Ханский огонь» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/85212 (дата обращения: 14.01.2018).

В современной филологической науке общепризнанным является положение, что художественная литература существует и развивается в тесном взаимодействии с социумом. В творчестве М.А. Булгакова, писательская деятельность которого пришлась на время коренных, глубинных изменений, которые болезненно переживала Россия, особо остро отразилось переломное состояние действительности 20-х годов XX века. Кроме масштабных социальных, политических, культурных, мировоззренческих перемен, в этот период происходило активное обновление литературных тенденций.

Тот факт, что динамично меняющаяся действительность не могла быть описана средствами одного направления, объясняет интенсивное взаимодействие различных эстетических систем в творчестве писателей этого периода. Несмотря на стремление отвергнуть все, что связано с дореволюционным временем, осваивая новую действительность писатели не отказывались от достижений литературы предшествующего периода и использовали приемы символизма, романтизма. Новый художественный мир они наполняли парадоксальными образами, ситуациями, символами, пытаясь проникнуть в подсознательное, отразить психологическое состояние человека.

Новые тенденции в литературном процессе влияли и на жанры, в том числе малые, особо популярные в это время вследствие обладания максимальными возможностями для изображения динамичной реальности.

М.А. Булгаков, будучи писателем, чутко реагировавшим на современность, остро осознавал идеологическую ситуацию своего времени и активно использовал приемы синтеза в своих произведениях.

Исследователи единогласны в мнении, что замысел произведения связан с реальными лицами и событиями российской истории. Так, Л.М. Яновская, Б.В. Соколов связывали историю создания этого произведения с поездками писателя в подмосковное имение Архангельское, где он занимался поиском материалов к нереализованной пьесе о Распутине и князе Ф. Юсупове [1, с. 237; 2].

Так или иначе в рассказе нашли отражения реальные факты истории, но важно отметить, что они использовались писателем не только для создания сюжетной канвы, но и для постановки актуальных вопросов его времени, связанных с переломом эпохи, кризисом мировоззренческих основ.

В рассказе «Ханский огонь» М.А. Булгаков с особым драматизмом изобразил противостояние двух миров, их абсурдное несоответствие.

Разноплановость повествования рассказа обусловливает то, что две эпохи сталкиваются, прежде всего, в сознании представителей «прежнего» мира ‒ сторожа Ионы и князя Тугай-Бега, испытывающих по отношению к новому времени и людям резко отрицательные чувства: «щемило в груди», «Иона перекосил рот, глаза его налились мутной влагой и руки затряслись», «Иона замкнулся от злобы» [3, с. 431, 434]. Столкновение эпох проявляется и в голосах представителей нового мира ‒ посетителей выставки и голого: Столкновение эпох проявляется в голосах представителей «нового» мира, для которых Иона ‒ «древность», «экспонат»: « ‒ Классный старик…‒ восхищенно шепнул кто-то. ‒ Его бы самого в музей, ‒ проворчал голый [3, с. 435].

Велика роль и ассоциативного фона произведения, который организует интертекстуальность. Е.А. Яблоковым в работе «Художественный мир Михаила Булакова» отмечается заимствование образа представителя «нового» мира ‒ «голого человека» из пьесы Л. Андреева «Савва» (1905-1906) [4, с.19].  Но М.А. Булгаков не просто заимствует этот образ, а наполняет его собственным содержанием. Так, в пьесе Л. Андреева нагота была символом равенства, нагота же «голого» в рассказе «Ханский огонь» демонстративна. Это представитель нового типа людей, новой идеологии.

Большое внимание писатель уделяет речи своих героев. Авторское отношение к новому миру выражается опосредованно, через точку зрения старика Ионы: «окаянный», «незваный», «чума голая» [3, с. 431, 433]. Именно старик выносит своеобразный приговор «новым» людям: «А насчет царствия ‒ это вы верно. Для кой-кого его и нету. В небесное царствие в срамном виде без штанов не войдешь» [3, с. 432].

Речь представителей «нового» мира характеризует их как людей, оценивающих те или иные явления по социальному признаку. Голый, он же Семен Иванович Антонов, к понятию «писатель» дает вполне характерное определение советского периода, своеобразный штамп ‒ «буржуазный».

В рассказе «Ханский огонь» М.А. Булгаков создает и особые образы времени и пространства. Автором детально воссоздаются предметы интерьера Ханской ставки, в описании которого присутствует зыбкость: «провал лестницы»; «люстра…, грозящая с тонкой нити сорваться в провал»; «под ногами разбегался скользкий шашечный паркет» [3, с. 432].

Пространство интерьера усадьбы наполнено статичными, неживыми предметами: «гаснущие от времени полотна», «бронзовый позеленевший бюст старухи матери в бронзовом чепце, с бронзовыми лентами, завязанными под подбородком, с шифром на груди, похожим на мёртвое овальное зеркало. Сухой рот запал, нос заострился» [3, с. 434-435]. Мотив гибели усиливается мотивом гибнущей античности: кличка пса ‒ Цезарь, статуя бога Аполлона Печального перед дворцом, белые боги на балюстраде. Апеллируя к античности, М.А. Булгаков проецирует смысл на всю Россию.  Пространство дворца символизирует угасающую культуру, всю погибающую страну.

В рассказе «Ханский огонь» особую роль выполняет не только пространственный образ усадьбы, но и образ времени. Прошлое мертво, будущее же оборачивается пустотой: «Не вернётся ничего. Всё кончено»; «Плыла полная тишина, и сам Тугай слышал, как в жилете его неуклонно шли откусывая минуты, часы» [3, с. 441]. Смещение пространственно-временных ориентиров в произведении порождает ощущение фиктивности бытия героя: «Это сон. ‒ Опять он пробормотал про себя, затем бессвязно продолжал: ‒ Одно, одно из двух: или это мертво… а он… тот… этот… жив… или я… не поймешь…» [3, с. 441].

Переломное состояние действительности обусловливает хаотичное сознание героев булгаковского рассказа: «С ума сойдёшь…», «В голове Ионы всё мутилось, и мысли прыгали бестолково», «Мысли у Ионы вновь встали на дыбы», «Колёса в голове Ионы ржаво заскрипели», «В голове не было уже никаких мыслей, а так, одни обрывки». Таким образом, реализуется мотив нервного слома, характерный и для других произведений М.А. Булгакова.

Не случайно и то, что автор оставляет финал рассказа открытым. Таким образом проблема выносится за пределы сюжета на общеисторический уровень. История, произошедшая в Ханской ставке, носит не частный, а общий характер. Уничтожение дворца ‒ разрушение культуры, традиций, основ, которое было вызвано стихийной и жестокой силой революции.

Используя актуальный для литературного процесса 20-х годов прием синтеза, включающий в себя разноплановость повествования, ассоциативный фон, особую трактовку время-пространственных отношений, открытый финал, М.А. Булгаков реализует особую концепцию связи личности с миром, психологического состояния с внешними процессами, раскрывает проблему отношений личности с динамичной, становящейся действительностью.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Яновская Л.М. Комментарий к рассказу «Ханский огонь» // Михаил Булгаков. Избранные произведения в двух томах. ‒ Киев: Дніпро, 1989. ‒Т. 1. 766 с.
  2. Cоколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. ‒ Москва.: Эксмо, 2007. 573 с.
  3. Булгаков М.А. Полное собрание романов, повестей и рассказов. М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2009. 1245 с.
  4. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. ‒ М.: Языки славянской культуры, 2001. 424 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Апраксина Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: