СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Гревцев Иван Анатольевич
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
магистр 2 курса

Аннотация
Подготовка к внедрению в практику профессионального стандарта «Педагог» обозначила затрагивающую каждого специалиста, включенного в образовательные отношения, задачу: качественное формирование и развитие ИКТ-компетентности. Понимание актуальности этой задачи лежит в основе современной инноватики в образовании. Никакие позитивные перемены в педагогическом пространстве невозможны без привлечения новейших достижений в области информационных технологий.
Перед образовательными организациями в современной России стоит целый комплекс проблем. К числу наиболее важных следует отнести сложности перехода на новые образовательные стандарты, кадровый кризис, низкая мотивация обучающихся, но, в первую очередь, это проблемы финансирования. Однако эффективность деятельности образовательной организации, определяемая во многом экономическими показателями, может быть существенно повышена в результате успешного применения современных информационных технологий.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гревцев И.А. Специфика применения облачных технологий в образовательных организациях // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85097 (дата обращения: 19.04.2024).

Подготовка к внедрению в практику профессионального стандарта «Педагог» обозначила затрагивающую каждого специалиста, включенного в образовательные отношения, задачу: качественное формирование и развитие ИКТ-компетентности. Понимание актуальности этой задачи лежит в основе современной инноватики в образовании. Никакие позитивные перемены в педагогическом пространстве невозможны без привлечения новейших достижений в области информационных технологий.

Перед образовательными организациями в современной России стоит целый комплекс проблем. К числу наиболее важных следует отнести сложности перехода на новые образовательные стандарты, кадровый кризис, низкая мотивация обучающихся, но, в первую очередь, это проблемы финансирования. Однако эффективность деятельности образовательной организации, определяемая во многом экономическими показателями, может быть существенно повышена в результате успешного применения современных информационных технологий.

Предлагаемые изменения носят почти парадигмальный характер. Это связано с тем, что традиционно сфера ИКТ для своего функционирования требовала привлечения значительных материальных ресурсов, которые компенсировали затраты на приобретение и обслуживание машинного парка и программного обеспечения, а также на содержание квалифицированного персонала.

В наши дни эти проблемы можно решать с привлечением облачных вычислений (Cloud Computing), перспективность которых доказана практикой последних лет. Эта практика свидетельствует о преимуществах использования облачных сервисов, позволяющих различным корпоративным пользователям (а к их числу относятся и образовательные организации) отказаться от необходимости содержать собственные вычислительные мощности, дорогостоящее оборудование, оплачивать расходы на электроэнергию и зарплату обслуживающим всю эту технику специалистам.

Сама концепция облачных вычислений появилась во второй половине ХХ века. У ее истоков стояли американские специалисты Джон Маккарти (1927-2011) и Джозеф Ликлайдер (1915-1990), которые предвосхитили появление глобальных компьютерных сетей и связанных с этим технологий и сервисов. В первые годы нового века произошел качественный скачок в развитии облачных технологий. Сам термин «облако» из метафорического образа глобальной сети превратился в научный термин, закрепленный в сентябре 2011 года Национальным институтом стандартов и технологий США [1].

В сущности, идеология облачных вычислений представляет собой специфический вид коммерческой деятельности по предоставлению компьютерных мощностей в аренду пользователям. Востребованность подобных услуг оказалась достаточно высокой для того, чтобы подтолкнуть крупнейших игроков на рынке электронных сервисов к активизации деятельности в данном направлении.

Облачные технологии обладают рядом специфических особенностей. Эти особенности были четко описаны в аналитической записке «Облачные вычисления в образовании», выполненной Нилом Склейтером по заказу Института Юнеско по информационным технологиям в образовании. Аналитическая записка была опубликована на русской языке в сентябре 2010 года и содержала следующие положения [3].

Во-первых, обработка данных осуществляется удаленно от конечного пользователя и услуги облачных сервисов предоставляются через глобальную сеть.

Во-вторых, ресурсы облачных сервисов распределены между всеми пользователями и динамически выделяются по мере необходимости. При этом пропускная способность сети, процессоры, оперативная память и устройства хранения информации объединяются в единую систему. Безопасность хранения данных и устойчивость системы возрастает в связи с тем, что ресурсы могут распределяться между несколькими дата-центрами.

В-третьих, облачные технологии позволяют масштабировать потребляемы компьютерные мощности. Это значит, что образовательная организация или любой другой пользователь имеет возможность резко увеличить вычислительную нагрузку на систему. Для этого не придется тратить время  и деньги на приобретение дополнительного оборудования, в особенности, если эта возросшая нагрузка не имеет постоянного характера.

Четвертой отличительной чертой использования облачных сервисов является оплата услуг только по факту их потребления, исключая оплату содержания вычислительных мощностей.

Еще одной особенностью облачных технологий считается то, что пользователи могут самостоятельно регулировать объем и набор используемых сервисов. По желанию конечного пользователя система способна автоматически генерировать отчеты о потребленных ресурсах.

Таким образом, применение облачных вычислений полезно и выгодно тем пользователям, которые не имеют возможности содержать избыточные технические и человеческие ресурсы, и потребности в их использовании характеризуются нестабильностью.

В зависимости от конкретных запросов потребителя, использование облачных сервисов возможно на трех уровнях.

Низшим уровнем использования является потребление услуги инфраструктуры (IaaS). Конечный пользователь получает только услуги хранения и обработки информации, используя при этом собственные приложения и операционные системы. Большинство пользователей на данном уровне – это частные лица, которые используют облачные хранилища или сетевые диски для размещения своих файлов. До определенного лимита эти услуги предоставляются бесплатно. Многие уже успели оценить преимущества таких сетевых хранилищ, как Dropbox, Google Drive, iCloud Drive, Яндекс.Диск, Облако@mail.ru и множество других. Эти хранилища могут быть полезны и для корпоративных клиентов, в том числе и для образовательных организаций, например, для обеспечения общего доступа обучающихся к учебным материалам.

Более высоким уровнем следует считать использование услуги платформы (PaaS). Потребители устанавливают собственные приложения на платформу, предоставляемую сервисом. В настоящее время провайдерами облачных платформ являются Amazon.com (Beanstalk), Salesforce.com (Force.com, Heroku, Database.com), LongJump, Microsoft (Windows Azure), IBM (Bluemix), Red Hat (OpenShift), VMWare (Cloud Foundry), Google (App Engine), CloudBees, Engine Yard. Их число постоянно увеличивается. Данный вид использования облачных вычислений оказался очень привлекательным для коммерческих организаций. Переход на облачную платформу представляет собой внедрение новой информационной идеологии, что значительно проще, чем модернизация старой. С другой стороны, работа на облачной платформе – это, по сути, включение в бизнес-процесс аутсорсинговых отношений, что в определенных условиях является оптимальным, несмотря на возникающие риски.

Самым высоким уровнем использования облачных сервисов считается потребление программного обеспечения в качестве услуги  (SaaS). Именно этот уровень представляет наибольший интерес для образовательных организаций. Для использования необходимых ресурсов в учебном процессе требуется только веб-браузер или мобильное приложение. Оборудование и программное обеспечение предоставляется провайдером услуги. Современные SaaS-сервисы предлагают пользователю разработанный веб-сайт, заполненный необходимым контентом и программным обеспечением. Иногда объектом передачи становится и товарный знак сервиса. В нашей стране наиболее популярными SaaS-сервисами являются amoCRM, CallbackHunter, DaOffice, InSales, Jimdo, JivoSite, LiveTex, LPgenerator, MANGO OFFICE, SeoPult, UMI, Webinar.ru, YouScan, Битрикс24 и др.

Основными направлениями применения облачных вычислений в образовании чаще всего являются   перенос в «облако» электронной почты; сетевое хранение данных в качестве открытых образовательных ресурсов; размещение в «облаке» систем управления обучением (LMS, Learning Management Systems), которые используются образовательными организациями. Важно отметить, что развитие систем дистанционного  обучения (eLMS) обусловливает востребованность данных сервисов. Примером может служить широкое распространение системы управления курсами Moodle. Конечно, простое перемещение в «облако» LMS сопряжено с определенными трудностями, однако, есть основания полагать, что в ближайшее время появится программное обеспечение образовательной направленности, которое может быть включено в пакеты приложений, предоставляемых провайдером «облака».

Таким образом, использование облачных технологий несет в себе ряд очевидных выгод для образовательных организаций. В их число входят экономия средств, масштабируемость вычислительных мощностей, удобство конечного пользователя.

Разумеется, необходимо учитывать риски, связанные с использованием облачных сервисов, которые сводятся к неправомерному доступу оператора сервера к оборудованию конечного пользователя.  Об этом активно говорят приверженцы «свободного программирования», а также сторонники «Движения свободного программного обеспечения», основателем которого является американский программист Ричард Столлман (р.1953) [2]. Тем не менее, преимущества использования современных информационных технологий в деятельности образовательных организаций не вызывают сомнений у большинства специалистов.

В контексте введения новых образовательных стандартов представляются совершенно необходимыми усилия не только IT-специалистов, но и педагогических коллективов в целом по внедрению в практику образовательных отношений различного уровня достижений передовых компьютерных технологий.


Библиографический список
  1. NIST, 2011, “Cloud computing is a model for enabling ubiquitous, convenient, on-demand network access to a shared pool of configurable computing resources (e.g., networks, servers, storage, applications, and services) that can be rapidly provisioned and released with minimal management effort or service provider interaction”, p. 6.
  2. Персональный сайт Р. Столлмана https://stallman.org/
  3. Склейтер Н. Облачные вычисления в образовании: Аналитическая записка/ Пер. с англ. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – М., 2010


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гревцев Иван Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация