УДК 64.066.462

ПЕРЕРАБОТКА ШИН

Биндюкова Александра Павловна1, Голованова Софья Олеговна1, Домнина Анна Ивановна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студентка

Аннотация
В современном мире довольно остро стоит проблема утилизации различного рода отходов. Этой теме посвящено огромное количество научных трудов, законодательстве различных стран вводятся положения об организации сбора отходов и переработки. Все усилия направлены на поиски перспективных и наиболее удачных решений проблемы.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Биндюкова А.П., Голованова С.О., Домнина А.И., Шамина Е.М. Переработка шин // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/85120 (дата обращения: 23.09.2018).

Активный рост автомобильного парка во всём мире влечёт за собой накопление больших объемов резиносодержащих изделий, в частности изношенных шин. Только в Российской Федерации ежегодно накапливается свыше 1.000.000 штук шин, а во всём мире их накапливается около 1.000.000.000 тонн. Резиносодержащие отходы относятся к IV классу опасности. Из-за высокой стойкости к воздействию внешних факторов, шины, вывозимые на свалки, либо просто рассеянные на прилегающих территорий, загрязняют окружающую среду в течение очень длительного времени. Хотя они и не подвергаются биологическому разложения, при контакте с осадками и грунтовыми водами происходит вымывание из них ряда токсичных органических соединений высокого класса опасности; особо нужно отметить огнеопасность шин и их способность выделять токсичные вещества при сжигании на открытом огне [2].

Однако переработка автомобильных покрышек имеет не только экологическое, но и экономическое значение. Шинная резина представляет собой ценное вторичное сырье, а, в связи с ограниченностью природных ресурсов, проявляется необходимость использования вторичных ресурсов с максимальной эффективностью.

Если развитые страны Европы и Азии, а также США столкнулись с данной проблемой ещё в 1970-х годов, то в России в полной мере она стала ощущаться только к середине 2000-х годов, когда уровень автомобилизации населения достиг стране достаточно высокого уровня.

В разных странах и уровень развития переработки, использование отработанных шин и применяемые при этом методы неодинаковы. Как видно из диаграмм, во Франции покрышки в основном подлежат восстановлению и вторичному использованию, а в Японии и США их сжигают в качестве топлива. В России же на переработку попадает не более 10 % всех изношенных шин, остальные выбрасываются на полигоны либо непосредственно в окружающую среду [1].

 

В России утилизируемые покрышки в основном перерабатываются в крошку, которая находит применение при изготовлении различных покрытий. Но спрос на резиновую крошку не только не растёт, но и обнаруживает тенденцию к уменьшению.

Попытки использования покрышек в дорожном покрытии не оправдали себя: прорезиновые трассы не всегда отвечает заявленным требованиям, а строительство их дороже, чем укладывать обычные асфальтобетонные смеси. Сам процесс получения крошки очень энергоемкий, а оборудование подвержено быстрому износу и имеет высокую стоимость.

Между тем существуют способы, не требующие энергозатратных технологий, такие как использование целых автомобильных покрышек в качестве ограждений, для декорирования садовых участков и другое. Но данные области применения очень ограничены и к тому же представляют собой лишь временное решение проблемы утилизации покрышек.

Как упомянуто выше, во Франции значительная часть автопокрышек подлежит восстановлению. Такое решение проблемы является экологичным, срок эксплуатации шин увеличивается. Это ведёт, с одной стороны, к уменьшению количества отходов, с другой – к экономии ресурсов. Но не во всех случаях это применимо, например, препятствием может являться низкое качество корда многих дешёвых шин, поэтому необходимость утилизации покрышек сохраняется и в этой стране.

Сжигание резины в качестве источника энергии – это перспективное направление. Известны такие термические методы как сжигание, пиролиз и газификация. Сжигание – на первый взгляд самый эффективный способ утилизации [4]. Он был придуман в те времена, когда человечество ещё не изобрело никаких других способов уничтожения резины. Шины сжигали в основном на предприятиях цементной промышленности, где они частично заменяли такое топливо, как мазут и уголь. Однако сжигание шин недопустимо с точки зрения экологии, поскольку многие вредные вещества в процессе сжигания резины не распадаются, а попадает в атмосферу. При горении шин образуется диоксины и диоксиноподобные вещества, которые относится к суперэкотоксикантами I класса опасности. А очистка дымовых газов – это сложный и дорогостоящий процесс.

Большое развитие получает другой термический метод переработки отходов – пиролиз. Он представляет собой термическое разложение содержащихся в шинах органических соединений без доступа кислорода. Пиролиз шин является наиболее экологически чистым и одновременно наиболее экологически привлекательным методом утилизации их, поскольку он не только решает вопрос переработки вторсырья, но и позволяет получить жидкое топливо.

На российском рынке уже присутствуют пиролизные установки не только зарубежного, но и российского производства. Наиболее известные из них – это:

- установка «Пиротекс» от компании «Технокомплекс»;

- установка пиролиза Fortan от компании «ЭкоПромСервис»;

Актуальность проблематики утилизации покрышек в нашей стране в последние годы только набирает обороты и очевидно, что сбор и утилизация отработанных шин в любом случае принесут большую пользу в сохранении и поддержании экологической безопасности [1].

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Бернадинер И.М., Гаврилова Н.С. Перспетивное направление утилизации изношенных шин / ТБО: Твердые бытовые отходы научно-практический журнал  – М.: ИД «Отраслевые ведомости» – апрель 2017. – с. 42 – 45.
  2. Горшков В.А., Владимирцев Н.С. Пат. 22570433 Российская Федерация МПК С 21, В 29 И 17/04. Способ переработки изношенных шин / Патентообладатель Горшков В.А.
  3. Савицкий А.С. Основные направления переработки твердых производственных и бытовых отходов / А.С. Савицкий, А.А. Шевляков // Технология и оборудование для переработки древесины: еб. научн. тр. – Вып.  312 – М.: МГУЛ, 2000. – с.125 – 129.
  4. Вторичное использование полимерных материалов / под ред. Е.Г. Любешкиной – М., Химия, 1985, – 192 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шамина Екатерина Максимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация